Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: групповая
Методы обучения:
Активные: игра «Да-нетка», кроссворд, введение ролей и т.п.
Цель урока:
- Получение детьми знаний по теме урока;
- Приобщение детей к поисковой деятельности.
Задачи:
- Познакомить обучающегося с ролью сердца в организме человека и продолжить знакомство с составом, свойствами и значением крови и кровеносной системы.
- Развивать индивидуальные способности у обучающих и коммуникативные навыки при работе в группе.
- Воспитывать нравственные качества: дружелюбие, чувство ответственности, товарищества, сердечность и т.п.
Умения и навыки, получаемые детьми в ходе урока
- Умение мыслить сосредоточенно и целенаправленно;
- Применение способов анализа и синтеза;
- Навыки ведения диалога, участия в дискуссии, публичного выступления.
Оборудование урока:
- Учебник «Мы и окружающий мир» 4-й класс (ч.2-я). Авторы: Н.Я. Дмитриева, Казаков. Год.вып.
- Энциклопедии по теме урока;
- Плакат «Кровеносная система человека»;
- Модель сердца.
- Жетоны для оценивания;
- Таблицы и Рисунки (см. Приложения)
Оценивание и контроль
- Самоконтроль
- Самоанализ
- Самооценка
- Рефлексия своей деятельности.
Результаты урока
- Получение детьми знаний по теме;
- Приобщение к поисковой деятельности в результате непрерывного поддержания учителем интереса на всех этапах урока;
- Контроль и проверка знаний по группам и индивидуально, оценивание каждого учениека на «4» и «5»
Закрепление полученных знаний - свободный выбор детьми домашнего задания по теме урока
Ход урока
№ |
Содержание |
Примечание |
---|---|---|
I |
Организационный этап |
Вхождение в урок |
1 |
Приветствие. - Скажите «Здравствуйте» гостям по-доброму, чтобы подарить друг другу добро |
|
2 |
Эмоциональный настрой на работу. - Я приготовила сегодня новый урок и хочу, чтобы он вам понравился. Но я очень волнуюсь, а вдруг не получится. Вы мне помогите. Если вам будет сложно, я приду на помощь. Скажите себе «Я смогу. Я буду внимателен, серьёзен. Я – настоящий исследователь. Я – человек» |
Дети стоят, глаза закрыты. Глаза открыть и сесть |
II |
Проверка усвоения предыдущей темы. О чём же мы будем вести сегодня речь вы узнаете чуть позже. А сейчас вспомним тему прошлого урока «Состав, свойства и значение крови» |
Работа в группах, распределение ролей |
1 |
Состав крови |
Приложение 1. Схема 1. 1 человек от группы на столе учителя берёт жетон – название группы (по составу крови) |
2 |
Повторить об эритроцитах, лейкоцитах, тромбоцитах, плазме |
Учебник стр. 34-35 и др. источники По одному выступающему от группы |
3 |
Выводы о значении крови |
Учебник стр. 33 Приложение 1. Таб.1 Приложение 2. «Это интересно» |
4 |
Кроссворд |
Всё прикрепляется на доску и оценивается жетонами. |
III |
Игра «Да-нетка» - Я вам всё задаю и задаю вопросы. Вам не надоело? А сейчас вы мне задайте вопросы, на которые я смогу отвечать «Да-нет». Ваша задача отгадать, что находится в коробке, задав как можно меньше вопросов. |
«Хранитель времени» считает количество вопросов. В коробке находится модель сердца. |
IV |
Изучение нового материала. - Сегодня мы поговорим о сердце и его роли в кровеносной системе. Вы согласны вести разговор? Что вы хотите узнать? |
Ответы обучающихся |
1 |
Притча об отшельнике. «Однажды отшельник вышел из уединения с озарением. Он останавлвал каждого прохожего вопросом: «Ты имеешь СЕРДЦЕ?» Люди возмущались тем, что он пристает с глупым вопросом. - Спроси о чем-нибудь другом. Почему не спрашиваешь о других благах?» Отшельник сказал: «…» |
Рассказывает учитель Ответы детей. Учебник стр. 37. |
|
- Представьте, что вы все отшельники. Что бы вы ответили людям? «А отшельник сказал: «Лишь бы было сердце, остальное приложится» |
Выслушиваются ответы детей |
|
А один Мудрец сказал: «Источник богатств духовных и материальных – есть СЕРДЦЕ». |
Мысли вслух |
2 |
- По какому пути кровь добирается до каждого органа и каждой клеточки? |
Плакат на доске «Кровеносная система человека» |
3 |
- Какую роль играет СЕРДЦЕ и КРОВЬ в организме человека? |
Вопросы «почемучек» о сердце, крови и кровеносной системе. Приложение 3. Таб.2. |
4 |
- А теперь зарисуйте свое сердце. А я буду любоваться. Случайно ли у вас оказалась контурная карта Кемеровской области? Да, очертание кемеровской области походит на сердце. Мы живем в сердце земли, ей всего 66 лет в этом году исполнилось. Это много или мало? А для человека? Что нужно сделать, чтобы оно билось как можно дольше? Можно я зарисую своё сердце? Я не думаю, что оно такое красивое. Я очень старалась, чтоб было как у вас, но что-то не получилось. А какое может быть сердце? |
На доске В каждой группе контурная карта Кемеровской области. Выслушиваются ответы детей. |
5 |
Словосочетания и слова о сердце: - Видеть сердцем; - Сердце подсказывает; - Каменное сердце; - Сердцу не прикажешь; - Милосердие; - Бальзам на сердце; - Зорко только сердце и т.п. |
Называют дети |
6 |
- Представьте, что у нас в городе все имеют сердце. Чтобы стало в нашем городе? Вообразите. Каждый должен помнить, что у него есть сердце. Вы убедились, что все наши надежды созданы от сердца? В России ежечасно уходит из жизни 600 человек, а на нашей планете – 4 тыс. Почему? Не выдержало нападения злого сердца? Что может зажечь сердце внутри? (любовь доброта, сочувствие и т.п.) |
На уроке идет диалог. |
7 |
Чтение творческих работ «Моё сердце». |
По желанию |
8 |
- Заглянем ещё раз в наши сердца. Я никогда не спутаю своё сердце с другим. Нуждается ли кто-нибудь, чтобы выправить своё сердце? Загляните в ваши сердца. Чтобы вы хотели выбросить. Я не хочу, чтобы это было во мне! Если это есть, то на маленьком листочке запишите то, что хотите изъять из сердца. Это большой труд! Никому не показывайте! Скомкайте, соберите всё и сожгите! Как хорошо становится, когда от чего-то избавляешься. Пусть в ваших сердцах будет чистота, очищение. |
Нарисованные на доске Раздать листочки гостям В чашке сгорает |
V |
Релаксация. - Закройте глаза, послушайте своё чистое сердце. Какие важные сведения вы получили на уроке? Чем бы вам хотелось поделиться дома с родителями? |
Работа «психологов» в группах и подведение итогов. |
VI |
Домашнее задание. Выберете себе по этой теме задание сами. |
По желанию (свобода выбора) |
VII |
Оценки за урок. - Спасибо за сотрудничество! |
|