Цель: закреплять знания детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения.
Материалы: свеча, зеркало, музыка (классическая), подносы с деталями “лего”, пластилиновые человечки, картинки с изображением верблюда и старого человека.
Предварительная работа: чтение сказки А.С.Пушкина “ О мертвой царевне и семи богатырях”.
Беседа по “Урокам Мойдодыра”. Как нужно заботиться о своем организме. Что такое “здоровье”.
Лепка пластилиновых человечков.
Ход занятия
1. Рефлексивный круг.
Дети садятся в кружок.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы собрались в кругу, чтобы продолжить знакомство о своем здоровье, что бы познать себя (зажигается свеча).
- Помните сказку А.С. Пушкина “ О мертвой царевне и семи богатырях”?
Чтобы узнать что-нибудь о себе, царица доставала свое волшебное зеркальце и приказывала ему: “Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?” (раздаю зеркала).
- У меня для вас тоже есть волшебные зеркала, для каждого. С помощью которых можно узнать много интересного друг о друге и о себе. Сегодня мы посмотрим на себя со стороны. Ответим на вопрос, какой Я?
- Приготовимся, расслабимся, внимательно посмотрим на пламя свечи. Оно поможет нам почувствовать, что происходит внутри нас, вспомнить свои увлечения, успехи, неудачи (звучит спокойная музыка).
- Теперь посмотрите на себя в зеркальце. Какие
вы красивые. Какие у вас белые зубки. Добрая
улыбка!... Можете пожелать себе хорошего
настроения на весь день.
- Положите, пожалуйста, перед собой свои зеркала.
Возьмитесь за руки и мысленно пожелаем, друг
другу добра и передадим его через легкое пожатие
руки…
- А теперь все вместе, легким ветерком задуем
свечу – (вдох через нос, выдох - через рот).
2. Основная часть (закрепление знаний детей о правильной осанке и профилактике ее нарушения).
Сюрпризный момент (появление Незнайки).
Стук в дверь.
Воспитатель: - Кто же это к нам
пришел? (заходит Незнайка)
Незнайка: - Это здесь Знайки живут?
Воспитатель: - Да, здесь. Проходи,
пожалуйста, Незнайка.
Незнайка: - А что, они и правда у вас
настоящие Знайки?
Воспитатель: - Правда. И сейчас мы это
докажем.
Воспитатель:
- Ребята, приятно смотреть на людей когда они улыбаются? А еще, согласитесь, очень красиво выглядит человек, который умеет правильно держать свое тело. У него ровная спина, голова поставлена прямо, он широко и уверенно шагает, смотрит вперед. Про такого человека говорят: у него хорошая осанка. Человеку с хорошей осанкой легко дышится, поэтому он не чувствует усталости, даже когда много работает. Хорошая осанка может быть у каждого.
- Ребята, а как вы думаете, что нужно для того,
что бы у человека была хорошая осанка? (ответы
детей).
- Очень важно научиться правильно сидеть. Спина
должна быть прямой! Это сложно, но постепенно
мышцы спины окрепнут, и человек перестанет
сутулиться.
Дети:
- Через каждые 5 – 10 минут нужно менять позу. Потягиваться, двигать руками и ногами.
- Укреплять мышцы спины и живота, развивать гибкость позвоночника.
- Спать только на жесткой постели с невысокой подушкой.
- Не поднимать больших грузов.
- Стоять и сидеть как можно прямее.
- Не ходить на высоких каблуках и носить груз в одной руке.
Воспитатель: - Молодцы! Вот видишь.
Незнайка, как наши ребята много знают.
Незнайка: - А меня научите? Я тоже хочу
быть здоровым.
Воспитатель: - Мы говорим о нашем друге
– позвоночнике.
Ребенок: - Это друг наш позвоночник,
опираясь на него, ты не бойся ничего.
Он и двигает тебя. Он и держит тебя.
С помощью его ты сидишь. Если скажет – побежишь.
Дети: - Нам помогает наш позвоночник!
Воспитатель:
- Правильно. Наша опора - наш позвоночник (показываю пластилиновую куклу с ниточкой на спине - позвоночнике. Наклоны вправо, влево, вперед. Проследить по ниточке как изменяется положение позвоночника).
- На столах нас ждут пластилиновые человечки, которые мы с вами слепили вчера на занятии. Теперь необходимо сделать для них мебель из конструктора. …
3. Игровой массаж (подготовка пальчиков к продуктивной деятельности).
Эй, ребята, все ко мне
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж и начинай игру – массаж!
Разотру ладошку сильно, | Растирание ладоней, пальчиков. |
Каждый пальчик покручу. | |
С ноготками поиграю, | Потереть ноготки друг о друга, помять пальцы. |
Друг о друга их потру. | |
Потом руки “помочалю”, | Руки в замочек и трем в разные стороны. |
Плечи мягко разомну. | |
На замочек их закрою, | Крепко в замочек. |
И тепло поберегу. | |
Вытяну я пальчиком, | Руки вперед, шевеление пальчиками. |
Пусть бегут как зайчики. | |
Раз-два. Раз-два, | Резкое сжимание и разжимание в кулак. |
Вот и кончилась игра. |
4. Продуктивная деятельность (конструирование).
Воспитатель: - На ваших столах стоят подносы с деталями “лего”. Садитесь за столы по два человека: один из вас будет строить стул и стол, другой - кровать (задание сложное - для развития логического мышления). Не забывайте, как правильно сидеть.
Дети выполняют задание.
5. Обыгрывание построек.
Незнайка садит, укладывает неправильно своего человечка.
Воспитатель: - Ребята, посадите, пожалуйста, человечков на стульчик так, чтобы у них сохранилась правильная осанка. Объясните Незнайке как они должны сидеть, лежать в кроватке (ответы детей).
Дети: - А теперь я вот какой, сплю в кроватке как большой.
Лежа в коечке на спинке, как котеночек в корзинке
Так удобно мне лежать. И во сне не уставать.
Воспитатель: - Если день за днем принимать неправильные позы в постели, позвоночник может искривиться.
Дети: - Позвоночник всегда за всем глядит и тобой руководит.
Кто на стульчике сидит – за осанкой поглядит.
Он как деревце надежен – тебя держит и молчит.
Чтоб мы выросли прямые. Стройные, а не кривые.
Воспитатель: - Правильно, когда мы сидим: ступни ног – ровно стоят на полу. Спина прямая. Колени не должны быть приподняты. Стол не должен быть слишком высоким или низким.
6. Физминутка.
Воспитатель: -Пора нам отдохнуть.
“СОЛО ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА”
1. Упражнение “Поза дерева”: стоя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделали спокойный вдох и выдох и плавно подняли руки вверх, ладони друг к другу. Потянулись всем телом. Внимание на позвоночник. Дыхание спокойное. Представьте себя деревом. Оно корнями глубоко вросло в землю. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Ваш организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем.
2. Упражнение “Поза лебедя”: сели, касаясь спиной, спинки стула. Руки опущены. Отвели плечи назад, соединили лопатки. Затем пальцы собрали в замок, руки выпрямили и медленно поднимаем вверх, не наклоняя туловище и голову. Когда почувствуете тепло между лопатками, руки медленно опустите.
3. Упражнение “Поза скручивания”: сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедра прижаты к спинке. Правой рукой держимся за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе скручивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Задержитесь на 5 сек. Внимание на позвоночник. Выполните тоже самое, но в другую сторону, поменяв исходное положение на стуле.
7. Познавательный материал (беседа по картинкам).
Воспитатель:
- Посмотрите на верблюда. Какая у него спина? Горбатая.
- А вы знаете, что этот горб верблюда - это его походный запас питания? Он без костей, весь из жира и мышц. С таким “ рюкзаком” можно несколько дней не есть. В пустыне это важно.
- Ну, а если у человека сгорбленная спина? Что вы об этом думаете? (ответы).
(Показываю старого человека: сгорбленного.)
- Этот человек с детства не следил за своей осанкой. И вот результат: у него повредились кости и хрящи (диски) позвоночника. Теперь у него некрасивая фигура и часто болит спина. И еще - голова болит тоже.
- А такое может произойти только со старыми людьми? (ответы).
8. Подведение итогов.
Воспитатель:
- А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза. Вспомните, что было сегодня у нас на занятии. Что вам запомнилось, понравилось. А может что-то и затруднило вас… открывайте глаза (ответы детей).
- Сегодня на занятии мы с вами обсуждали важную тему – правильная осанка. Теперь вы понимаете. Почему взрослые все время твердят вам: “ Не горби спину! Сиди прямо! Держи осанку”.
Будем каждый день помнить о том, как нужно правильно стоять, сидеть и лежать.
9. Упражнения на расслабление, снятия напряжения после занятия.
Незнайка:
- Ох, как много я узнал. Я тоже хочу поделиться с вами упражнениями, для снятия напряжения:
1. “Освобождение от усталости”
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимитесь на носки вместе с поднятием рук - вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием “Ух!” и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных пружинных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях: ух-ух-ух.
Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.
2. “Насос”. Наклоны вперед руки висят как хобот у слона.
- А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево - раз, вправо – два, потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить 3 раза).
3. “Красивая спина”.
Встаньте, ссутультесь, плечи вперед, мышцы спины, плеч расслаблены. Приподнимите теперь плечи вверх, отведите их назад и опустите.
Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение тела должно стать для вас привычным!
- Ну, а мне пора! До свидания!