Внеклассное мероприятие для 2—3-х классов на тему "Наша русская матрёшка"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • привить интерес учащихся к одному из самых молодых народных промыслов – русская матрешка;
  • познакомить с характерными особенностями (историей возникновения, техникой изготовления, росписью);
  • воспитание любви к искусству народных мастеров.

Оборудование:

  • матрешки, изготовленные мастерами;
  • стенды с фотографиями (экскурсии в музей народных промыслов, на фабрику игрушек и сувениров в г. Сергиев Посад);
  • стенды с образцами росписи матрешек;
  • выставка работ учащихся.

Ход мероприятия

Ведущий: - Сегодня мы с вами познакомимся с игрушкой, с которой играли ваши бабушки и дедушки. Ребята прочитают вам стихотворение, а вы скажите, что же это за игрушка.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,
Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Раскрывается она на две половинке.
В ней живет еще одна кукла в серединке.
Эту куколку открой, будет третья во второй!

Половинку отверни, плотную, притертую.
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая в ней живет шестая.
А в шестой – седьмая, а в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.
Сколько вас? - У них мы спросим
И ответят куклы - восемь!

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!

Ведущий: - Что же это за подружка?

(Дети отвечают: “Матрешка!”)

Ведущий: Матрешка – один из самых любимых детских игрушек, хороший сувенир. Одинаковые по форме, матрешки различаются количеством вложенных в них фигурок, богатством росписи.

Точеная деревянная фигурка девушки в сарафане и с платочком на голове привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка раскрывается и вдруг возникает другая – меньше размером, но такая же красивая. И эта, в свою очередь, раскрывается – предстает еще фигурка, потом еще…

(Исполняется танец “Матрешки”).

Ведущий: - Как Вы думаете, сколько лет матрешке?

(Дети называют разный возраст матрешки)

Ведущий: - Нет, матрешка молода, ей всего сто лет. Биография ее началась с одного, казалось бы, незначительного случая.

В Подмосковье, на берегах речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Усадьба была продана богачу и меценату – Савве Морозову. Здесь собрались художники, музыканты, писатели и артисты. Эти люди, спасая от гибели, собирали предметы старины.

И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла – фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти очень понравились и послужили появлению нашей матрешки.

Из прославленного игрушечного царства Троице - Сергеевского Посада был призван лучший мастер игрушечных дел Василий Звездочкин. С большим старанием он сделал первую игрушку, расписал ее художник Сергей Малютин.

Эта матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и в платке с черным петухом в руках. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка, и так дальше. Вот так и появилась миру новая игрушка.

Назвали ее “матрешкой” - от русского имени Матрена - предложил дать игрушке расписавший ее художник Сергей Малютин.

В Сергиевом Посаде открыли в 1891 году мастерскую по изготовлению первых матрешек. И уже 1900 году русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже и была отмечена золотой медалью.

Так начался вывоз матрешки за границу. Очень менялась форма матрешки. Были сделаны серии матрешек по мотивам любимых детских сказок: “Репка”, “Золотая рыбка”, “Конек-горбунок”, “Жар-птица ” и др.

1911 году был изготовлен 21 вид матрешки. А изготавливали матрешек от 2 до 24-местных. 1913 году была изготовлена 24 матрешка.

(Дети исполняют частушки.)

Мы матрешки, мы подружки,
Утром рано мы встаем,
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем,
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.

И кроваток, нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет!
В красоте, в таланте русском,
Весь находится секрет.

Изготовление матрешки. (с показом слайдов этапов изготовления) Приложение1.

Ведущий: - Для изготовления матрешки выбирают липу или, реже, березу. Спиливают ранней весной деревья, привозят во двор производства. Здесь их очищают от сучков, затем бревна укладывают так, чтобы между ними проходил воздух. Так, на ветру, дерево высыхает до нужной влажности.

Бревна распиливают на чурки – заготовки. На токарном станке из чурок вырезают круглые болванки. А затем из болванок начинают вытачивать фигурки.

Сначала вытачивается самая маленькая, не открывающаяся фигурка. Затем следующая, причем точится сначала нижняя часть – и так ряд за рядом. Между рядами оставляют зазор. Дальше все фигурки оштукатуриваются и поступают в роспись. Вот здесь матрешка поступает к раскрасчицам или “крапильчицам” в царство красок и фантазий.

Техника росписи разная.

(Дети рассказывают и показывают образцы матрешек по видам росписи.)

По видам росписи матрешки делятся на:

  • Сергиево-Посадских;
  • Семеновских;
  • Полховско – Майданских.

В Сергиевом Посаде матрешки расписываются прямо по дереву гуашью. А затем покрываются лаком, а иногда роспись не лакируется. Матрешка одета в сарафан, кофточку с вышивкой, в яркий платок и передник.

 В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешка расписывается иначе, роспись наносится на естественную золотую игрушку. Спереди игрушка расписывается декоративными цветами.

А в селе Полховский Майдан Горьковский области матрешка особенно нарядная и более “стройная”.

Ученик:

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет!

(Музыкальный номер)

Ведущий: - Долго бродил по лесу Евгений Безруков, семеновский мастер, искал дерево,из которого мог вырезать матрешку высотой ровно в 1 метр. Нашел, вырезал и принес на фабрику сувениров. Начали открывать матрешку, а в ней 70 матрешек и каждая в своем наряде.

(Дети читают стихи.)

Кто матрешку создал, знаю я,
Известно мне, что много лет,
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных сказочном лесу?
Создал образ девушки прекрасной
Истинную русскую красу.

На щеках навел зари румянец,
Небо синь плеснул в ее глаза.
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть весело сказал:

“Ну, так что ж, гуляй теперь по свету,
Весели себя честной народ…”
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.

Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице.
И летит за ней по миру слава
О родной ее земле!

Демонстрация учащимися своих работ. Приложение 2.

Литература:

  1. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997г.
  2. Клиентов А.Е.Народные промыслы. М., 2008г.