Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Организм человека. Сердце. Значение сердца в организме человека"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный

Форма организации урока: групповая

Методы обучения:

Активные: игра «Да-нетка», кроссворд, введение ролей и т.п.

Цель урока:

  • Получение детьми знаний по теме урока;
  • Приобщение детей к поисковой деятельности.

Задачи:

  • Познакомить обучающегося с ролью сердца в организме человека и продолжить знакомство с составом, свойствами и значением крови и кровеносной системы.
  • Развивать индивидуальные способности у обучающих и коммуникативные навыки при работе в группе.
  • Воспитывать нравственные качества: дружелюбие, чувство ответственности, товарищества, сердечность и т.п.

Умения и навыки, получаемые детьми в ходе урока

  • Умение мыслить сосредоточенно и целенаправленно;
  • Применение способов анализа и синтеза;
  • Навыки ведения диалога, участия в дискуссии, публичного выступления.

Оборудование урока:

  • Учебник «Мы и окружающий мир» 4-й класс (ч.2-я). Авторы: Н.Я. Дмитриева, Казаков. Год.вып.
  • Энциклопедии по теме урока;
  • Плакат «Кровеносная система человека»;
  • Модель сердца.
  • Жетоны для оценивания;
  • Таблицы и Рисунки (см. Приложения)

Оценивание и контроль

  • Самоконтроль
  • Самоанализ
  • Самооценка
  • Рефлексия своей деятельности.

Результаты урока

  • Получение детьми знаний по теме;
  • Приобщение к поисковой деятельности в результате непрерывного поддержания учителем интереса на всех этапах урока;
  • Контроль и проверка знаний по группам и индивидуально, оценивание каждого учениека на «4» и «5»

Закрепление полученных знаний - свободный выбор детьми домашнего задания по теме урока

Ход урока

Содержание

Примечание

I

Организационный этап

Вхождение в урок

1

Приветствие.

- Скажите «Здравствуйте» гостям по-доброму, чтобы подарить друг другу добро

 

2

Эмоциональный настрой на работу.

- Я приготовила сегодня новый урок и хочу, чтобы он вам понравился. Но я очень волнуюсь, а вдруг не получится. Вы мне помогите. Если вам будет сложно, я приду на помощь. Скажите себе «Я смогу. Я буду внимателен, серьёзен. Я – настоящий исследователь. Я – человек»

Дети стоят, глаза закрыты.

Глаза открыть и сесть

II

Проверка усвоения предыдущей темы.

О чём же мы будем вести сегодня речь вы узнаете чуть позже. А сейчас вспомним тему прошлого урока «Состав, свойства и значение крови»

Работа в группах, распределение ролей

1

Состав крови

Приложение 1. Схема 1.

1 человек от группы на столе учителя берёт жетон – название группы (по составу крови)

2

Повторить об эритроцитах, лейкоцитах, тромбоцитах, плазме

Учебник стр. 34-35 и др. источники

По одному выступающему от группы

3

Выводы о значении крови

Учебник стр. 33

Приложение 1. Таб.1

Приложение 2. «Это интересно»

4

Кроссворд

Приложение 3.

Всё прикрепляется на доску и оценивается жетонами.

III

Игра «Да-нетка»

- Я вам всё задаю и задаю вопросы. Вам не надоело? А сейчас вы мне задайте вопросы, на которые я смогу отвечать «Да-нет». Ваша задача отгадать, что находится в коробке, задав как можно меньше вопросов.

«Хранитель времени» считает количество вопросов. В коробке находится модель сердца.

IV

Изучение нового материала.

- Сегодня мы поговорим о сердце и его роли в кровеносной системе.

Вы согласны вести разговор?

Что вы хотите узнать?

Ответы обучающихся

1

Притча об отшельнике.

«Однажды отшельник вышел из уединения с озарением. Он останавлвал каждого прохожего вопросом: «Ты имеешь СЕРДЦЕ?» Люди возмущались тем, что он пристает с глупым вопросом.

- Спроси о чем-нибудь другом. Почему не спрашиваешь о других благах?» Отшельник сказал: «…»

Рассказывает учитель

Ответы детей. Учебник стр. 37.

 

- Представьте, что вы все отшельники. Что бы вы ответили людям?

«А отшельник сказал: «Лишь бы было сердце, остальное приложится»

Выслушиваются ответы детей

 

А один Мудрец сказал: «Источник богатств духовных и материальных – есть СЕРДЦЕ».

Мысли вслух

2

- По какому пути кровь добирается до каждого органа и каждой клеточки?

Плакат на доске «Кровеносная система человека»

3

- Какую роль играет СЕРДЦЕ и КРОВЬ в организме человека?

Вопросы «почемучек» о сердце, крови и кровеносной системе. Приложение 3. Таб.2.

4

- А теперь зарисуйте свое сердце. А я буду любоваться.

Случайно ли у вас оказалась контурная карта Кемеровской области? Да, очертание кемеровской области походит на сердце. Мы живем в сердце земли, ей всего 66 лет в этом году исполнилось.

Это много или мало?

А для человека?

Что нужно сделать, чтобы оно билось как можно дольше?

Можно я зарисую своё сердце? Я не думаю, что оно такое красивое. Я очень старалась, чтоб было как у вас, но что-то не получилось.

А какое может быть сердце?

На доске

В каждой группе контурная карта Кемеровской области.

Выслушиваются ответы детей.

5

Словосочетания и слова о сердце:

- Видеть сердцем;

- Сердце подсказывает;

- Каменное сердце;

- Сердцу не прикажешь;

- Милосердие;

- Бальзам на сердце;

- Зорко только сердце и т.п.

Называют дети

6

- Представьте, что у нас в городе все имеют сердце. Чтобы стало в нашем городе? Вообразите.

Каждый должен помнить, что у  него есть сердце. Вы убедились, что все наши надежды созданы от сердца?

В России ежечасно уходит из жизни 600 человек, а на нашей планете – 4 тыс. Почему? Не выдержало нападения злого сердца? Что может зажечь сердце внутри? (любовь доброта, сочувствие и т.п.)

На уроке идет диалог.

7

Чтение творческих работ «Моё сердце».

По желанию

8

- Заглянем ещё раз в наши сердца.

Я никогда не спутаю своё сердце с другим. Нуждается ли кто-нибудь, чтобы выправить своё сердце?

Загляните в ваши сердца.

Чтобы вы хотели выбросить. Я не хочу, чтобы это было во мне!

Если это есть, то на маленьком листочке запишите то, что хотите изъять из сердца. Это большой труд! Никому не показывайте! Скомкайте, соберите всё и сожгите!

Как хорошо становится, когда от чего-то избавляешься.

Пусть в ваших сердцах будет чистота, очищение.

Нарисованные на доске

Раздать листочки гостям

В чашке сгорает

V

Релаксация.

- Закройте глаза, послушайте своё чистое сердце.

Какие важные сведения вы получили на уроке?

Чем бы вам хотелось поделиться дома с родителями?

Работа «психологов» в группах и подведение итогов.

VI

Домашнее задание.

Выберете себе по этой теме задание сами.

По желанию (свобода выбора)

VII

Оценки за урок.

 - Спасибо за сотрудничество!