Большая буква в именах, отчествах и фамилиях

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать умение писать с большой буквы имена, отчества, фамилии людей.
  • развивать правильное, красивое, грамотное письмо.
  • воспитывать интерес к русскому языку и литературе, любознательность.

Оборудование: учебник 1-го класса по системе Занкова, диск с презентацией.

Ход урока

I. Организационный момент.

Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз, у нас какой?
Все что надо под рукой. (вместе)

II. Минутка чистописания.

мам
МаМ

1. Какую букву мы будем писать? – [ эм]
2. Какие звуки обозначает эта буква? – [м],[м,]
3. Что вы можете сказать об этих звуках?

Характеристика звука (ответы детей).

4. Прочитайте слова.

Москва, Минск, Марья

- Что их объединяет? (ответы детей)
- Какое слово лишнее? Почему? (ответы детей)
- Обратите внимание на написание этого слова. Почему здесь есть ь-знак? (ответы детей)
- Обратите внимание на соединение ья. Какое оно? (ответы детей)

Наш девиз:

Пишем чисто и красиво,
Чтоб самим приятно было.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

- Отгадать ребусы и запомнить.

Девочка

Ученица

Ученик

- Ребята посмотрите на эти слова. На какие две группы можно их разделить? (ответы детей)
- Их надо запомнить.

IV. Изучение нового материала.

- Я хочу вам загадать загадку, слушайте внимательно.

Что принадлежит только тебе,
А употребляется чаще другими.

- Если вы не знаете ответа, то не волнуйтесь. Ответ мы узнаем позже.
- А сейчас все вместе произнесите свое имя.
- Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг другу, являются неполными.
- А знаете ли вы свое полное имя? Давайте запишем. (ответы детей)

Саша – Александр, Таня – Татьяна, Вова – Владимир …

- Есть также полное и неполное имя. (ответы детей)

Наиль, Динара, Максим.

- Все члены семьи носят одинаковые фамилии, Когда человек рождается, ему дают имя и фамилию родных. Есть люди, которые носят одинаковые имена, их называют? (ответы детей)

- А у нас есть тезки? Прослушайте стихотворение.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут! “Таня, встань!”
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

- Как же можно просто разобраться в новичках? (ответы детей)
- Да, есть люди, которые носят одинаковые фамилии, их, называют? (ответы детей) (однофамильцами)
- Каких писателей – однофамильцев вы знаете? (ответы детей) (Лев Николаевич Толстой и Алексей Толстой)

Знакомство с правилом, с. 36

Стихотворение читает ученик.

В доме восемь дробь один
У заставы Ильича
Жил высокий гражданин
По прозванью “Каланча”.
ПО фамилии Степанов
И по имени Степан…

- Из какого это произведения, кто автор? (ответы детей) (д.Степа, Сергей Владимирович Михалков)
- Запишите фамилию и имя д.Степы. Отчество дают по имени отца, а отец д. Степы был Степан?
- Значит, какое будет отчество? Слово отчество означает “имя” по отцу.

Степанов Степан Степанович

- Посмотрите на эти слова, как они называются? (ответы детей) (однокоренными)
- Какая общая часть, как называется? (ответы детей) (корень)
- Почему написали в корне е? (ответы детей)

Поверочное слово – Стёпа

- Произнесите слово, поставьте ударение.
- Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени – отчеству. Напишите, как вас будут называть.
- Скажите, а к кому принято обращаться по имени-отчеству? (ответы детей) К учителю, ко взрослому человеку.

V. Сцена знакомства.

- Если встретились два человека, которые хотят познакомиться, какое идет обращение? (Разрешите с Вами познакомиться, меня зовут …)
- Обсуждение:

VI. Поведение итогов урока.

- Ребята, я еще раз повторяю вам загадку.

Что принадлежит только тебе,
А употребляется чаще другими.

(ответы детей)