"Преемственность уровней образования как условие формирования единого образовательного пространства на современном этапе".В таком виде сформулирована тема августовского совещания работников образования и науки в августе 2005 года. С этого времени приступили к реализации второго этапа модернизации образования, основными параметрами которого являются качество, доступность, эффективность обучения. В ходе обсуждения обозначены проблемы формирования и развития единого муниципального образовательного пространства, научно - методическая поддержка такового. В рамках конкретного образовательного учреждения, МОУ "Нижнеиртышская СОШ" этот вопрос просмотрели в двух направлениях:
- Создание условий для реализации преемственных связей при переходе на новую ступень обучения из начальной школы в основную и из основной в старшую. Необходимо также создать предпосылки для более уверенной адаптации в окружающем социуме выпускников школы.
- Интеграция основного и дополнительного образования в рамках учебного плана школы. Целесообразность формирования тематики элективных курсов, обеспечение востребованности их со стороны учащихся и родителей в соответствии с ресурсами школы.
В ходе работы над темой участники МО учителей естественно - математического цикла прежде всего ознакомились с вопросами теории. Подготовлено сообщение по материалам работы августовского совещания в нашем регионе. Определились цели работы:
- Создание условий для реализации преемственных связей.
- Новое качество образования как результат создания единого образовательного пространства.
- Проблемы адаптации учащихся при переходе на различные ступени обучения.
- Реализация компетентностного подхода в обучении.
Вводятся и расширяются формы аттестации выпускников в формате ЕГЭ. Все большее количество учителей и учащихся вовлекается в этот процесс. Получаемая информация позволяет сформировать представление участников процесса как по количественным, так и по качественным показателям усвоения образовательного стандарта. Долгое время остававшаяся неопределенной, достаточно субъективной трактовка вопроса о качестве образования приобрела некоторое однообразные количественные измерения. Сформированы стандарты образования, определены проблемные области в изучении учебного материала, установлена взаимосвязь между итоговой аттестацией и условиями обучения. Анализ результатов дает возможность корректировки учебного процесса.
Таким образом, в условиях нашей школы появилась необходимость согласования действий учителей прежде всего при переходе из начальной школы в основную В 2006 -ом году эти вопросы были вынесены на обсуждение педагогического совета. Впервые была предпринята попытка системного анализа стыковки содержательных линий курса математики. Были выделены сквозные темы, которые по концентрической системе изучались в начальной школе и получили развитие в учебном пособии 5 - ого класса ( учебник Виленкина). Прежде всего оговаривалась необходимость смещения акцентов в целях обучения: при сохранении навыка владения алгоритмами письменного выполнения действий необходимо уделить должное внимание тем видам заданий, которые играют развивающую роль. Это прежде всего приемы счета. В учебных пособиях начальной школы достаточно примеров такого содержания. На них возможно подготовить учащихся к восприятию законов и правил вычитания в общем виде, сформулированных в учебнике 5 -ого класса. Затрудняет понимание со стороны учащихся тот факт, что их внимание, прежде всего сосредоточено на результате, а не на способе его получения. Запись правил в общем виде, их текстовые формулировки вызывают наибольшее затруднение у учеников. Задача может решаться проще при условии, что в процессе обучения в начальной школе будет обеспечено понимание текстовых формулировок, достаточные речевые навыки с использованием предметной терминологии. В 2006 -ом году учителями были выделены и перечислены основные контролируемые элементы содержания за курс начальной школы, проведено сравнение текстов итоговой работы в 4-ом и входной контрольной работы в 5-ом классах. После выполнения работ сравнили и проанализировали как общие показатели результативности выполнения, так и индивидуальную результативность учащихся. Такая же работа прошла в 2007 - ом году. Предметный разговор на конкретном учебном материале, обработка статистических результатов выполнения контрольных работ стала возможной благодаря наличию богатого материала по диагностике учебной деятельности, мониторингу ее результативности у учителей начальных классов. Появилась возможность сопровождения перехода учащихся из одних условий в другие, возможность планирования подготовки к такому переходу. Это дало возможность осуществления индивидуального подхода к обучению детей в сложный переходный период. Это, безусловно, взаимно обогатило деятельность учителей.
Практиковавшийся ранее обмен информацией на уровне стихийных разговоров между учителями начальных классов и учителями- предметниками явно недостаточен для осуществления преемственных связей. Хорошая форма работы - консилиум учителей, ведущих преподавание в 5 - ом классе и учителей начальных классов по окончанию первой четверти. Описанный метод работы на примере математики может быть распространен на другие предметы, и во время работы консилиума появится возможность координировать деятельность учителей и учащихся. Хорошо бы вернуться к этой форме работы, обогатив ее новым содержанием.
По итогам работы по преемственности учитель начальных классов написала обобщение данного опыта, с которым выступила на районном совещании заместителей директоров школ. Впоследствии методический кабинет районного отдела образования предоставил данные материалы в редакцию газеты "Большая перемена", и материал был опубликован в областной газете.
Анализ выполнения контролирующих работ показал, что выпускники начальной школы достаточно хорошо владеют навыками счета, решением стандартных заданий, владеют умением результативно решать тесты. Потребовалось согласование норм выставления отметок в зависимости от процента выполнения работы, если таковая предложена с "избытком". Потребовалось оговорить единообразную технологию при выполнении учащимися тестов. Необходимо прилагать к результату пояснения выхода на ответ, чтобы отследить понимание процесса решения и упредить угадывание ответа. Заодно учащиеся будут поставлены перед необходимостью формирования умения делать краткие пояснения хода решения.
Явно проявилась проблема затруднения учащимися решать задания повышенного уровня сложности. Преобладающее количество учащихся останавливаются на уровне отметки "4", что обеспечивает достаточно высокий показатель качества, а показатель СОУ говорит о том, что необходимо вести целенаправленную работу по формированию у учащихся умения решать комбинированные задачи.
В связи с этим в 2006 - ом году разрабатывается программа элективного курса по математике для учащихся 3 -4 классов. Данный курс был увязан с последующим за ним элективным курсом в 5 -ом классе " За страницами школьного учебника". В работе курса были выделены часы для работы со слабыми учащимися (8 из 34 часов), но основное предназначение курса - развитие математических способностей, формирование приемов мыслительной деятельности, осуществление преемственности в формах и методах работы начального и среднего звена образования. В ходе изучения курса ученики знакомились со способами решения нестандартных задач, увязывали изучение вопросов математики с их ролью в жизни, истории. Курс направлен на формирование положительной учебной мотивации. Большая роль в этом курсе отведена занимательности содержания математических заданий. Содержательная часть программы составлена таким образом, чтобы изученный материал мог служить опорой для развития этих линий в 5 - ом классе.
Текстовые задачи с историческим содержанием и методы их решения.
Логические, комбинаторные задачи, задачи на движение, задачи, связанные со временем.
В курсе предполагалось проведение олимпиад, выпуск газет и подготовка рефератов.
Об эффективности проведения такого курса можно судить по тому, как учащиеся сохранили интерес к предмету в пятом классе. Прежде всего это проявляется в необычной активности детей при обсуждении подходов к решению задач. Следовало учиться управлять этой активностью, так как порой излишний индивидуализм становился помехой организации работы на уроке. Но управлять активностью гораздо полезнее и легче на уроке, чем побуждать к участию в уроке. Заметно отличает этот выпуск умение понимать текстовые формулировки, желание и умение объяснить подходы к решению. Учащиеся с уважением относятся к отметке "4", есть желание получить и более высокую отметку, как, впрочем, и понимание того, что для этого необходимо уметь решать более сложные задания. Недовольства отметкой не наблюдалось. На этой почве есть предпосылки формирования адекватности сформированности умений учащихся и их притязаний к отметке. Можно говорить, что задачи элективного курса с данной группой учащихся были сполна реализованы. В 5 - ом классе сохранился высокий процент качества обучения - 80%. Часть учащихся по итогам года получили отметки - "5".
По данному вопросу с обобщением своего опыта учитель выступила на районном совещании директоров школ, проводившегося на базе нашей школы в 2007 году.
В свою очередь в 5 -ом классе по окончании адаптационного периода был проведен открытый урок . Такое занятие было проведено в декабре 2007 года. Тема занятия "Бенефис натуральных чисел". Через содержание урока было понятно, как представлен материал в пятом классе, какие виды заданий приоритетны, какие формы работы используются. На уроке были скомбинированы элементы занятия элективного курса и обобщающего урока по теме. Были предложены формы работы и разно уровневые задания, позволяющие осуществить индивидуальный подход в обучении. Для обеспечения наглядности, мобильности проверки результатов решения на протяжении всего урока использовалась компьютерная техника. Большая часть материалов для проведения урока была представлена в виде слайдов. Через проведение урока возможно практическое приложение изученного теоретического материала по преемственности. В завершение урока прошло совместное методическое объединение учителей начальных классов и учителей естественно математического цикла.
Разработку данного урока я предлагаю как приложение к данной публикации.
Таким образом, можно говорить о том, что в рамках методической работы в нашей школе, мы пытаемся грамотно, с опорой на материалы, разработанные в нашем регионе, простраивать свою деятельность. Мы не ограничиваемся разовыми мероприятиями, стремимся работать целенаправленно, научно, системно. Проводя диагностику сформированности мотивации обучения, учебных умений, мониторинг результатов обучения мы координируем и корректируем свою деятельность, обобщаем полученный опыт и представляем его своим коллегам.
Можно попробовать проведение таких занятий прежде на выпуске в 4 -ом классе, а не только в 5 классе. Это даст возможность живого практического общения.
Говоря о переходе из основной школы в старшую, много внимания уделили вопросам профилизации в условиях сельской школы, вопросам проведения элективных курсов, вопросам сформированности мотивации обучения. Но в плоскости преемственности этот вопрос изучен пока недостаточно. Причина, видимо в том, что в этот период не происходит смены учителей. Поэтому сохраняются в основном подходы к обучению, формы работы с учащимися. Но разница в уровне изучаемого материала, в его объеме очевидна. Прослеживается тенденция, когда наши учащиеся в большом количестве не приходят в десятый класс, есть примеры, когда дети болезненно оставляют школу в 10 -ом классе. Очевидно эти проблемы присущи современной школе. Назрела необходимость глубокого изучения этого вопроса в плане обеспечения переходного периода так же, как мы говорим об этом переходе из начальной школы. Как мы обеспечиваем этот переход? Не слишком ли усердствуем, предвосхищая сложности вопроса обучения в старшей школе, тем самым подталкивая наших детей к тому, чтобы они продолжили образование в другом месте? Не слишком ли высоко подняли планку отметки, не поддержав свои требования деятельностью, в результате которой группа учеников, которых мы называем слабыми, могли бы развивать свои способности и реализовать учебные возможности? Не вполне приятные вопросы, но лучше откровенно задать их, попытаться найти ответы, чтобы минимализировать процесс оттока наших старшеклассников из нашей школы.
Актуальным также остается процесс оценивания знаний учащихся. На обсуждение учителей этот вопрос в самых разных видах выносился не однажды. Теоретически мы владеем принципами выставления отметки:
- Кретериальность
- Приоритет самооценки учащегося
- Принцип гибкости
- Принцип вариативности
В ноябре 2006 года состоялось заседание МО учителей естественно математического цикла, на котором обсуждался вопрос об изменении форм системы оценивания учащихся, о системе мониторинга и диагностики учебного процесса. Было приведено много ярких примеров как положительных, так и отрицательных последствий неграмотной деятельности педагогов . Но самое главное, была разработана стройная система рекомендаций, которой должен придерживаться учитель, оценивая знания учащихся. Выставление отметки должно учитывать современные проблемы оценивания качества образования не как качество конечных результатов, а как качество процессов, влияющих на конечный результат. Процесс обучения следует строить с учетом обучаемости, зоны ближайшего развития ребенка, уровня учебной мотивации, уровнем развития надпредметных умений.
- Применение специально разработанных критериев оценивания знаний учащихся
- Осуществление технологического подхода в обучении, обеспечивающего открытость и доступность требований, предъявляемых к учащимся.
- Оптимальное сочетание различных оценочных шкал с учетом возрастных особенностей учащихся.
- Введение эффективных форм учебной деятельности школьников.
- Целенаправленная работа по формированию обще учебных способов деятельности, в том числе оценочных.
- Ориентация учебного процесса на личностное образовательное достижение каждого ученика.
Необходимо проведение диагностики с целью изучения освоения учащимися стандартов на основании учебных возможностей. Каждый учитель должен владеть методикой проведения диагностики психолого - педагогического состояния класса и обладать навыками корректной мотивации учебной деятельности учащихся.
Достаточно четко сформулированные рекомендации, но в практике повседневной деятельности они преломляются через индивидуальность каждого учителя и потому по - разному трактуются и используются в работе с учениками. И это в лучшем случае. Порой имеют место ситуации, когда учитель откровенно "отмежевывается" от осознания своей роли в том, к какому результату пришли его ученики. Происходит констатация факта, и все неудачи списываются на недобросовестность учеников, на равнодушие семьи. К каким последствиям это приводит, мы понимаем через неудовлетворенность, иногда и конфликтность ситуации.
В плане вопроса преемственности просмотрели мониторинг выставления итоговых отметок при переходе из 4-ого класса в 5-ый, а также, как сохраняются эти отметки в дальнейшем.
Данный мониторинг проведен на примере деятельности конкретных учеников, учителей и предметов. Отследили, как сохраняется или в какую сторону изменяется отметка, полученная учеником при переходе из 4 класса в 5 класс и дальнейшем их обучении. Данные таблицы составлены таким образом, чтобы на конкретных учениках можно было бы проследить причины несовпадения отметок в ту или иную сторону, проследить их потенциал на выходе из начальной школы и то, как он реализован в дальнейшем. Если же взять статистику в цифрах, то расхождения довольно заметные.
На основе данного мониторинга была составлена итоговая таблица результатов.
Математика |
||||
класс | Нач. школа | 5 класс | 6 класс | 7 класс |
7класс | 76% (к) 67% (СОУ) |
68% (к) 61%(СОУ) |
65% (к) 56% (СОУ) |
67% (к) 59% (СОУ) |
6 класс | 59% (к) 66% (СОУ) |
53% (к) 52% (СОУ) |
53% (к) 57% (СОУ) |
|
5 класс | 73% (к) 58% (СОУ) |
80% (к) 68% (СОУ) |
||
Русский язык. |
||||
класс | Нач. Кл. | 5 класс | 6 класс | 7 класс |
7 класс | 71% (к) 61% (СОУ) |
53% (к) 53% (СОУ) |
37% (к) 46% (СОУ) |
44% (к) 51% (СОУ) |
6 класс | 62% (к) 63% (СОУ) |
62% (к) 61% (СОУ) |
57% (к) 60% (СОУ) |
|
5 класс | 64% (к) 54 % (СОУ) |
40% (к) 51% (СОУ) |
||
Окружающий мир (биология) | ||||
класс | Нач . шк. | 5 класс | 6 класс | 7 класс |
7 класс | 82% (к) 78% (СОУ) |
76% (к) 71% (СОУ) |
62% (к) 56% (СОУ) |
75% (к) 60% (СОУ) |
6 класс | 69% (к) 71% (СОУ) |
63% (к) 63% (СОУ) |
64% (к) 64% (СОУ) |
|
5 класс | 82% (к) 79% (СОУ) |
60% (к) 60% (СОУ) |
Данные таблицы позволяют отследить вопросы объективной оценки знаний учащихся. Какие они есть, какими могли бы быть? Оценка результатов должна быть прежде всего не качественной, а количественной. Необходимо умело взглянуть на ситуацию, установить факты и причины, не позволившие обеспечить преемственность в оценивании знаний учащихся. Зазвучал вопрос о мотивационно целевой направленности деятельности педагогов. Как учитель нацелен на развитие ученика? Обрела некоторые формы планово прогностическая деятельность, контрольно диагностическая деятельность (имеется в виду содержание учебного материала, диагностика качества усвоения стандартов). Нужно развивать умение учителей в получении достаточной информации об уровне знаний учащихся. Это повлечет за собой своевременную коррекционную работу. Именно в решении этих вопросов нужно продолжить согласование действий учителей. Пока наиболее полно это прошло на примере преподавания математики, хорошо бы распространить эту форму работы на такие предметы как русский язык, окружающий мир, литературное чтение. Такая деятельность будет способствовать созданию единого образовательного пространства нашей школы в основных звеньях школьной системы.