Цель:
Контроль знаний по теме "Земная кора".
- Развитие логического мышления, внимания, фантазии мышления, находчивости.
- Сформировать обобщённые приёмы географического положения объектов.
- Продолжить работу с картой.
- Учить находить самостоятельно информацию по карте.
Оборудование: Карта полушарий, атласы, к/к, тесты, перфокарты, копировка, таблицы.
ХОД УРОКА
Здравствуйте, дети
Урок сегодня, о, важном на свете.
Урок-путешествие по земной коре
Мы будем на полюсе,
На экваторе, в горах
На океаническом дне,
Итак, в путешествие вас приглашаю,
Всем удачи я желаю.Земную кору изучали
На вопросы отвечали.
Позвольте вас спросить тогда
Из чего состоит наша планета Земля.
/Назвать внутреннее строение Земли/.
Знаете вы немало гор
Я прошу Вас, их назвать
А потом ещё сказать
Как надо горы различать.Вас сегодня отвечать
Буду к карте приглашать
И прошу вас без подсказки
Выйти к карте - вот указка.Атласы скорей открыть
По карте полушарий будем "плыть".
Сейчас я горы буду называть
А Вы готовьтесь продолжать.
- Самые высокие горы мира.
- Самые длинные горы Южной Америки.
- Горы Евразии, которые протянулись с севера на юг.
- Горы, расположенные между Чёрным и Каспийским морями.
/Далее ребята показывают горы мира/.
А теперь заданье вам
Отправиться от начального меридиана
На высочайший Российский вулкан.
- Назвать все неровности поверхности по параллели.
А сейчас, друзья, сравним
По высотам вид равнин
Ну, какой они окраски
Назовите без подсказки.Время нам диктант писать
Открывайте-ка тетрадь
Доставайте-ка листочки
Подпишите тотчас их.
- Вложите в листочки копировку, подпишите листочки. На доске написаны слова. Я читаю определенья, вы записываете ответ.
1. Вулкан 2. Низменность
3. Гейзер
4. Равнина
5. Горная страна 6. Кратер
7. Возвышенность
8. Эпицентр
1. Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого изливается лава.
2. Горячие источники, периодически действующие в виде фонтанов.
3. Пункт на поверхности Земли, расположенный над очагом землетрясения.
4. Равнина, имеющая абсолютную высоту не более 200 метров.
5. конусообразная гора с углублением на вершине, через которое происходит извержение.
6. Ровное или слегка всхолмлённое обширное пространство суши.
7. Скопление гор, горных хребтов.
8. Равнинные участки суши высотой от 200 до 500 метров над уровнем моря.
Работа с перфокартами.
1. Самый высокий действующий вулкан
России: а) Ключевская сопка б) Шивелуч в) Эльбрус г) Казбек. |
Ключевская сопка |
2. Какие из горных систем самые высокие: а) Памир б) Кавказ в) Гималаи г) Альпы |
Гималаи |
3. Низменности на географических картах
обозначены: а) жёлтым цветом б) зелёным в) коричневым г) голубым |
Зеленым |
4. Cамая глубокая впадина Мирового
океана: а) Курильская б) Филиппинская в) Марианская г) Пуэрто-Рико |
Марианский желоб |
5. Самая высокая на Земле горная вершина: а) пик Коммунизма б) Эльбрус в) Народная г) Джомолунгма. |
Джомолунгма |
Работа с тестами.
У каждого на столе тесты. В течение 4-5 минут подобрать каждому термину в левой колонке определение из правой колонки.
1. Земная кора | А. Прибор, фиксирующий сотрясение земной коры. | |
2. Землетрясение | Б. Верхний твёрдый слой земли. | |
3.Лава | В. Породы, из которых в основном состоит земная кора. | |
4. Ядро | Г. Сотрясение земной коры в результате разломов её отдельных участков | |
5. Сейсмограф | Д. Внутренняя часть Земли расположенная под мантией. | |
6. Магматические породы | Е. Магма, излившаяся из кратера вулкана или из трещин в земной коре на поверхность. | |
7. Выветривание | Ж. Разрушение и изменение горных пород под воздействием колебаний температуры воздуха, влаги, живых организмов. |
Определение географических координат.
А теперь нам предстоит далёкий путь
Нельзя присесть и отдохнуть
Горы надобно найти,
Чтоб не плутали мы в пути.
А чтобы горы те отыскать,
Нам нужно координаты знать.
- 29o c.ш. 87о в.д.
- 82 о с.ш. 150о з.д.
- 19о ю.ш. 45о в.д.
- 77о ю.ш. 170о в.д.
- 3о ю.ш. 38о в.д.
- 31о ю.ш. 70о з.д.
Работа с контурной картой.
В конверты вставлены листочки. Подпишите их. В окошки поставьте те цифры с контурной карты, которым соответствует географический объект. Можно пользоваться атласами.
Работа по карточкам.
Заполните таблицу:
Название объекта | Часть света | Наибольшая высота |
ГОРЫ Уральские Скандинавские Альпы Тянь-Шань Гималаи Кавказ Кордильеры |
||
РАВНИНЫ | ||
Прикаспийская низменность Индо-Гангская низменность Среднесибирское плоскогорье Аравийское плоскогорье Среднерусская возвышенность Амазонская низменность Казахский мелкосопочник |
Игра "Третий лишний"
Я слова читаю вам
Вы прислушайтесь к словам
Может, лишнее попало
Докажите как узнали.
- Подошва, склон, отмель.
- Ядро, эпицентр, кратер.
- Ядро, впадина, мантия.
- Возвышенность, низменность, гора.
Угадай-ка.
От дождей, текучих вод
Он растёт из года в год
Он полей равнинных враг
Как зовут его?
Взлетают пыль и кучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла? -
Ещё вопрос вам от меня.Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен.Чтоб узнать глубины вод,
Что применим?
Домашнее задание
Составить кроссворд, чайнворд или ребусы.