Цели:
- развивать умение писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей.
- развивать правильное, красивое, грамотное письмо.
- воспитывать интерес к русскому языку и литературе, любознательность.
Оборудование: учебник 1-го класса по системе Занкова, диск с презентацией.
Ход урока
I. Организационный момент.
Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз, у нас какой?
Все что надо под рукой. (вместе)
II. Минутка чистописания.
мам
МаМ
1. Какую букву мы будем писать? – [ эм]
2. Какие звуки обозначает эта буква? – [м],[м,]
3. Что вы можете сказать об этих звуках?
Характеристика звука (ответы детей).
4. Прочитайте слова.
Москва, Минск, Марья
- Что их объединяет? (ответы детей)
- Какое слово лишнее? Почему? (ответы детей)
- Обратите внимание на написание этого слова.
Почему здесь есть ь-знак? (ответы детей)
- Обратите внимание на соединение ья.
Какое оно? (ответы детей)
Наш девиз:
Пишем чисто и красиво,
Чтоб самим приятно было.
III. Подготовка к восприятию нового материала.
- Отгадать ребусы и запомнить.
Девочка
Ученица
Ученик
- Ребята посмотрите на эти слова. На какие две
группы можно их разделить? (ответы детей)
- Их надо запомнить.
IV. Изучение нового материала.
- Я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно.
Что принадлежит только тебе,
А употребляется чаще другими.
- Если вы не знаете ответа, то не волнуйтесь.
Ответ мы узнаем позже.
- А сейчас все вместе произнесите свое имя.
- Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг
другу, являются неполными.
- А знаете ли вы свое полное имя? Давайте запишем. (ответы
детей)
Саша – Александр, Таня – Татьяна, Вова – Владимир …
- Есть также полное и неполное имя. (ответы детей)
Наиль, Динара, Максим.
- Все члены семьи носят одинаковые фамилии, Когда человек рождается, ему дают имя и фамилию родных. Есть люди, которые носят одинаковые имена, их называют? (ответы детей)
- А у нас есть тезки? Прослушайте стихотворение.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут! “Таня, встань!”
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
- Как же можно просто разобраться в новичках? (ответы
детей)
- Да, есть люди, которые носят одинаковые фамилии,
их, называют? (ответы детей) (однофамильцами)
- Каких писателей – однофамильцев вы знаете? (ответы
детей) (Лев Николаевич Толстой и Алексей Толстой)
Знакомство с правилом, с. 36
Стихотворение читает ученик.
В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью “Каланча”.
ПО фамилии Степанов
И по имени Степан…
- Из какого это произведения, кто автор? (ответы
детей) (д.Степа, Сергей Владимирович Михалков)
- Запишите фамилию и имя д.Степы. Отчество дают по
имени отца, а отец д. Степы был Степан?
- Значит, какое будет отчество? Слово отчество
означает “имя” по отцу.
Степанов Степан Степанович
- Посмотрите на эти слова, как они называются? (ответы
детей) (однокоренными)
- Какая общая часть, как называется? (ответы
детей) (корень)
- Почему написали в корне е? (ответы детей)
Поверочное слово – Стёпа
- Произнесите слово, поставьте ударение.
- Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по
имени – отчеству. Напишите, как вас будут
называть.
- Скажите, а к кому принято обращаться по
имени-отчеству? (ответы детей) К учителю, ко
взрослому человеку.
V. Сцена знакомства.
- Если встретились два человека, которые хотят
познакомиться, какое идет обращение?
(Разрешите с Вами познакомиться, меня зовут …)
- Обсуждение:
VI. Поведение итогов урока.
- Ребята, я еще раз повторяю вам загадку.
Что принадлежит только тебе,
А употребляется чаще другими.
(ответы детей)