Цели урока:
образовательные
- формирование умения составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи, литературы, музыки, собственных наблюдений;
воспитательные
- учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;
развивающие
- развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи, литературы, музыки, собственных наблюдений; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.
Методическое обеспечение урока:
- компьютер, проектор,
- презентация "Первый снег";
- диск "П. И. Чайковский "Времена года";
- сборники стихов о природе;
- индивидуальные карточки.
Ход урока
1. Постановка цели.
- "Сочинение" от старого слова "чин", т. е. "порядок". Сочинять, создавать сочинения - значит приводить в порядок свои мысли, знания. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение на тему "Первый снег" по результатам своих наблюдений и воспоминаний.
Слайд №1.
Он кружится лёгкий, новый первый снег,
Он имеет вкус и запах первый снег.
Вспомните свои ощущения, настроения, чувства, когда вы увидели первый снег.
2. Подготовительная работа.
Слайд №2.
- В словаре Леоновича говорится: "Снег - слово русское. Обозначает осадки, выпадающие в виде кристаллов". В "Толковом словаре русского языка" Ожегова: "Снег - атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой". Это научное толкование слова "снег". Но о снеге можно рассказать и совсем по-другому. Сегодня на уроке мы попытаемся передать настроение первого снега с помощью "зимних", "белых" слов.
- В произведениях поэтов и писателей часто рисуются картины наступления зимы, первого снега, который одел землю "точно пеленою", расстелив "блистательный ковёр" на земле.
- Послушайте стихи о первом снеге и потарайтесь запомнить отдельные слова, словосочетания, предложения, которые помогут вам выразить ваши мысли при написании сочинения.
(ученики читают отрывки из стихотворений А. Пушкина, И. Никитина, Бальмонта, рассказа Архангельской)
- С чем сравнивается зима?
- Как описывается снег?
- С чем сравнивается снежинка?
- Как описывается падние снега?
- Вспомните, а какая была погода, воздух после первого снегопада?
- О снеге можно рассказать не только словами. Художники заменяют слова красками, фотографы - фотографиями. Попробуйте рассказать, какой вы видите снег на репродукциях?
Слайды №3 - №14.
Ответы учащихся.
Композиторы заменяют слова нотами, из которых складывается музыка. Прослушайте запись произведения Чайковского П. И. "Времена года. Декабрь" и попробуйте рассказать о своих ощущениях.
Покрывал всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
Прослушивание записи. Повторный показ слайдов №3 - №14.
Ответы учащихся.
3. Обобщение сказанного.
- Давайте подведём итог и скажем КАКОЙ может быть первый снег?
Ответы учащихся.
Слайд №15.
- С чем можно СРАВНИТЬ первый снег?
Ответы учащихся.
Слайд №16..
- Что ДЕЛАЕТ первый снег?
Ответы учащихся.
Слайд №17.
- Перед вами карточки индивидуальные с набором слов для написания сочинения. Попробуйте сформулировать предложения, которые вы будете использовать во вступлении, в основной части, в заключении.
Ответы учащихся.
4. Написание сочинений.
- Попробуйте про первый снег рассказать так. Чтобы слушатели угадали, какое настроение он у вас вызывает. Сегодня вы будете писать как художники. Ведь художники не рисуют, а пишут картину. И вы с помощью "белых", "зимних слов" будете писать картину, приводя свои мысли в порядок.
Самостоятельная работа учащихся.
5. Чтение 4-5 сочинений.
6. Подведение итогов.
- Что было интересно?
- Что было новое?
- Что не понравилось?