Цели:
- Научить консервированию продуктов способом уваривания с сахаром
- Ознакомить со способами длительного сохранения питательных свойств продуктов и, в частности, витаминов; совершенствовать навыки аккуратной работы.
- Способствовать воспитанию бережливости, заинтересованности в конечном результате труда.
Перечень оборудования: посуда для данного урока, стеклянные банки, крышки, разделочные доски ОС, салфетки, прихватки, эл. плиты.
Технологические сведения: Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования, правила безопасности труда. Уваривание с сахаром – способ продолжительной сохранности продуктов. Значение заготовок из плодов и ягод в питании человека. Технология приготовления джемов, варенья, использование природных ресурсов в производстве питания.
Наглядные пособия: Инструкции по технике безопасности, рецепты джема, варенья, повидла.
Межпредметные связи: Ознакомление с окружающим миром “Питание человека”; биология “Бактерии”; химия “Реакция окисления”; математика “Устный счет”; экономика “Бюджет семьи”.
Практическая работа: Подготовка посуды, ягод. Варка варенья.
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические, контроля и самоконтроля.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
- Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
- Повторение пройденного материала.
- Изучение нового материала. Технология приготовления варенья, джема, повидла.
- Инструктаж. Практическая работа. Варка варенья.
- Закрепление. Оценки, итог, домашнее задание.
Ход занятия
№ п.п. | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организационный момент |
|
1. Проверка присутствующий и готовности
учащихся к уроку, настрой на урок. 2. Постановка темы и целей урока: Технология приготовления варенья, джема, повидла, цукатов. Приготовление варенья из брусники с яблоками. Цель урока – научиться готовить варенье из брусники с яблоками. |
1. Дежурный отвечает, кто отсутствует на
уроке. 2. Записывают тему урока в тетради. |
|
2 | Повторение материала |
|
1. Проводит беседу:
|
Примерные ответы учащихся:
|
|
4 | Изучение нового материала |
|
Объяснение: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с заготовкой продуктов, а именно консервирование с использованием сахара. Уваривание без сахара и с сахаром – издавна известные на Руси способы консервирования в домашних условиях. Некоторые пищевые продукты (зерновые, бобовые, орехи) могут длительное время сохраняться в свежем виде. Все остальные по истечении некоторого времени подвергаются порче. Вопрос учащимся:
Продолжение объяснения: Не все микробы приносят вред. Многие из них полезны, например брожение, вызванное молочнокислыми микробами, используется при квашении капусты, засолке огурцов, мочении яблок. Вредные для человека микробы – болезнетворные. Они опаснее гнилостных и их трудно обнаружить. Самые опасные – бактерии бутулинуса. Все способы консервирования основаны на замедлении или уничтожении жизнедеятельности вредных микроорганизмов, которая возможна только в жидкой среде при достаточно высокой температуре. Кислая и соленая среда препятствует развитию вредных бактерий. Поэтому в варенье из некоторых плодов рекомендуется добавлять лимонную кислоту, а также для предотвращения засахаривания и улучшения вкуса. Вопрос учащимся:
Организовать работу по составлению последовательности приготовления варенья. |
Примерные ответы:
Участвуя в обсуждении устанавливают последовательность приготовления варенья из брусники с яблоками. Результат записывают в тетради. |
|
5 | Инструктаж. Практическая работа. |
|
Беседа Перед выполнением практической работы вспомним правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования при выполнении кулинарных работ. Напомнить учащимся обязанности бригадира, раздать бригадирам инструкционные карты и оценочные листы. Выполнение практической работы. Варка варенья из брусники с яблоками. Демонстрирует последовательность выполнения работы. Корректирует действия учащихся по ходу практической работы Во время варки варенья:
|
Каждая ученица называет по одному
правилу, дополняя предыдущие ответы. Бригадиры распределяют обязанности при выполнении практической работы, следят за порядком выполнения и соблюдением правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, выставляют оценки. Наблюдают за последовательностью проведения работы учителем, затем приступают к самостоятельному выполнению задания по инструкционным картам.
|
|
6 | Заключительная часть |
|
Беседа
Выставить оценки. Урок закончен, спасибо за работу. |
Примерные ответы на вопросы:
|