Разработка урока русского языка в 4-м классе "Зачем узнавать спряжение глагола?"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • показать детям, что личное окончание глагола и спряжение, связаны между собой, т.к. именно спряжение подсказывает, какое окончание выбрать в личном окончании глагола;
  • развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать материал;
  • воспитывать культуру речи и труда;

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

- На пошлом уроке вы изучили два спряжения глаголов.

-Что такое спряжение?

Определи спряжение и форму глагола

______ешь,

______им,

______ите,

______ат,

______ет,

______ем,

______ют,

______ишь,

______ете,

______ят,

______ит,

______у,

______ут,

_______ю.

- Как вы определили спряжение зашифрованных слов?

- По букве гласного в окончание –И или –Е; 3-е л., мн.ч -УТ,-ЮТ или -АТ, -ЯТ.

Индивидуальная работа по карточкам.

(6 человек)

Определи спряжение глагола

Л.тит – м.лчит, лежит – м.лчит, когда умрёт, тогда зар.вёт. (____________)

Звенят в.сёлые ручейки, б.гут мимо кустов и нап.вают.пр.

Зовут, вьютз-б, пищит, горит, пищишь, сохранит, утаит, грызёт, найдёт, пьют.

Разгрызёт, зашуршат, кричите, цветём, грозит, запишу, говорят, сгорит, судите, льют.

Режут меня, вяжут меня, бьют. Пройду огонь и воду, а конец мой - нож и зубы. (Х_________)

С кем поведёшься, от того и наберёшься.

От глупого научишься, от глупого разучишьсясс.

3. Постановка учебной задачи

- Может кто то из вас скажет: зачем узнавать спряжение глагола?

- Спряжение глагола можно узнать по личному окончанию глагола?

- Это правильно, а зачем?

(выслушиваются мнения детей)

- Давайте обратимся к одному из упражнений, которое нам подскажет кто прав.

- Над этим упражнением работать будем в парах.

Упр. 404.

Понаблюдай, подумай и сделай выводы.

Как сделать загадку ясной?

Бел___пчёл из син___ туч___
Вылета___ рой летуч____.
Не гуд___ и не куса____,
На ладошк__ тёпл___ та___.
По В. Мусатову

Над каждым словом укажи часть речи, а затем везде где сумеешь объяснить, впиши окончание и выдели их. В каких словах у тебя останутся «окошки»? Почему?

(Дети работают в парах ,объясняя друг другу выбор букв в окончаниях разных частей речи.)

- Проверка выполнения задания.

Один ученик называет имена существительные и доказывает выбор буквы в окончании. Второй ученик называет имена прилагательные и доказывает выбор буквы в окончании. Третий – называет глаголы и говорит, в каких глаголах не смог решить орфографическую задачу.

- Как вы решили орфографическую задачу в имени существительном? (в прилагательном?)

(Ещё раз перечитываем памятку на странице 264).

- Почему, ребята, вы не смогли решить задачу в безударном личном окончании глаголов?

- Не знаем способа проверки

4. Решение учебной задачи

- Как вы считаете, что нужно знать о глаголах, чтобы правильно выбрать для них окончания?

(Выслушиваются мнения детей)

- Обратимся к упр. 406 и сделаем вывод.

(Дети заканчивают мысль)

Прочитай начало нашего рассуждения и закончи мысль

Глагол может быть I или II спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны: Е или И.

Значит, чтобы правильно выбрать букву в окончании глагола, нужно прежде всего определить спряжение, к которому относится глагол.

6. Закрепление

-Запись на доске (один ученик выполняет с обратной стороны доски)

Запиши слова в два столбика. В первый столбик такие слова, в которых ты сразу можешь написать окончание, во второй – в которых ты покажешь выбор букв. Поставь ударение.

Шурш.м, (он) готов.т, молч.шь, тон.м, стреля.те,

красне.шь , (он) бер.т, крич.м, вед.т, кол.т.

Шурш'им, (он) гот'ов и/ет

молч'ишь (он) т'оне/им

берёт стрел'яе/ите

ведёт красн'еи/ешь

крич'им к'ол я/ют

Проверка задания.

- В глаголах, с каким окончанием вы не сумели определить спряжение? Почему? Но важно ли его знать? Зачем?

- В глаголах с безударным личным окончанием мы не смогли определить склонение, поэтому и не смогли выбрать букву гласного.

Вывод: Значит, чтобы правильно выбрать букву в окончании глагола, нужно, прежде всего, определить спряжение, к которому относится глагол.

Дети выполняют задание. Проверяют. Доказывают.

Оценить свою работу на линии оценки __________________________

7. Домашнее задание

Упр. 407

- Прочитайте задание.

- Какие вопросы у вас вызывают затруднение?

- Какие сведения о глаголе вам необходимы для выполнения задания?