Урок истории по теме "Путешествие по Древнему Египту"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Обобщить историю Древнего Египта;
  • В ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.

Тип урока: урок-объяснение с использованием элементов практической работы.

Формы урока: задания, групповая работа, элементы практической работы.

Оборудование урока: карта, таблицы, мультимедиа система, учебник.

Ход урока

– Здравствуйте ребята. Когда я шел сегодня к Вам на урок, шёл лёгкий пушистый снег. Вы обращали внимание на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю? Давайте также тихо займём свои места.
   -Ребята, мы с вами закончили изучать историю Древнего Египта.
Для того, чтобы справиться с поставленными целями мы должны совершить путешествие на поезде времени. У нас с вами два поезда (название). Маршрут будет один и тот же. Чей поезд наберет больше жетонов, то та команда быстрее возвратиться в наше время.
Представьте, что мы уже находимся в поезде времени. Итак, мы отправляемся. И в впереди нас ждут станции с заданиями. Давайте посмотрим маршрут нашего путешествия. Мы побываем с вами на станции «Архитектура», «Религия», «Культура», «Иероглиф», «Властелин».
(фон паровоза).
1. Станция «Архитектура».
- И первая наша остановка на станции «архитектура». И сразу же на этой станции у нас преграда – задание. По изображениям и описаниям составить рассказ об интереснейшей архитектуре Древнего Египта. И одним из величайших архитектур Древнего Египта – ПИРАМИДЫ

 (Учащиеся читают сообщение о пирамидах)
- Вы слышите, поезд тронулся, значит мы успешно прошли первое испытание.

2. Станция «Религия».
- Следующая станция - станция «Религия». Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные боги. Если не угодят люди богам – те разгневаются и навлекут бедствия на всю страну. Поэтому их старались задобрить подарками, молили о пощаде и милости.
Задание: вписать недостающие буквы в имена богов и священных животных, почитавшихся древними египтянами.
А__н — бог солнца
А__п бог тьмы
Г_б бог земли
Н_т богиня неба
Т_т — бог мудрости
А__с — священный бык
С_т — бог пустыни
О____с фараон и судья в царстве мертвых
Г_р бог-покровитель правящего в Египте фараона
М__т — богиня Правды

3. Станция «Культура»
- Древние египтяне создали разнообразные произведения художественной литературы (мифы, сказки, повести, песни, поучения). Литература древних египтян была тесно связана с религией.

Восхваление авторов поучений
(текст содержится в одном из папирусов II тыс. до н.э.)

Они не строили себе пирамиды из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими.
Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных душ исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты,
Но имена их произносят, читая эти книги.
Написанные, пока они жили,
И память о том, кто написал их,
Вечна.

Вопрос: за что восхваляют авторов поучений?

4. Станция «Иероглиф».

- Итак, мы приехали на станцию «Иероглиф». Стены египетских храмов, гробниц и саркофагов покрыты загадочными знаками. Здесь можно разглядеть и змею кобру, и птицу ибиса, и пирамиду. Также значки египтян еще в древности называли иероглифами – «священными письменами». Рассмотрите рис. на стр. 61. определите с помощью этой таблицы, какие числа записаны на экране:

  (Слайд – кроссворд). Если вы правильно решите кроссворд, то в обведенных рамках клетках по горизонтали прочтете имя французского ученого, разгадавшего в начале прошлого столетия тайну иероглифов.

 

5. Станция «Властелин».   
-Властелинами Древнего Египта являлись фараоны. Самые крупные завоевания совнршил около 1500 г. до н.э. фараон Тутмос III. Мы прочитаем документ о том, как проходила битва у города Мегиддо. (Учащимися зачитывается фрагмент из летописи Тутмоса III, высеченной на стенах храма Амона-Ра в Фивах).
Беседа по прочитанному тексту документа.
-С какой целью фараоны совершали свои военные походы в другие страны? Ответ подтвердите цитатой из документа.
-Что захватывали в качестве добычи в таких походах египетские воины?
-Кому воздавали хвалу воины Египта?
-Как распределял награбленное имущество фараон?
Какой характер носили войны?
-Найдите на карте и определите местоположение завоеванных фараонами стран (Нубия, Сирия, Финикия, Палестина).
-Люди строили для богов жилища – храмы. При храмах находились жрецы – служители богов. Считалось, что именно жрец лучше всех умеет разговаривать с богом – он знает особые молитвы, хранимые в тайне от других людей.
Задание: проведите экскурсию по древнеегипетскому храму. (учебник стр. 56).
-Ребята,  мы доехали с вами к последней станции. Здесь мы должны с вами обобщить свои знания – выполнить тест.

1. Где находится Египет?
а) в северо-восточной части Африки
б) в Центральной Азии
в) в Центральной Африке.

2. Как называлась первая столица египетского государства?
а) Фивы;
б) Афины;
в) Мемфис.

3. Что называется религией?
а) вера в силы природы;
б) вера в сверхъестественные существа, духов, богов;
в) сила, с помощью которой одни эксплуатировали других.

4. «Жилище» для богов в древнем Египте:
а) пирамида;
б) храм;
в) саркофаг.

5. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
а) вельможи;
б) писцы;
в) жрецы.

6. Кого древние египтяне считали «живым богом»?
а) главного жреца;
б) фараона;
в) Амон-ра.

7. Кто впервые описал жизнь древних египтян?
а) Геродот;
б) Хаммурапи;
в) Крез.

Заключение.
-Итак, ребята, мы успешно завершили путешествие на поезде времени. Все станции пройдены, и мы благополучно вернулись в наше время. И самым активным участникам вручается диплом «Знатока Древнего Египта».

Для самооценки учащихся раздаётся Лист самоконтроля

Лист самоконтроля

Фамилия, имя

Самооценка

Оценка учителя

Оценка за урок (работа над заданием, полнота и чёткость ответов,
выявление проблем, формулировка выводов)

 

 

Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?

 

Что было самым трудным?

 

Что так и осталось непонятным?