Цели программы:
- изучение способности образовательного учреждения содействовать развитию личности ребенка;
- определение степени эффективности воспитательного процесса.
Задачи программы:
- выявить уровень воспитанности выпускников школы;
- выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития;
- получить информацию о результативности работы классных руководителей;
- определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.
Критерии и показатели определения результативности процесса воспитания
Критерии | Показатели |
1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. |
|
2. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. |
|
3.Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. |
|
4. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося. | Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. |
5. Сформированность физического потенциала личности учащегося. |
|
6. Сформированность общешкольного коллектива | Удовлетворенность педагогов, учащихся, родителей жизнедеятельностью школы. |
Методики изучения эффективности воспитательного процесса
Аспекты изучения | Диагностические средства |
1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. |
|
2. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося. |
|
3. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося |
|
4. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося |
|
5. Сформированность физического потенциала личности учащегося |
|
6. Сформированность общешкольного коллектива |
|
Этапы изучения воспитанности школьников и развития классных коллективов
1 этап Осмысление педагогическим коллективом целей и задач воспитания через систему научно-методических семинаров-практикумов, на которых учителя знакомятся с сущностью и методикой диагностики воспитанности школьников и уровня развития первичных (классных) коллективов.
2 этап Целенаправленное наблюдение, изучение и анализ предварительных характеристик воспитанности школьников и результатов развития первичных коллективов классными руководителями.
3 этап Привлечение к анализу воспитанности и уровня развития классного коллектива самих учеников, актива класса, родителей, педагогов.
Изучение личности школьника
Подход к изучению и анализу воспитанности школьников, планируемый для осуществления педагогическим коллективом школы, является комплексно-возрастным. Он предполагает вычленение основного комплекса социально значимых свойств и качеств личности ученика, учет возрастных возможностей. Это необходимо с целью анализа сильных и слабых сторон личности ученика и побуждения его к самоанализу и самовоспитанию.
Признаки разных уровней воспитанности качеств являются “ключом” для распознавания и условно характеризуют различную степень воспитанности.
Очень низкий уровень характеризует нравственную невоспитанность: отрицательный опыт поведения, который с трудом исправляется под влиянием педагогического воздействия; самоорганизация и саморегуляция не развиты. (Саморегуляция - тенденция к осуществлению поступков на основе идейных, нравственных норм и принципов, привычек, моральных убеждений).
Низкий уровень характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побуждениями; саморегуляция и самоорганизация осуществляются по ситуации.
Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, организации и самоорганизации, хотя активная позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей по классу еще не проявляется.
Показателем высокого уровня воспитанности является наличие устойчивого и положительного опыта поведения, самоорганизации и саморегуляции наряду со стремлением к организации и регуляции деятельности и поведения других людей, появлением активной позиции.
Изучение уровня развития коллектива учащихся
“Всякая ученическая группа в школе должна по идее становиться коллективом, ибо только в этом случае возможно полное достижение всех целей и задач школы”.
В процессе формирования коллектива диффузная группа учащихся проходит ряд этапов, приобретая на каждом из них особые качества.
Первичный коллектив, по утверждению Л.М. Фридмана, может развиваться в двух направлениях: в положительном - общественно ценном и отрицательном - антиобщественном. Первичный коллектив в положительном направлении проходит через следующие этапы:
1. Диффузная группа. Межличностные отношения в ней не зависят от содержания совместной деятельности, целей, а в ряде случаев и сама она отсутствует.
2. Группа – ассоциация. Межличностные отношения в ней уже опосредованы содержанием, целями и ценностями групповой деятельности, которая значима для каждого члена этой группы. В отличие от диффузной группы, в ассоциациях появляется и развивается определенный порядок межличностных отношений, зависящий от вклада и степени участия каждого в совместной деятельности.
3. Коллектив. Это высший уровень развития группы, межличностные отношения в которой определяются содержанием, целями, ценностями групповой деятельности, а сама групповая деятельность значима не только для каждого члена группы, но и для всего общества.
Коллективы отличаются друг от друга: одни более сформированы, сплочены, другие - менее. Уровень сформированности коллектива оценивается на основе теоретической концепции А.В. Петровского, согласно которой хороший коллектив отличается от плохого следующими характеристиками.
Сплоченность группы. Это важнейший показатель межличностных отношений и уровня развития группы. Показателем сплоченности считается ценностно-ориентационное единство группы (ЦОЕ), т.е. степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций группы к объектам (целям деятельности, лицам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом. Поэтому индекс сплоченности определяется по частоте совпадений мнений в отношении значимых для всей группы объектов.
Коллективистское самоопределение. Оно проявляется в том, что член коллектива следует его идеалам и противостоит в конфликтной ситуации групповому давлению. При этом индивид с коллективистским самоопределением защищает не только нравственные ценности коллектива, но и коллективные цели и задачи.
Эмоциональная идентификация. Отождествление себя с другими членами группы, сопереживание с ними при успехах и неудачах, эмоциональная теплота. Высший уровень ее проявления - действенная эмоциональная идентификация.
Для настоящего коллектива характерна действенная групповая эмоциональная идентификация, т.е. такое отождествление, при котором переживания одного из членов группы принимаются другими как мотивы деятельности, направленной одновременно на осуществление групповой цели и на пресечение действия фрустрации (гнетущее напряжение, тревожность, отчаяние и т.д.).
4. Эталонность в восприятии членов группы. Это убежденность в том, что их коллектив хороший, близкий к эталону, т.е. это удовлетворенность своей группой. Чем она выше, тем выше уровень развития коллектива.
Учителю необходимо знать четыре указанные характеристики коллектива для того, чтобы он мог правильно ставить воспитательные задачи, а затем оценивать эффективность их решения. Эти характеристики служат членам администрации показателями эффективности воспитательной системы учителя.
Обработка и интерпретация результатов исследования
Исследуемая выборка | Год изучения | Сформированность нравственного потенциала | ||||||
|
Направленность личности (тест Н. Е. Щурковой) | Экспертная оценка педагогов | ||||||
|
Нравственная | Ситуативная | Безнравственная | Высокая | Средняя | Низкая | Сформированная | |
Учащиеся 11-го класса | 2006 2007 2008 | |||||||
Учащиеся 9-го класса | 2006 2007 2008 |
После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек. В нее входят школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора школы по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы. Пример подобной таблицы:
Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения
При анализе результатов исследования особое внимание уделяется выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет более точно определить: какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Обсуждение результатов проводятся на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах диагностического исследования информируются учащиеся и родители. Анализ результатов исследований является основой реализации программы мониторинга учебно-воспитательной деятельности школы.