Цели:
- Расширить представление детей о белом цвете.
- Активизировать чувствительность и восприимчивость детей к окружающему миру.
- Повысить уровень эстетического воспитания.
Задачи:
- Развитие эмоционально-чувственной сферы.
- Развитие социального чувства.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Автоматизация звуков “Л” и “Л?”.
Основная методическая идея: коррекция личностного и интеллектуального развития посредством метода цветотерапии.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающая технология в основе, которой лежат принципы гуманистической психологии.
Инновационные методы и приёмы:
- Создание специальных ситуаций.
- Визуализация цвета.
- Медитация с цветом.
- Использование релаксационных упражнений.
Практическая значимость, технологичность:
Могут использовать специалисты, работающие с детьми.
Оборудование:
- Предметы белого цвета (карандаш, снежинка, шаль, лебедь, альбомный лист, самолётик).
- Магнитофон.
- Изображения зимней природы (иллюстрации).
- Презентация занятия.
Содержание занятия
Вступление (звучит музыка П.Чайковского из “Времён года”)
Учитель. Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в Страну Белого цвета.
Всё бело, ой, всё бело,
Белым цветом расцвело.
Бел зайчонка лёгкий след,
На берёзе бел берет.
И на рощице ольховой
Белым-бел платок пуховый.
Упражнение “Погружение в предмет”. Посмотрите на белый цвет. Нравится он вам? Что вы чувствуете? Каким вам кажется этот цвет? Тёплым или холодным? Радостным или грустным? Праздничным или повседневным?
(ответы детей)
Учитель. Молодцы! Вы очень хорошо ощутили этот цвет.
Белый чистый лист бумаги –
Испытанье для отваги,
Если есть в душе желанье
Всё опять начать с нуля.
Белый цвет всегда возвышен,
Чистоту его мы слышим
В снега утреннем молчанье,
В льдистом хрусте января.
Белый цвет – цвет чистоты, удачи, добра и света. Это цвет очищения, он помогает снять напряжение, расслабиться. Белый цвет символизирует начало чего-то нового. Погрузившись сегодня в этот цвет, мы станем чуть-чуть добрее и красивее.
Упражнение “Что умеют предметы?”. В Белой стране так много белого. Давайте назовём предметы, которые лежат у меня на столе, вспомнив о том, что умеют делать эти предметы. Не забывайте о наших дежурных звуках “Л” и “Л' ”. Например, белая снежинка, плавно кружась, ложится на землю. (ответы детей)
Упражнение “Родственные слова”. А сейчас попробуем вспомнить и назвать слова – родственники, слова с общим корнем “БЕЛ” (ответы детей)
Учитель. В нашей стране есть волшебный белый стул. Кто на него садится, то сразу забывает все неприятности, всё плохое. Это стул делает человека добрее. Кто желает увидеть и почувствовать свои самые лучшие качества души? (Ребёнок садится на стул, закрывает глаза, а остальные по очереди говорят о нём только хорошее).
Звучит музыка (слайд 6)
Друзья! Пришло время волшебной сказки. (инсценировка “Сказки о художнике и волшебных снежинках”)
(Две девочки танцуют вальс)
Учитель. Давным-давно, как раз за день до наступления Нового года шёл сильный снег. Небо в тот день было хмурым. Снег падал на крыши домов, опускался под копыта коней, мчавших по широким проспектам сани с седоками. Снежинок падало много, и у каждой был свой путь, свои приключения. А две самые главные снежинки, королева и её дочь – принцесса, долго кружились над городом и опустились как раз на окно дома, где недавно родился малыш.
Принцесса. Ой, мамочка, какой
миленький!
Королева. Подумаешь – мальчишка!
Подрастёт и примется лепить из моих снежинок
снежки да кидаться в прохожих…
Принцесса. Я хочу пожелать этому малышу
радости! Пусть у него сбудется всё, что пожелает!
Королева. Не говорите глупостей, Ваше
Высочество! Так не бывает!
Принцесса. А вот и нет, Ваше Величество, бывает! Потому что я так хочу! И наколдую! Пусть этот мальчик рисует удивительные картины природы, а от каждого зимнего пейзажа исходит таинственный белый свет….
Учитель. Тут дунул ветер, подхватил снежинки и понёс дальше. А малыш сладко спал в своей колыбельке и знать не знал о том, что ждёт его в жизни… Родители назвали мальчика красивым именем Юлий, а фамилия у него была Клевер. И стал он художником…
(слайд 8 – картины “Закат в еловом лесу” и “Зимний пейзаж с избушкой”)
Учитель.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Именно эти знаменитые строки вспоминаешь, глядя на картины Ю. Клевера. А что вы чувствуете, когда смотрите на эту удивительную зимнюю природу?
(ответы детей)
Учитель. Вы всё верно подметили. Больше всего на свете Юлий Клевер любил сказки. Про лесного царя, домовых, речных и болотных духов. Это всё и нашло отражение в его картинах. Сучковатые деревья, причудливо переплетённые корни, напоминающие леших, кажется, ещё мгновение - и начнётся сказка. А эффект таинственного света создаётся тогда, когда поверх жёлтого или синего цвета накладывается белый. Этим приёмом и пользовался Юлий Клевер, создавая свои шедевры.
Поэты словами, художники красками, а композиторы музыкой стремились передать таинственную красоту белоснежной зимы. Ребята, а как вы считаете, какая мелодия может соответствовать белому цвету?
(ответы детей)
Давайте сейчас послушаем небольшой музыкальный отрывок П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.
(звучит музыка)
Учитель. Можно сказать, что эта мелодия соответствует картинам Ю. Клевера? (ответы детей)
Учитель. Действительно, музыка очень выразительна. П.Чайковский очень любил лесной воздух ,при этом испытывая что-то необыкновенное. После прогулок по лесу он сразу же садился за рояль, и под его руками рождались красивые мелодии. Так появились “Времена года”. Именно в части, посвящённой зиме, мы можем услышать белый цвет.
Релаксация.
Давайте немного отдохнём и послушаем белую музыку нашей души.
(звучит музыка И. Крутого “Нежность”)
Закройте глазки и представьте себе зимний вечер. Вокруг всё спокойно и тихо. Маленькие снежинки плавно кружатся в морозном воздухе. Они очень красивые, нежные, лёгкие. Эти снежинки - ваши мечты и желания. Протяните руки своей мечте. Снежинки дают вам хорошую энергию, вы чувствуете себя счастливыми. Эти чувства останутся с вами навсегда. В глазах появится волшебный блеск, а душа будет радоваться каждому мгновению жизни, вы будете стремиться только к хорошему, доброму, светлому. Вы будете готовы поделиться своим настроением со всеми, кто вас окружает. А сейчас потянитесь, откройте глазки и улыбнитесь!
(звучит песня “Как прекрасен этот мир”)
Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Что мы возьмём с собой из Белой страны? Что понравилось здесь? Что было самым трудным? (ответы детей)
Учитель. Сегодня по радио случайно услышала песню, исполняемую Николаем Караченцевым, о том, как ему среди зимы, когда “на душе белым-бело”, вспоминается кленовый лист как символ тепла прошедших мгновений:
Кленовый лист, кленовый лист,
Ты мне среди зимы приснись.
В тот миг, когда всё замело
И на душе белым-бело…
Приснись, приснись, рыжий лист кленовый….
Поэтому мне бы хотелось, чтоб в грядущей новой чистой жизни, ассоциирующейся с белым цветом, у вас всегда было место жёлтому цвету воспоминаний о нашей встрече.