Цель:
- показать детям, что личное окончание глагола и спряжение, связаны между собой, т.к. именно спряжение подсказывает, какое окончание выбрать в личном окончании глагола;
- развивать умение анализировать, обобщать, классифицировать материал;
- воспитывать культуру речи и труда;
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- На пошлом уроке вы изучили два спряжения глаголов.
-Что такое спряжение?
Определи спряжение и форму глагола
______ешь,
______им,
______ите,
______ат,
______ет,
______ем,
______ют,
______ишь,
______ете,
______ят,
______ит,
______у,
______ут,
_______ю.
- Как вы определили спряжение зашифрованных слов?
- По букве гласного в окончание –И или –Е; 3-е л., мн.ч -УТ,-ЮТ или -АТ, -ЯТ.
Индивидуальная работа по карточкам.
(6 человек)
Определи спряжение глагола
Л.тит – м.лчит, лежит – м.лчит, когда умрёт, тогда зар.вёт. (____________) |
Звенят в.сёлые ручейки, б.гут мимо кустов и нап.вают.пр. |
Зовут, вьютз-б, пищит, горит, пищишь, сохранит, утаит, грызёт, найдёт, пьют. |
Разгрызёт, зашуршат, кричите, цветём, грозит, запишу, говорят, сгорит, судите, льют. |
Режут меня, вяжут меня, бьют. Пройду огонь и воду, а конец мой - нож и зубы. (Х_________) |
С кем поведёшься, от того и наберёшься. От глупого научишься, от глупого разучишьсясс. |
3. Постановка учебной задачи
- Может кто то из вас скажет: зачем узнавать спряжение глагола?
- Спряжение глагола можно узнать по личному окончанию глагола?
- Это правильно, а зачем?
(выслушиваются мнения детей)
- Давайте обратимся к одному из упражнений, которое нам подскажет кто прав.
- Над этим упражнением работать будем в парах.
Упр. 404.
Понаблюдай, подумай и сделай выводы.
Как сделать загадку ясной?
Бел___пчёл из син___ туч___
Вылета___ рой летуч____.
Не гуд___ и не куса____,
На ладошк__ тёпл___ та___.
По В. Мусатову
Над каждым словом укажи часть речи, а затем везде где сумеешь объяснить, впиши окончание и выдели их. В каких словах у тебя останутся «окошки»? Почему?
(Дети работают в парах ,объясняя друг другу выбор букв в окончаниях разных частей речи.)
- Проверка выполнения задания.
Один ученик называет имена существительные и доказывает выбор буквы в окончании. Второй ученик называет имена прилагательные и доказывает выбор буквы в окончании. Третий – называет глаголы и говорит, в каких глаголах не смог решить орфографическую задачу.
- Как вы решили орфографическую задачу в имени существительном? (в прилагательном?)
(Ещё раз перечитываем памятку на странице 264).
- Почему, ребята, вы не смогли решить задачу в безударном личном окончании глаголов?
- Не знаем способа проверки
4. Решение учебной задачи
- Как вы считаете, что нужно знать о глаголах, чтобы правильно выбрать для них окончания?
(Выслушиваются мнения детей)
- Обратимся к упр. 406 и сделаем вывод.
(Дети заканчивают мысль)
Прочитай начало нашего рассуждения и закончи мысль
Глагол может быть I или II спряжения. В окончаниях разных спряжений – разные буквы гласных. Они известны: Е или И.
Значит, чтобы правильно выбрать букву в окончании глагола, нужно прежде всего определить спряжение, к которому относится глагол.
6. Закрепление
-Запись на доске (один ученик выполняет с обратной стороны доски)
Запиши слова в два столбика. В первый столбик такие слова, в которых ты сразу можешь написать окончание, во второй – в которых ты покажешь выбор букв. Поставь ударение.
Шурш.м, (он) готов.т, молч.шь, тон.м, стреля.те,
красне.шь , (он) бер.т, крич.м, вед.т, кол.т.
Шурш'им, (он) гот'ов и/ет
молч'ишь (он) т'оне/им
берёт стрел'яе/ите
ведёт красн'еи/ешь
крич'им к'ол я/ют
Проверка задания.
- В глаголах, с каким окончанием вы не сумели определить спряжение? Почему? Но важно ли его знать? Зачем?
- В глаголах с безударным личным окончанием мы не смогли определить склонение, поэтому и не смогли выбрать букву гласного.
Вывод: Значит, чтобы правильно выбрать букву в окончании глагола, нужно, прежде всего, определить спряжение, к которому относится глагол.
Дети выполняют задание. Проверяют. Доказывают.
Оценить свою работу на линии оценки __________________________
7. Домашнее задание
Упр. 407
- Прочитайте задание.
- Какие вопросы у вас вызывают затруднение?
- Какие сведения о глаголе вам необходимы для выполнения задания?