Интегрированный урок русского языка и окружающего мира по теме "Весна – чудесная пора"

Разделы: Начальная школа


Цели: Обобщить знания о весенних изменениях в природе, повторить основные орфограммы, развивать орфографическую зоркость, внимание, смекалку, логическое мышление, наблюдательность, любознательность, речь, воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: музыка, цветы белые, на них карточки с заданиями, цветы (с разными орфограммами), голоса птиц, листочки - задания для слабых, колокольчики - задания для сильных, март (звонкие и глухие согласные), апрель ( ь после шипящих ), май ( безударные гласные), книги, картины о природе.

Ход урока

(музыка)

Дети заходят и останавливаются у доски.

1. Актуализация знаний.

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны. (И. Токмакова)

Ребята, возьмите цветочек в подарок, но они волшебные - там секрет: прочитайте и подумайте, какие орфограммы пропущены?

(на столах - март апрель март)

Определите на какую орфограмму слова и туда садитесь.

Март Апрель Май
(звонкие и глухие согласные) ь после шипящих (безударные гласные)
Мя - кий ги - кий лё - кий дичь мышь помощь дожди цветок
У - кий ре - кий тишь стриж скворец зелёные осветило

Работаем новыми группами. Проверяем. Кто смелый? На какую орфограмму у вас слова, как проверяли? (правило)

2. Работа по теме урока.

А сейчас вы должны узнать тему нашего урока. Для этого нужно расшифровать слова.

Несва
Весна
дасечуян
чудесная
ароп
пора!

Ребята, сегодня мы подведем итог наших наблюдений за признаками весны, изменениями в жизни растений и животных весной, повтори м основные орфограммы русского языка.

Какие изменения в жизни птиц и животных вы наблюдали весной? ( Птицы возвращаются, вьют гнезда, выводят птенцов. Животные: заканчивается спячка, шкурка меняется, выводят детенышей.) Зайцы - настовики кто такие?

3. Работа в группах. Играем. Вы должны исправить ошибки в сочетаниях.

Какие ошибки нашли?

  1. Душистая ландыш, первое подснежник, звонкая колокольчик, пахучея медуница.
  2. Черная грач, певучее скворец, быстрый стрижа, весенний ласточка.
  3. Крупныйживотный, рыжое белка, хитрый лиса, неуклюжия медведь.
  4. Проверка. ::.Существительное - командир, а прилагательное подчиняется ему, стоит в том же роде что и существительное).

(Появляется скворушка) К нам в гости прилетел скворушка и принёс задание: " рассыпались слова", соберите правильно. О каких изменениях в природе говорится в этих прдложениях?

Работа в группах.

  • ветерок, верхушки, теплый, ласкает, деревьев;
  • по, ручьи, овражки, звенят, весенние;
  • смолой, почки, пахнут, душистой;
  • Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев.
  • Весенние ручьи звенят по овражкам.
  • Почки пахнут душистой смолой.

Обсудите в группах, запишите в тетрадь, определите части речи, найдите главные члены предложения, Проверяем.

Физминутка Солнышко. Стрекоза.

Ребята, соловья по праву называют самым лучшим певцом русского леса и сейчас вы послушаете его весеннюю песенку.

Попробуйте передать свое настроение от услышанного в 1 предложении.

(Соловей - маленькая птичка, но поёт он лучше всех.) Дайте характеристику предложения..

 Если вы ребята наблюдательные и любознательные, то сможете ответить на мои вопросы.

1 группа. Почему весной листья на деревьях блестят? (Молодые листочки покрыты смолой. Она оберегает листочки от резких перемен погоды затрудняет испарение)

Как выглядят цветы у сосны? ( Это шишечки. Они появляются во второй половине мая).

2 группа. Какое дерево поит дятла? Берёза.

Какой вред деревьям приносит сбор сока? Дерево засохнет, погибнет.

3 группа. Представь, что ты оказался весной на лесной поляне, где растёт много красивых первоцветов. Как ты поступишь? Оставлю расти.

Подумай, почему в весеннем лесу нельзя кри чать и громко разговаривать?

Теперь вы можете ответить какие изменения происходят в жизни растений весной?

Вы сейчас превратитесь в легких бабочек и полетите на нашу полянку, где каждая бабочка выбирает себе листочек или цветочек со своим именем.

Дифференцированная работа. Колокольчик. Нужно закончить предложения своими подходящими словами.

Листочек. Закончить предложение, взяв слова для справок.

Прочитайте полученный текст, объясните орфограммы (на доске 1 группа выписывают слова)

Небо всё реже закрыто

На реках начался

Почва

Скоро прогремят первые весенние

Листочек. Весной

Расцветают на лесных полянах

облаками.

ледоход.

оттаяла и прогрелась.

грозы.

листья на деревьях и кустарниках.

Всё громче раздаются в лесу и его окрестностях переливчатые трели .

Радуются птицы большому разнообразию проснувшихся .

Проверка 2 группы. Учитель читает вслух.

Итог урока. Все обитатели леса радуются приходу весны. А вы ребята, радуетесь? Ваши впечатления от урока? Что повторили? Что больше всего запомнилось?

Домашнее задание. Написать мини - сочинение "Весна - чудесная пора, кому трудно - Раб. тетрадь С.59 упр.608

Рефлексия. Давайте подарим нашим гостям весенний букет. Берем выбранные вами цветы в начале урока и составляем букет. Спасибо за урок.