Открытый урок в 6-м классе "Количественные числительные"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Продемонстрировать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся.
  • Проверить уровень сформированности ЗУН по теме.
  • Совершенствовать навыки правильного употребления количественных числительных в речи.

Оборудование:

  • Листки контроля.
  • Тетради для словарных работ.
  • Перфокарты и чистые листы для работы с перфокартами.

Ход урока

Оргмомент.

Словарный диктант.

Предварительно был написан диктант "Проверяю себя", который позволил повторить правописание мягкого знака в словах для обозначения мягкости согласных и форм слов. Проверим, насколько повторение было эффективным. Диктант выполняется в тетрадях для словарных работ.

Тоненькая веточка, меньше напишешь, купишь калач, ночной гонщик, клянчить у мамочки, начнёт цвести, возьми сельдь, сладенькие пончики, киньте здесь, пятнадцать туч, лучше стеречь, восемьдесят один обруч, спрячься подальше, ёж колюч, богатырь могуч.

После написания диктанта тетради сдаются на проверку. Учитель называет вид орфограммы, дети по памяти приводят примеры из диктанта, объясняют написание слов. Таким образом следует проработать все слова. Далее ученики оценивают качество работы, оценки выставляют на листки контроля в колонке "Самоконтроль". Затем дети смогут сравнить свою оценку с оценкой учителя.

Проверка уровня сформированности теоретических знаний.

Учитель. Какие слова в диктанте связаны с темой сегодняшнего урока?

Ученик. Количественные числительные пятнадцать, восемьдесят один.

Учитель. Верно. Проверим, что вы знаете о количественных числительных.

Проводим работу в парах. Ученики, сидящие за одной партой рассказывают друг другу всё о количественных числительных как части речи, если требуется, исправляют ошибки товарища, разъясняют непонятое. Таким образом каждый ученик получает возможность подготовиться к устному ответу. Затем учитель просит оценить свою работу в паре и поставить оценку в листок контроля. Далее учитель и ученики выслушивает устные ответы 3-4 ребят. Причём оценивает и резюмирует ответ сосед отвечающего по парте. Другие ученики могут участвовать в оценивании.

Проверка уровня сформированности практических знаний и умений.

Проверяем умение отличать количественные числительные от других частей речи.

Найдите четвёртое лишнее слово, объясните свой выбор.

Пятёрка, пятиэтажный, пять, пятилетка.

Семь, семьдесят семь, семь восьмых, седьмой.

Три восьмых, пять целых три четвёртых, пятеро, одна вторая.

Придумайте свой вариант четвёрки слов с одним лишним. Слова зачитываются вслух, ученики определяют лишнее слово, аргументируют свой выбор.

Проверяем умение правильно писать безударные гласные в окончаниях числительных в косвенных падежах с помощью перфокарт.

Учитель. Какая орфограмма связывает количественные числительные от 11 до 19 и существительные 3 склонения? (безударные гласные в окончаниях в косвенных падежах) Что следует писать в таких случаях?

Учитель диктует слова, ученики в окошечки перфокарт вписывают гласные е или и, в зависимости от выбора гласной в окончании числительных и существительных.

возле матери, к одиннадцати, у мыши

о двенадцати, о ёлке, о мальчике

без тринадцати, о пятёрке, об аллее

на ладони, около четырнадцати, у поверхности

в троллейбусе, в галерее, у пятнадцати

об идее, в июне, без шестнадцати

без свирели, у семнадцати, о капели

и и и

и е е

и е е

и и и

е е и

е е и

и и и

Работы собираются на проверку. Ученикам предлагаем задание для самоконтроля "Хлопушки". Учитель читает текст диктанта ещё раз, ученики поднимают две руки вверх, если в окончании пишется и, хлопают в ладоши, если в окончании следует писать е. При этом учитель помогает разобраться с ошибками, а каждый ученик подсчитывает количество ошибок, допущенных при работе с перфокартой. Затем ученики выставляют себе оценку за работу с перфокартой.

Проверяем умение склонять количественные числительные. Игра "Один за всех, все за одного".

Класс делится на две команды (по вариантам). Один из участников команды (по договорённости ребят) выполняет задание у доски. Остальные члены команды работают на местах, не подсматривая на доску. Все получают одинаковое задание. После того, как ребята у доски закончили работу, члены команд проверяют работу своего товарища, по необходимости по очереди помогают, подсказывают, исправляют. Затем работу на доске проверяет учитель, ставит оценку. Эту же оценку получают все участники команды.

Задание: выполните необходимые вычисления, запишите числительными.

(к) 472+257= (729)

(с) 3586+957= (4543)

(от) 657-56= (601)

11*77= (847)

Проверяем умение правильно употреблять количественные числительные в предложении. Развиваем логическое мышление.

Исправьте ошибки, если они есть, продолжите предложение, подобрав необходимые по смыслу и логике слова.

Корзину с девяносто троими сливами я нёс обоими руками (возможно продолжить "полтора километра", т.к. в предложении употреблены целое и собирательное числительное, а дробного нет).

Придумайте и запишите предложение, в котором встретились бы числительные всех трёх разрядов. Затем предложения зачитываются вслух, если необходимо, корректируются учениками, учителем.

Итог урока.

Учитель. Посмотрите в листки контроля. Какую общую оценку вы можете поставить себе за урок? Кто может поставить "5"? "4"? "3"? "2"? (Ученики поднимают руки в соответствии с выбранной оценкой.) Какую общую оценку мы можем поставить всему классу за урок? Почему? (Аргументы)

Домашнее задание.

Составить задание для проверки знаний по теме "Количественное числительное". Приготовиться провести его на уроке для одноклассников.

Приложение.