Урок русского языка во 2-м классе "Сочинение по собственным наблюдениям «Первый снег»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

образовательные

  • формирование умения составлять высказывания типа описания природы на основе произведений живописи, литературы, музыки, собственных наблюдений;

воспитательные

  • учить смотреть и видеть прекрасное в обыденном; чувствовать и воспринимать, передавать свои чувства, эмоции, настроения при помощи слова;

развивающие

  • развитие монологической речи, описание природы на основе произведений живописи, литературы, музыки, собственных наблюдений; развитие образного мышления, умение отбирать языковые средства, характерные для текста описания.

Методическое обеспечение урока:

  • компьютер, проектор,
  • презентация "Первый снег";
  • диск "П. И. Чайковский "Времена года";
  • сборники стихов о природе;
  • индивидуальные карточки.

Ход урока

1. Постановка цели.

- "Сочинение" от старого слова "чин", т. е. "порядок". Сочинять, создавать сочинения - значит приводить в порядок свои мысли, знания. Сегодня на уроке мы будем писать сочинение на тему "Первый снег" по результатам своих наблюдений и воспоминаний.

Презентация.

Слайд №1.

Он кружится лёгкий, новый первый снег,
Он имеет вкус и запах первый снег.

Вспомните свои ощущения, настроения, чувства, когда вы увидели первый снег.

2. Подготовительная работа.

Слайд №2.

- В словаре Леоновича говорится: "Снег - слово русское. Обозначает осадки, выпадающие в виде кристаллов". В "Толковом словаре русского языка" Ожегова: "Снег - атмосферные осадки, белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой". Это научное толкование слова "снег". Но о снеге можно рассказать и совсем по-другому. Сегодня на уроке мы попытаемся передать настроение первого снега с помощью "зимних", "белых" слов.

- В произведениях поэтов и писателей часто рисуются картины наступления зимы, первого снега, который одел землю "точно пеленою", расстелив "блистательный ковёр" на земле.

- Послушайте стихи о первом снеге и потарайтесь запомнить отдельные слова, словосочетания, предложения, которые помогут вам выразить ваши мысли при написании сочинения.

(ученики читают отрывки из стихотворений А. Пушкина, И. Никитина, Бальмонта, рассказа Архангельской)

- С чем сравнивается зима?

- Как описывается снег?

- С чем сравнивается снежинка?

- Как описывается падние снега?

- Вспомните, а какая была погода, воздух после первого снегопада?

- О снеге можно рассказать не только словами. Художники заменяют слова красками, фотографы - фотографиями. Попробуйте рассказать, какой вы видите снег на репродукциях?

Слайды №3 - №14.

Ответы учащихся.

Композиторы заменяют слова нотами, из которых складывается музыка. Прослушайте запись произведения Чайковского П. И. "Времена года. Декабрь" и попробуйте рассказать о своих ощущениях.

Покрывал всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.

Прослушивание записи. Повторный показ слайдов №3 - №14.

Ответы учащихся.

3. Обобщение сказанного.

- Давайте подведём итог и скажем КАКОЙ может быть первый снег?

Ответы учащихся.

Слайд №15.

- С чем можно СРАВНИТЬ первый снег?

Ответы учащихся.

Слайд №16..

- Что ДЕЛАЕТ первый снег?

Ответы учащихся.

Слайд №17.

- Перед вами карточки индивидуальные с набором слов для написания сочинения. Попробуйте сформулировать предложения, которые вы будете использовать во вступлении, в основной части, в заключении.

Ответы учащихся.

4. Написание сочинений.

- Попробуйте про первый снег рассказать так. Чтобы слушатели угадали, какое настроение он у вас вызывает. Сегодня вы будете писать как художники. Ведь художники не рисуют, а пишут картину. И вы с помощью "белых", "зимних слов" будете писать картину, приводя свои мысли в порядок.

Самостоятельная работа учащихся.

5. Чтение 4-5 сочинений.

6. Подведение итогов.

- Что было интересно?

- Что было новое?

- Что не понравилось?