Урок граждановедения в 6-м классе по теме "Сотвори себя сам"

Разделы: Социальная педагогика


Цель урока: развить представление о естественном многообразии человеческого поведения в обществе, необходимости учиться жить среди людей.

Задачи:

  • Показать уникальность каждой личности;
  • Развить мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу.
  • Оформление доски:

Мудрые мысли:

  • "Чаще заглядывай в самого себя" (Цицерон)
  • "Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой" (Золотое правило этики).
  • "Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу" (Народная мудрость)
Достоинства человека: Недостатки человека:
- веселость - хитрость
- спокойствие - расточительность
- сильная воля - зависть
- доброта - безответственность
- скромность - себялюбие
- уважительность - хвастливость
- искренность - нетерпимость к другим
- щедрость - безделье
- милосердие - жадность
- справедливость - жестокость
- честность - бестактность

1. Введение в тему урока.

Сегодня мы продолжаем говорить о человеке-личности, о его качествах характера, о его поведении в обществе.

2. Тестирование

Задание: определите, как бы Вы поступили в каждой из предложенных ситуаций (из ответов выберите тот, который совпадает с Вашей точкой зрения).

Ваше отношение к нравственным ноткам поведения

1. Во время каникул, когда Вы собрались поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил помочь привести в порядок учебный кабинет. Как Вы поступите?

а) скажите, что согласны помочь, и отложите свой отъезд;

б) соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;

в) пообещаете выполнить работу после возвращения;

г) посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;

2. Вам дали поручение, которое Вам не по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как Вы поступите?

а) добросовестно выполните поручение;

б) привлечете к выполнения поручения товарищей;

в) попросите дать Вам другое, более интересное для Вас поручение;

г) найдете повод для отказа;

3. Вы случайно услышали, как группа одноклассников высказывает справедливые, но неприятные замечания в Ваш адрес. Как Вы поступите?

а) постараетесь объяснить ребятам свое поведение;

б) переведете разговор в шутку, но постараетесь поскорее исправить те недостатки, о которых шла речь;

в) сделаете вид что ничего не слышали;

г) скажите ребятам, что они сами не лучше Вас, особенно потому, что говорят о Вас в Ваше отсутствие;

4. Во время работы на пришкольном участке, окапывая кусты и деревья, у вас на руках образовались болезненные мозоли. Как Вы поступите?

а) будете, превозмогая боль, выполнять работу, как все;

б) обратитесь к друзьям с просьбой помочь выполнить вашу часть работы;

в) попросите освободить Вас от этой работы и перевести на другую;

г) оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Как Вы поступите?

а) потребуете от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

б) разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;

в) выразите соболезнование тому, кого обидели;

г) сделаете вид, что Вас это не касается;

6. Случайно, не желая того, Вы нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человеку. Как Вы поступите?

а) сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;

б) извинитесь, объясните пострадавшему, что не хотели этого;

в) постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного Вами ущерба, сделаете вид, что Вы не виноваты;

г) свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

7. Если в Ваших ответах варианты "а", то это свидетельствует об активном, устойчивом положительном отношении к соответствующим нравственным нормам; если "б" - это отношение активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы) если "в" - отношение пассивное и недостаточно устойчивое; "г" - отношение отрицательное, неустойчивое.

Что такое нравственность?

Нравственность (лат. moralis) - это нигде не записанные нормы поведения в обществе, одобряемые большинством граждан.

Размышления о личности человека.

- Как формируется характер человека?

Под воздействием родителей, дедушек, бабушек, учителей, фильмов, игр, книг, спорта.

Но ребенок не только копирует окружающих, но и учится выбирать свою линию поведения.

- От кого и от чего зависят хорошие и плохие поступки человека?

Человека не только воспитывают, он сам себя воспитывает.

Саморазвитие - работа человека над самим собой.

И сегодня мы об этом с вами поговорим. Тема нашего урока: "Сотвори себя сам".

В каждом человеке обычно присутствуют достоинства и недостатки. Для того, чтобы успешно работать над собой, улучшать свой характер, свои поступки, необходимо учиться разбираться в себе. "Чаще заглядывай в себя"- говорил древнеримский философ.

А вот как поэтично представил психолог Л.В.Куликов развитие личности.

САД ЛИЧНОСТИ

Личность можно сравнить с огромным садом, в котором растут самые разные цветы, кусты и деревья. Один уголок сада может быть совсем не похож на другой. Четкие квадраты и круги цветочных клумб в одном месте, а в другом - остатки древнего леса с тихими ручьями и озерцами ясными, как окна в небо. Цветы на солнечных лужайках мечтают, чтобы их поскорее увидели и смотрели бы на них как можно дольше. Накидки из папоротников закрывают и заглушают все, что хочет оставаться в тени и тишине. Сад велик и многообразен.

Сад нашей личности растет и меняется. Может показаться, что он растет сам собой. Но это не так, он растет нашими стараниями. Ненайденная или забытая способность зачахнет и пропадет.

- Давайте попробуем разобраться, какие качества личности человека являются положительными, а какие отрицательные.

Индивидуальная работа с карточками.

Отметьте знаком "+" те качества человека, которые можно отнести к достоинствам и они помогают в общении с другими людьми. Знаком "-" отметьте те качества, которые относятся к недостаткам и осложняют общение:

веселость ( ) щедрость ( )
хитрость ( ) себялюбие ( )
спокойствие ( ) хвастливость ( )
расточительность ( ) нетерпимость к другим ( )
сильная воля ( ) безделье ( )
зависть ( ) жадность ( )
доброта ( ) жестокость ( )
скромность ( ) милосердие ( )
безответственность ( ) честность( )
уважительность( ) справедливость( )
искренность ( ) бестактность ( )

Проверяется работа с карточками.

- Объясните, как вы понимаете качества личности: сильная воля, искренность, себялюбие, бестактность.

4. Дерево решений.

Люди оказываются в ситуациях, когда принять решение трудно. Для принятия важных решений, предполагающих множество вариантов, была разработана специальная модель, которая называется "Дерево решений".

Корень обозначает проблему. Недаром в русском языке существуют выражения "корень всех проблем", "смотри (зри) в корень". Корень находится под землей, вам многое еще не ясно, но проблему необходимо решить, и вы начинаете двигаться вверх, к свету, по стволу дерева. По мере продвижения вы находите все больше и больше вариантов решения.

Нижние ветви обозначают варианты решения проблемы. Дерево растет и развивается, и вместе с ним растет и ваше понимание проблемы и ваша готовность сделать правильный выбор, но перед тем как сделать решающий шаг, следует задержаться на верхушке дерева и взвесить все "за" и "против".

Верхние ветви обозначают положительные и отрицательные стороны возможного выбора. Положительные стороны или достоинства означают все хорошее, что можно получить в результате решения, а отрицательные стороны или недостатки - все плохое. Положительные и отрицательные стороны называются последствиями или результатами.

Любое решение имеет свои достоинства и недостатки, поэтому каждый раз, принимая решения, необходимо задумываться над тем, к каким результатам оно приведет, какие последствия оно будет иметь для вас, для тех, кто вас окружает, для общества в целом.

Давайте попробуем разобраться в ситуации:

Маша пришла в гости к Лене. Пока Лена на кухне готовила чай, Маша без разрешения открыла сервант и взяла красивую статуэтку. Статуэтка выскользнула из рук, упала на пол и разбилась. Это была любимая статуэтка Лениной мамы.

- Какая возникла проблема в данной ситуации? (Разбита чужая статуэтка)

- Что можно сделать?

  • купить новую
  • извиниться перед мамой
  • скрыть, быстро убрать

- Какие последствия каждого выбора?

+ статуэтка окажется на месте;

+ сохранятся дружеские отношения;

+ дружба сохранится;

+ мама простит;

+ никто не узнает;

+ отношения будут прежними;

- можно не найти;

- очень дорогая;

- статуэтки не будет;

- боятся пускать в дом;

- пропажа обнаружится;

- не будут знать, где статуэтка;

Купить новую. Извиниться. Скрыть, быстро убрать.

- Продумайте и взвесьте все "за" и "против". Ни с кем не советуясь, в бюллетене обведите кружком цифру, соответствующую выбранному варианту вашего решения. При принятии важных решений часто применяется процедура голосования (проводится голосование).

"Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой" - золотое правило этики.

- Норма морали нарушена. Накажут ли за это? Да, это будет моральное порицание, неодобрение.

5. Нормы жизни в обществе.

Каждый человек в своей жизни совершал поступки, о которых он потом жалел. И только потому, что нормы морали для него не существовали. А закон был не писан. То есть закон существовал, но человек ничего о нем не знал. О возможных последствиях своих действий не думал. Вот один из таких подлинных случаев.

Родители семиклассника Гриши Б. чуть не упали в обморок, когда к ним пожаловала милиция. Оказалось, что их ненаглядный отпрыск приготовил им сюрпризик. Он позвонил в милицию и сообщи о бомбе, заложенной в школе. Звонил из таксофона, голос изменил. Бомбу не нашли, зато через двое суток нашли Григория. Ввиду его юного возраста раскошелились родители: на 25 тысяч рублей. Побегали, бедные, по друзьям и знакомым - где сразу такую сумму взять.

- Это нормы права. Их устанавливает государство. Если кто-то не подчиняется требованиям государства, тогда наступает его правовая (юридическая) ответственность. Человек-нарушитель ответит за свои действия по закону.

Очень часто постоянное нарушение норм морали приводит к нарушению закона. Судьба таких людей обычно несчастна.

"Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку - пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу" (Народная мудрость)

- Как называется основной закон нашей страны? (Конституция РФ)

6. Работа с Конституцией РФ

Здесь перечислены качества и поступки человека. Некоторые из них говорят о его уважении к правам человека и идеалам свободы, другие свидетельствуют о его стремлении к подавлению других людей и бесправию. Определите, какие из них в рамках закона, а какие нарушают его, подтвердите статьями из Конституции РФ:

- склонность силой заставлять других что-либо делать (ст.37);

- уважение к религиозным убеждениям других людей (ст.28);

- нежелание ходить в школу (ст.43);

- умение выслушать чужое мнение (ст.29);

- защита слабых (ст.21);

- принуждение к замужеству (ст.19);

- чтение чужих записей и писем (ст.23);

- подглядывание в замочную скважину (ст.24).

7. Подведение итогов

Права даются только на действия, приносящие пользу человеку.

Пользуясь своими правами, не нарушай права других людей.

8. Домашнее задание

Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий.

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов - к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик стал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. "А нам не задали", - сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно понял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

Литература

  1. Элиасберг Н.И. "Обществознание. Социальная практика". Учебное пособие по обществознанию для 6 - 7 классов. СПб, Союз, 2006.
  2. Достижения молодых. Методическое руководство для учителей и консультантов. Наш микрорайон. М., Учебное издание, 2004.
  3. Соколов Я.В. "Граждановедение" 6 класс. М., НВЦ "Гражданин", 2001.