Пояснительная записка.
Здоровье - бесценный дар природы и сохранить его - важная задача для каждого человека. Проблемы здоровья волновали и волнуют все человечество испокон веков. Данные медицинской статистики говорят о том, что с каждым годом увеличивается процент больных детей. Учеба в школе связана с большой нагрузкой, создает напряжение, вызывает стрессы, которые неизбежно сказываются на состоянии здоровья ребенка, пассивное отношение к охране и формированию детского организма приводит к нарушениям осанки и плоскостопью, нервно- психологическим расстройствам, снижению остроты зрения, уменьшению количества здоровых детей. На состояние здоровья отрицательно воздействуют следующие факторы:
- сокращение продолжительности сна;
- снижение времени пребывания на свежем воздухе;
- интенсификация обучения, связанная с использованием компьютеров, видеотехники;
- короткий световой день;
- снижение двигательной активности
Поэтому на современном этапе необходимо создать здоровье-сберегательную среду образовательного процесса, которая поможет учителю и ребенку сохранить свое здоровье.
В данный курс включены упражнения для улучшения самочувствия,
Снятие усталости, стресса, давления, активизации работы головного мозга, предупреждения простудных заболеваний.
Программа включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию ребенка, большая роль отводится музыке, которая выступает в качестве важного фактора развития и оздоровления детей.
Программа курса "Помоги себе сам" разработана в соответствии с требованиями законов Российской федерации "Об образовании", "Основ законодательства РФ по физкультуре и спорту", "Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан".
Комплекс оздоровительных упражнений поможет детям держать в отличном состоянии свое тело, иметь здоровый организм, бодрость, хорошее настроение и работоспособность.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10
11 12 13 |
Физические упражнения. Твое здоровье и долголетие. Твой распорядок дня. Пальчиковые упражнения. Аэробика головного мозга. Диета успеха. Секреты массажа. Упражнения по Васильевой.
Золотые правила К. Ниши. Позвоночник:
Звукотерапия. Тестирование. Комплексы упражнений |
3 1 1 5 1 1 4 3
5 4
1 3 2 |
Содержательная часть программы.
- Физические упражнения против усталости. Характерные признаки усталости после физической и умственной работы. Отличительные черты этих признаков.
- Упражнения для снятия физической и умственной усталости.
- Релаксация. Ее значение. Виды деятельности человека, вызывающие утомление человека и переутомление организма. Практическая часть.
- Твое здоровье и долголетие. Основные физические качества человека: сила, гибкость, выносливость. Упражнения, развивающие силу рук, ног. Влияние на здоровье и долголетие. Выполнение упражнений для развития силы.
- Твой распорядок дня. Для чего нужен режим дня? С чего начинается утро? Утренний комплекс упражнений. Значение утренней гимнастики. Значение режима дня школьника для укрепления здоровья, улучшения успеваемости.
- Пальчиковые упражнения. Что такое " Мудра"? Как и для чего выполняются пальчиковые упражнения? Пальчиковое упражнение для снятия боли в сердце. Методика его выполнения. Практическое занятие.
- " Окно мудрости". Методика выполнения. Развитие мышления, активизация умственной деятельности, предупреждение нарушений мозгового кровообращения. "Знание". Методика выполнения. Снять тревогу. Улучшить мышление, активизировать память
- Мудра " Жизни" Методика выполнения. Как с помощью особого расположения пальцев усилить жизненные силы, повысить работоспособность, улучшить общее самочувствие, улучшить остроту зрения, снять утомление. Практическое занятие.
- Мудра "Земли". Методика выполнения. Как снять стресс, улучшить психофизическое состояние. Практическое занятие.
- Мудра "Поднимающая". Методика выполнения. Мобилизация защитных сил организма, повышение иммунитета.
- Аэробика головного мозга. Что это такое? Как заботиться о своем мозге, развивать умственные способности. Практические занятия.
- Диета успеха. Как правильно питать мозг.
- Секреты массажа. Что такое акупрессура. Ее история Виды массажа.
- Точечный массаж. Расположение точек на лице и голове Методика выполнения. Действие точечного массажа на организм. Практическое занятие.
- Самомассаж. Приемы самомассажа. Точечный массаж для близоруких и для предрасположенных к близорукости. Практическое занятие.
- Самомассаж для профилактики простудных заболеваний. Практическое занятие.
- Упражнения по И. Васильевой. Статическая гимнастика. Что означает это слово. Укрепление мышц пресса и спины. Практическое занятие.
- Гимнастика ног и рук. Практическое занятие.
- Гимнастика горла и ушных раковин. Практическое занятие.
- Золотые правила К. Ниши. "Первое правило здоровья: " Твердая постель". Позвоночник- основа скелетной мускулатуры и нервной системы. Важные функции позвоночника. Нарушения позвоночника. Виды осанки. Ночной сон на твердой постели для исправления нарушений осанки. Второе правило здоровья: " Твердая подушка". Правильное и неправильное положение позвоночника во время сна. Расположение шейных позвонков на твердой подушке. Хронические боли в области шеи . Причины их возникновения.
- "Третье правило здоровья": "Золотая рыбка". Значение третьего правила здоровья для исправления нарушений в позвоночнике. Методика выполнения упражнения "Золотая рыбка". Практическое занятие,
- "Четвертое правило здоровья" " Упражнения для капилляров". Почему Кацудзо Ниши придавал особое значение капиллярам? Гимнастика Ниши для капилляров. Методика выполнения.
- "Пятое правило здоровья: "смыкание стоп и ладоней". Значение упражнения смыкания стоп и ладоней в работе диафрагмы, координации функции мышц, нервов и кровеносных сосудов области паха, живота и бедер. Методика выполнения упражнений.
- Шестое правило здоровья: "Упражнения для спины и живота". Значение выполнения упражнения для нормального функционирования внутренних органов и систем. Методика выполнения упражнения. Практическое занятие.
- Позвоночник. Здоровый позвоночник- непременное условие успешного оздоровления. Подгруппы позвоночника. Шейный отдел позвоночника. Что дает нам работа над шейным отделом позвоночника? Методика выполнения. Практическое занятие.
- Верхнегрудной отдел позвоночника. Роль этого отдела позвоночника. Методика выполнения упражнений для верхнегрудного отдела.
- Нижнегрудной отдел позвоночника. Зачем выполняются упражнения для нижнегрудного отдела позвоночника?
- Методика выполнения упражнений. Практическая часть.
- Пояснично-крестцовый отдел позвоночника. Для чего нужно выполнять упражнения для пояснично-крестцового отдела позвоночника? Методика выполнения упражнений. Практическая часть.
- Звукотерапия. Где применяется звукотерапия. Как нужно произносить гласные звуки? Какие правильно произнесенные гласные активизируют мозг, гортань, щитовидную железу, приводят в порядок среднюю часть груди, массируют сердце? Методика произнесения звуков. Практическая часть.
- Тестирование. Твое здоровье.
- Распорядок дня.
- Вредные привычки. Анкета: "Курение или здоровье".
- Комплексы упражнений. Комплексы дыхательной гимнастики. Значение упражнений для укрепления органов дыхательной системы.
- Комплексы упражнений для снятия утомления и повышения работоспособности. Методика проведения этих комплексов.
Цели программы:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Обучение детей, их родителей и учителей способам и приемам сохранения и укрепления здоровья.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Сформировать у детей привычку к постоянному вниманию к своему здоровью.
- Научить приемам и способам концентрации внимания и памяти.
- Обучить детей секретам нетрадиционных средств оздоровления.
Диагностический инструментарий программы.
- Тесты двигательной подготовленности учащихся.
- Анкеты состояния здоровья, режима дня, нормализация учебной нагрузки.
- Графики диагностических исследований, мониторингов состояния здоровья детей.
Методическая часть программы.
Требования к уровню усвоения учебного материала.
В результате изучения программы элективного курса "Помоги себе сам" учащиеся должны
Знать:
- Приемы определения осанки.
- Приемы совладения со стрессом.
- Приемы улучшения памяти, внимания.
- Как снять головную боль.
- Как нормализовать давление.
- Как улучшить состояние психики.
- Способы сохранения зрения.
- Упражнения для быстрого снятия усталости.
- Упражнения для осанки.
- Место здоровья в системе жизненных ценностей
- Пальчиковые упражнения
- Золотые правила Нитши
- Упражнения для позвоночника
Уметь:
- Определять место здоровья в системе жизненных ценностей.
- Определять нарушение осанки.
- Выбрать оздоровительный маршрут.
- Использовать пальчиковые упражнения для снятия стресса, давления, болей в сердце.
- Правильно выполнять упражнения для позвоночника, золотые правила К Нитши
- С помощью лицевой терапии улучшить состояние психики.
- Повысить работоспособность.
- Активизировать работу головного мозга.
- Снять усталость.
- Результатом изучения курса является уменьшение пропусков уроков по болезни, улучшение самочувствия, зрения, работы кишечника, кровообращения, концентрации внимания, развитие способностей.
Данный курс предполагает использование методов работы, как репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, практический, метод самостоятельной работы под руководством учителя.
Основной формой работы является учебное занятие, проводимое раз в неделю, курс рассчитан на 34 часа.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ.
- Валеология-наука о здоровье.
- Внимание-сосредоточенность мыслей и зрения, слуха.
- Давление-давление крови в сосудах.
- Кинезиология- наука о развитии человеческого мозга через движение.
- Массаж- растирание тела, лица с лечебными или гигиеническими целями.
- Мозг- центральный отдел нервной системы человека и животных- нервная ткань, заполняющая череп и канал позвоночника.
- Мудра- это особое положение рук, строго определенное каноном.
- Осанка- внешность, умение держать себя( преимущественно о положении корпуса, складе фигуры).
- Позвоночник - скелетная ось, образуемая цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе мозг.
- Почки - парные органы, образующие и выделяющие мочу.
- Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления.
- Полушария - половина шара, а также предмет такой формы. Полушария головного мозга, орган высшей нервной деятельности.
- Сон - наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха.
- Стресс - вызванное каким-нибудь сильным воздействием состояние повышенного нервного напряжения.
- Тонзиллит - воспаление миндалин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Васильева. Целитель набирает силу: Новосибирск, 2996 г.
- Ф. Вагнер. Акупрессура. Пособие по точечному массажу. Питер. Санкт- Петербург, 1997.
- Валеология. Справочник школьника: Донецк, БАО, 1998.
- Ю. Г. Золотарев. Жить не болея. Социум. Санкт-Петербург, 1995 г.
- А. Летвинов. 12 сторон ладоней.
- М.Ф. Мюллер. Лицевая рефлексотерапия. Питер. Санкт-Петербург, 2003г.
- М. Норбеков. Опыт дурака, или ключ к прозрению. И. Д. Весь, 2001.
- М. Норбеков, Л. Фотин. Дорога в молодость и здоровье. АРДЛТД, 2000 г.
- М. Норбеков. Дурака учить, что мертвого лечить или советы здоровья на каждый день. И. Д. Весь. Санкт-Петербург, 2002.
- К. Нитши. Система здоровья. М6 РИПОЛ классик, 2005.
- Пак ЧЖЭ ВУ Сам себе СУ ДЖОК ДОКТОР. Москва. СУ Джок, Академия, 2004 г.
- Л. Савина. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Родничок. Москва АСГ, 2003.
- П.А. Федотов. Точечный массаж и ваше самочувствие. Ростовский -на Дону горздрав, 1989.