Цель урока:
- Познакомить учащихся с приемом письменного вычитания однозначного числа с переходом через десяток.
- Закреплять умение учащихся применять изученные приемы сложения и вычитания на практике.
- Знакомство с фольгой и с новым приемом свертывания бумаги.
- Повторение способа сгибания бумаги; разметка с помощью линейки.
Оборудование: класс затемнен, горят гирлянды в виде звезд, готова театральная “пушка”, звучит музыка.
Ход урока
1. Организационный момент (звучит музыка из кинофильма “Гарри Поттер”).
– Здравствуйте, дети! Сегодня мы отправимся в Хогвартс, в школу, где учат маленьких волшебников. И я не Лена Герасимовна, а вы не ученики 2 “д”. Я буду называть вас мисс и мистер, а меня вы называйте МакГонагалл. Но прежде давайте поздороваемся с нашими гостями.
2. Цель урока.
– Все мы знаем, что все числа имеет магическую силу. Они могут уменьшаться, увеличиваться, а могут и вовсе исчезнуть. Сегодня на уроке мы будем учиться их уменьшать – научимся новому способу вычитания однозначного числа из двузначного.
3. Устный счет.
С потолка свисает Шляпа, дети подходят к нему, надевают и отвечают. Если ответ неправильный, то Шляпа приподнимается.
- Разложите числа на разрядные слагаемые;
- Устные вычисления, с опорой на знание разрядного состава числа;
- на доске записан ряд чисел
6 9 12 15 18 21 24 27 30
– Какое число в этом ряду лишнее и почему?
– Что вы можете сказать об этом числе?
4. Знакомство с новым приемом вычитания.
1) – Откройте учебники, внимательно рассмотрите новый прием вычитания. Может кто-нибудь объяснить?
Объяснение нового материала.
2) Работа в тетрадях.
Откройте тетради, старательно рисуем веселые рожицы и у вас будет хорошее настроение целый день.
– Вместе, с объяснением решаем № 1.
5. Физминутка.
Ой-ой-ой! К нам пришел волшебник злой.
Он руками помахал, всех детей заколдовал.
Дети головы склонили, замолчали и застыли.
Но пришли друзья – зверушки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора плясать, нам не надо унывать.
6. Решение задачи.
В это время выключается свет, музыка становится громче.
– Спокойно дети, это проделки злого мага Волан-де-Морта. Как только мы решим одну задачу, он испарится как воздух. Постойте, а где же задача?
Произносит волшебные слова и загорается “пушка”, а на доске схема задачи.
– От Большого зала до Гостиной Гарри Поттер шел 7 минут. От Гостиной до своей спальни шел на 2 минуты дольше. За сколько минут добрался Гарри до своей спальни?
– А если бы Гарри пошел сразу в спальню, он дошел бы за 8 минут. На сколько быстрее он добрался бы до спальни?
Решение пишут в тетради, один ученик у доски.
7. Повторение. Знакомство с фольгой, с новым способом скручивания бумаги.
– Маленькие мисс и мистеры, а теперь мы попытаемся сделать наши ручки волшебными. Возьмите блестящую бумагу – это фольга. Как получить прямой угол с помощью этой бумаги? (Повторение способом сгибания бумаги.)
– Докажите, что углы прямые.
– У нас получился прямоугольник. С помощью линейки соедините вершины противоположных углов. По разметке разрежьте, раскройте треугольник, и – получился ромб. Что вы можете сказать об этой фигуре?
– Теперь берем наши ручки, скручиваем фольгу, заклеиваем конец. Получилась замечательная волшебная палочка. Один конец осторожно разрезаем веером, вставляем наши ручки.
8. Закрепление материала.
– Проверим наши ручки на волшебство. С. 16 № 4 или примеры по вариантам.
9. Подведение итогов урока.
– Ой, а у нас истекает волшебное время, а что мы успели сделать?
– Давайте скажем до свидания нашим гостям и обратно превратимся в ученика 2 “д”.