Цель проведения: систематизировать, углубить теоретические знания учащихся по данной теме, способствовать развитию мышления школьников путем обобщения ранее полученных знаний и умений по материку Африка, прививать интерес к предмету.
Оформление: карты по Африке, таблицы по данному материку, иллюстрации животных, растений, народностей в Африке.
Форма проведения – КВН.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
В учебном кабинете столы ставятся буквой «П».
II. Вступительное слово учителя
III. Игра
I конкурс - Приветствие
2 конкурс - Эрудитов
3 конкурс- Разминка "почемучек"
4 конкурс - Картографов
5 конкурс - Путешественников
6 конкурс - Музыкальный
7 конкурс - Капитанов
8 конкурс
- Домашнее задание
Подведение итогов, выставление оценок.
Вступительное слово учителя
Ребята, вы закончили изучать с вами один из самых интересных материков земною шара - материк Африку.
Африка среди других материков занимает особое положение на поверхности Земли. Только она одна почти посередине пересекается экватором. Африка - самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем любой другой материк. Считают, что слово "Африка" происходит от латинского "африа", что значит «безморозная». Если это так, то название материка вполне оправдано его природными условиями. Другие ученые полагают что слово " Африка" происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка. Впоследствии это название распространилось на весь материк. Именно на территории Африки расположена самая длинная река мира - Нил-6671км, самое длинное пресноводное озеро мира - Танганьика. Уникален животный мир материка. Здесь мы встретились с вами с самой крупной человекообразной обезьяной гориллой, самым воинственным зверем – носорогом, которому дорогу на узкой тропинке, уступает даже слон. Здесь мы встретили с вами царя зверей -льва, самыми крупными млекопитающими на Земле- африканскими слонами, самой крупной птицей на Земле -африканским страусом, птицей Марабу, которая встречается только в Африке, грациозным животным материка- жирафом, которое встречается только на материке Африка, бегемотом, тупорылым крокодилом, разнообразным миром обезьян, зебрами, и другими животными. Своеобразен и разнообразен мир различных пальм: кокосовая, финиковая, масличная, пальма дум, встречается хлебное дерево, эбеновое дерево, кофейное дерево, баобаб, бутылочное дерево, каменный дуб, пробковый дуб, акация жирафа, серебряное дерево, уникальное и удивительное растение вельвичия и другие. ( По ходу рассказа показываются рисунки животных). Вы познакомились с жизнью, бытом и национальными традициями жителей Африки. И до сих пор в Африке есть племена, например, пигмеи, которых почти не коснулась цивилизация. Они живут так, как жили их далекие предки. Ребята, вы познакомились также со странами материка. И сегодня у нас необычный урок. Урок-КВН по обобщению знаний материка Африка. На сцену приглашается команда « Бегемотики».
I конкурс - Приветствие
Игроки выносят на суд жюри название, эмблему, девиз, песню, приветствие жюри, болельщикам.
"Бегемотики" Эмблема команды - в круге нарисован бегемот.
Девиз: «Дружить всегда, дружить везде, дружить на суше и воде».
Песня из мультфильма "Доктор Айболит"
Приветствие сопернику:
Товарищи соперники.
Сегодня в первый раз
Мы с вами соревнуемся
На КВН у нас.
Противники мы грозные,
Но мы не хуже вас
Кто выйдет победителем
Узнаем через час.
Жюри:
Жюри мы любим и уважаем
100 лет прекрасной жизни им желаем.
И очень просим Вас -
Судите строже нас!
Мы покоримся Вам,
Как всем морским волнам,
Приветствие 2 команды "Тупорылый крокодил"
Эмблема сделана в виде ромба, на нем нарисован крокодил.
Девиз: «Наш девиз четыре слова: тонешь сам, топи другого.»
Песня Красной Шапочки сл. Ю. Михайлова муз. А. Рыбникова
1. Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно
Тo наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийтиПрипев:
А в Африке реки
Вот такой ширины!
А в Африке горы
Вот такой вышины!
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты.
Ах и зеленый попугай!
Ах и зеленый попугай!2. И как только, только, только,
И как только по тропинке,
И как только по дорожке
Встречу я кого - нибудь
То тому, кого я встречу
Даже зверю, верю, верю,
Не забуду, буду, буду
Буду "здрасьте " говорить.Припев:
Ах, здравствуйте, реки
Вот такой ширины
Ах, здравствуйте, горы
Вот такой вышины
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!3. Но, конечно, но, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой пугливый,
Сиди дома, не гуляй
Ни к чему тебе дороги,
Косогоры, горы, горы,
Буераки, реки, реки,
Руки, ноги, береги.Припев:
Зачем тебе море
Вот такой ширины?
Зачем тебе небо
Вот такой вышины?
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты!
Ах ,и зеленый попугай!
1 конкурс продолжается
Приветствие жюри:
0! Жюри вы наше дорогое.
Мы первый раз проводим КВН.
Поэтому, мы так вас просим
Плохих очков не присуждайте нам!
Друзьям -соперникам:
Вы сейчас, конечно, в норме,
Есть, эмблема, стенгазета,
Только нет от нас привета.
Мы желаем в этот час
Быть призером (после нас)
Конкурс эрудитов
Каждому эрудиту (от каждой команды по I) дается для разгадывания кроссворд по теме: "Африка" на 15 минут, угаданное слово приносит I балл команде.
Конкурс – Разминка «почемучек»
Каждая команда задает команде-сопернице по 7 вопросов.
Вопросы 1 команде:
1. Почему река Конго самая полноводная река Африки?
2. Где в Африке расположены области низкого и высокого давления?
3. Почему пигмеи часто меняют место своего проживания?
4. Почему у огромного дерева баобаба мелкие листья?
5. Почему носорог считается воинственным животным в Африке?
6. Назовите государства Северной Африки.
7. Каковы особенности географического положения Африки?
Вопросы 2 команде
1. Где расположен национальный парк Крюгера?
2. При каких условиях может расти финиковая пальма?
3. В каких климатических поясах расположена Африка?
4. Назовите природные зоны Африки.
5. Назовите и покажите самую высокую вершину Африки.
6. Как вы думаете, что произойдет с границами природных зон, если не будет приняты меры по охране природы Африки?
7. Какой английский исследователь внес большой вклад в исследование Африки и что он открыл?
Конкурс- картографов
Каждая команда получает конверт с набором названий географических объектов. За каждый правильно показанный на карте объект команда получает I балл, за каждое дополнение, характеризующее объект, по 1б. Конверт с набором названий географических объектов прилагается (Приложение 1)
Конкурс- Путешественников
Каждой команде предлагаются по 3 описания - природного комплекса, растения, животного (см. Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
I команда описывает: финиковую пальму, носорога, экваториальный лес.
2 команда описывает: баобаб, крокодила, природную зону саваны. (Данные прилагаются)
Конкур – Музыкальный
Представители команд по очереди поют строчку (куплет) из песни, где есть слово "Африка" или название географического объекта, растения или животного, обитающего в Африке и т.д.
Например:
В Африке акулы, в Африке гориллы
Африке большие крокодилы
будут вас кусать, бить и обижать
Маленькие дети, ни за что на свете
не ходите, дети, в Африку гулять.- Как же нам хочется братцы
на жирафе на живом покататься...- Где берет начало речка Нил
жил своею жизнью беззаботной
маленький зеленый крокодил и т. д.
Конкурс – капитанов
Капитанам раздается листы бумаги, где записан географический текст. В нем необходимо найти географические ошибки. (Конкурс прилагается, Приложение 5)
Конкурс – Домашнее задание
Разыграть сценку из африканской жизни.
Сценка команды «Тупорылый крокодил». ". "Встреча Робинзона Крузо с племенем ватуси."
В 16 веке корабль Робинзона Крузо потерпел кораблекрушение.
Утром его большой волной вынесло на берег. В это время по берегу ходили дети племени ватусси. Они увидели Робинзона. Один из них побежал к своему племени и сообщил о "находке человека". Взрослые мужчины пошли на берег и перенесли его в свой лагерь В лагере происходит такая сценка.
Действующие лица: Робинзон Крузо - Переверзев Ал., жена вождя - Масалитина 0, сам вождь - Сигарев Роман.
Все в костюмах. Через час Робинзон Крузо очнулся и увидел, что он попал в какое-то племя. Он решил показать им книгу, но понял, что читать они не умеют, так как рассматривали они ее вверх ногами, а некоторые пытались попробовать на зуб. Они пытались разжечь огонь с помощью двух камней. И Робинзон вспомнил о спичках и решил им помочь. Он зажег спичку и поджег костер. Тогда они решили, что этo бог огня им помог и начали танцевать ритуальный танец, и танцевали пока не погас огонь.
Команда «Бегемотики» представила сценку «Караван верблюдов в Сахаре»
Подведение итогов
Награждение победителей
Используемая литература
1. Учебник по географии 7 класса материков и океанов. В.А. Коринская, И.В. Дутина, В.А. Щенев, 2007 г.
2. По материкам и странам. Книга для чтения по географии материков, 1981 г. Составители Н.П. Смирнова, П.А. Шибанова.
3. Карты по теме «Африка»: физическая карта Африки, политическая карта мира, климатическая карта Африки и другие.
4. Таблицы по теме «Африка».