Обобщение опыта деятельности гимназии по олимпийскому образованию учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Внедрение новых форм обучения (лицеи, гимназии, колледжи) привело в большинстве своем к перегрузке учебных планов новыми дисциплинами. Большой обьем учебной информации, увеличение продолжительности занятий, снижение двигательной активности отрицательно сказываются на здоровье подрастающего поколения.

Если проанализировать физическое состояние нынешнего поколения в сравнении с детьми "восьмидесятых", то последние заметно выигрывают. В то время нормативы ГТО удавалось сдать половине учащихся, на "золотой значок" 10-15% школьников, сейчас -"золотой значок" не под силу большинству наших детей, особенно слабы девушки 9-11 кл.

Причин здесь много. Учителям физкультуры приходится бороться за здоровье молодого поколения, используя для этого два урока в неделю, занятия в спортивных секциях и формы внеклассной работы. Бесспорно, решить эти проблемы, осуществить необходимые меры по силам лишь обществу в целом, всему государству. Но ряд проблем можно решить и на местах.

Главная задача - привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время всех учащихся, повысив общий уровень организации и качество массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

Среди наиболее популярных в гимназии форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы - занятия в спортивных секциях и оздоровительных группах, турпоходы, спартакиады, календарные соревнования и товарищеские встречи, дни Здоровья и спортивные праздники, агитационно-пропагандистская работа. Для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья или недостаточную физическую подготовленность, по согласованию с врачом организованы оздоровительные группы и группы ОФП. Спортивные секции по видам спорта формируются по выбору учащихся. Очень важно, чтобы в них участвовали как можно больше гимназистов. В настоящее время спортивные секции посещают 207 учащихся.

Возвращение к истокам, к истории своего народа, его традициям и обычаям, к тому, что составляет богатую, многообразную, великую культуру нашего народа - все это находится в центре внимания коллектива гимназии и отражается на специфике системы общефизической подготовки школьников. На уроках физкультуры и спортивных праздниках ребята с удовольствием знакомятся с народными играми, русским фольклором.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Каждый год по традиции мы проводим игры "Удаль молодецкая", где ребята 5-11 классов демонстрируют ловкость, находчивость, силу.

Спортивным девизом нашей гимназии стали слова: “Нет большей победы, чем победа над собой!”, – это действительно есть отражение стиля жизни наших гимназистов. Их стремление быть первыми в и учебе, и в спорте подтверждается результатами районных и городских спартакиад, а также высокими показателями на олимпиадах городского, областного и всероссийского уровня.

Малые Олимпийские Игры – традиция и гордость гимназии.

Ежегодно, начиная с сентября, в гимназии проводятся Малые Олимпийские Игры, в программу которых входит 14 видов спорта. Через спортивные состязания прививается любовь к здоровому образу жизни, развивается красота движения, сила духа, интеллект, культура речи и общения, высокие душевные качества: честность, великодушие, бескорыстие, любовь к Родине.

Физорги классов перед началом соревнований готовят информационные листки о выдающихся спортсменах того или иного вида спорта. Например, первенство гимназии по гимнастике посвящается олимпийскому чемпиону Николаю Андрианову.

Классные руководители составляют цикл тематических классных часов. Материалы для их подготовки можно взять из образовательной программы открытого типа "Великих граждан имена", разработанной и реализуемой в гимназии. Программа стала победителем в городском конкурсе проектов по граждановедению, проводимом фондом "Развитие через образование".

Очень популярна в гимназии лыжная подготовка. Учащиеся с 1 по 11 классов с удовольствием выполняют программу по лыжной подготовке, участвуют в Спартакиаде школьников. 11 февраля 2008 года состоялся массовый пробег, посвященный Дню открытия летней Олимпиады в Пекине.

Основой олимпийского движения стала организация проведения целого комплекса спортивно-оздоровительных мероприятий: беседы по олимпийской тематике, конкурс спортивных плакатов, посвященный открытию летней олимпиады в Пекине, литературные конкурсы.

В нашей гимназии работает радиоцентр, который помогает проводить викторины на спортивные темы. На базе читального зала организуются выставки художественной литературы, периодической печати о достижениях в области спорта в нашей стране и во всем мире.

Все учащиеся с 1 по 11 классы живо откликнулись на призыв придумать спортивную эмблему и талисман для гимназии. На уроках изобразительного искусства ребята показали свою изобретательность, фантазию. Было предложено множество вариантов, компетентная комиссия из числа Старшеклассников выбрала самый удачный.

По параллелям 9 – 11 классов были проведены конкурсы “Знатоки олимпизма”. На общешкольной информационной линейке победители конкурсов были награждены грамотами

Проводя внеклассные мероприятия в рамках комплексных целевых программ “Живи, Земля!”, "Мое Отечество - Россия", "История моего народа", учителя физкультуры совместно с классными руководителями организуют спортивные праздники для детей и родителей -"Зимушка-зима", "В мире народных игр" и другие (по всем параллелям).

В гимназии ведется активная работа по охране здоровья учащихся. С этой целью была создана и успешно реализуется перспективная комплексная программа “Образование и здоровье” на 2007 - 2010 гг., целью которой является улучшение состояния здоровья и качества образования учащихся гимназии.

Работа с родителями - одно из самых сложных звеньев работы учителя. Как сделать, чтобы физическая культура органично вошла в каждую семью? На наш взгляд, в первую очередь нужна система, включающая в себя:

- разработку и проведение тематических бесед на родительских собраниях;
- проведение открытых уроков физкультуры для родителей и учащихся;
- организацию совместных мероприятий при участии педагогов, школьников, родителей.

Организация совместных соревнований детей и родителей лучше всего получается в школьные Дни здоровья, которые мы проводим по четвертям. Особенно, запоминаются всем лыжные гонки - “Простимся с лыжами до следующей зимы”. Активную и неформальную помощь оказывают родители (такие, как Плохов Александр Викторович, который уже в течение 10 лет ведёт на общественных началах секцию лыжной подготовки) и выпускники гимназии (например, Чижов Александр Александрович — руководитель секции гандбола).

Метод круговых тренировок, активно применяемый данным учителем, даёт высокие результаты, эффективно развивает двигательные качества, силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Перед уроком в спортзале, чтобы получить мяч и выполнить броски, ребята подтягиваются, делают серию упражнений ОФП и только потом получают мяч. Галина Степановна убеждена, что наиболее целесообразно в каждой четверти делать акцент на одно или два физических качества и целенаправленно развивать их:

I четверть – легкая атлетика, кроссовая подготовка: развитие силы общей выносливости.
II четверть – гимнастика: сила, гибкость, ловкость.
III четверть – лыжная подготовка, спортивные игры: развитие прыгучести, ловкости, выносливости.
IV четверть – легкая атлетика: развитие быстроты и выносливости.

В целях повышения контроля за результативностью деятельности учащихся во всех классах 2 раза в четверть принимаются нормативы по разделам обучения. И обязательно -прыжки с места, скакалка, метание набивного мяча, подтягивание. Итог проведенных испытаний фиксируется и анализируется (приложение 1). К примеру, традиционно слабые в начале года результаты в беге на 60 м и в метании после настойчивых занятий с применением комплексов для развития силы и скоростно-силовых качеств заметно*1 улучшаются, а к концу учебного года - значительно возрастают.

Результативность – главная характеристика качества образовательного процесса.

За прошедший год учащиеся нашей гимназии приняли участие во всех соревнованиях, согласно комплексной программе Автозаводского района. Итог - гимназия заняла 5 место среди школ района, включая профильные.

Есть высокие результаты и в соревнованиях, посвященных Дню защитника Отечества, где наши ребята стабильно занимают призовые места.

Постоянно активно участвует школа и легкоатлетических забегах, посвященных Дню машиностроителя. Любимыми соревнованиями учащихся являются эстафеты, проводимые 1 мая и 9 мая.

Анализируя результаты работы гимназии за 5 последних лет, можно отметить успехи в соревнованиях по волейболу и у девушек, и у юношей, которые тоже неоднократно становились призерами районных соревнований.

Так закладываются основы характера будущих олимпийцев и будущих патриотов новой России.

Из этих данных можно сделать вывод - к успехам ведет лишь последовательно и настойчиво осуществляемая программная работа, основанная на традициях высокой педагогической культуры, и, что особенно важно, заботе о тех, ради кого существует гимназия и ради кого трудятся педагоги, - об учениках. Именно они будут нашим олимпийским резервом и наследниками олимпийской славы своих отцов и дедов.

Приложение 2;
Приложение 3.