Образовательная программа по предмету "Беседы о хореографическом искусстве"

Разделы: МХК и ИЗО


Данная программа разработана для использования в методике преподавания предмета Мировая художественная культура, в средне-образовательных школах, гимназиях, а так же как самостоятельная дисциплина «Беседы о хореографическом искусстве» в учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств.
Данный предмет играет немаловажную роль в формировании и развитии личности ребенка, дает учащимся возможность не только изучить историю хореографического искусства, но обобщить и осмыслить сведенья, полученные при изучении дополнительных смежных дисциплин. А так же помочь разобраться в сложных явлениях, происходящих в мире искусства, в настоящее время.
Цель данной программы:

  • привлечь внимание учащихся к хореографии, приобщить юных исполнителей к истокам танца;
  • дать учащимся основные понятия, определения, представления о художественном образе, принципах, на которых создается произведение искусства, образцы классического наследия;
  • научить выражать свою мысль профессиональным языком.

Курс предмета «Беседы о хореографическом искусстве» рассчитан на 4 года по 1 часу в неделю. Возраст учащихся - среднее звено в средне-образовательных школах (5-8 класс). Рекомендуемая форма проведения урока - лекционная. После каждой пройденной темы, необходимо проводить фронтальный опрос. Важным является наличие на уроках-лекциях музыкального сопровождения, видео материала, использование лекционных выходов на спектакли в Музыкальные театры. Такое изучение уводит от «сухого» восприятия учебного материала и помогает в большей степени раскрыть красоту и богатство хореографического искусства. В старших классах, необходимо практиковать самостоятельное изучения новых тем, написание рефератов. Темы рефератов определяет совет методического объединения учреждения.
В основе структуры программы положен историко-стилевой принцип. Программный материал составлен из трех разделов: русский, зарубежный, советский балет. Разделы русского и зарубежного балета тесно переплетены, поэтому, целесообразно изучать их в совокупности.
Программа составлена на основе использования методической литературы и накопленного опыта в педагогической деятельности, с детьми школьного возраста, в Детских школах искусств.

Календарно-тематический план

по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» 4 класс

№ четверти Тема Кол-во
часов
Вид урока
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9.
I 1. Хореография как вид искусства. 1 лекция
1.1. Виды хореографического искусства. 1 лекция, видео просмотр
1.2. Формы балетного спектакля. 1 лекция, видео просмотр
2. Танец в культуре древних цивилизаций. 2 лекция
2.1. Музы древнегреческой мифологии 1 лекция
3. Народные истоки русского балета. 1 лекция
3.1. Возникновение русского танца. 1 лекция, видео просмотр
3.2. Скоморошество на Руси 1 лекция
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 7.
II 4.Театры России: Государственный Академический Большой театр (Москва) 3 лекция, видео просмотр
4.1. История создания театра. 1 лекция
4.2. Репертуар театра и ведущие артисты ГАБТ. 3 лекция, видео просмотр
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 10.
III 4.3. Театры России: Государственный Академический Мариинский театр (Санкт - Петербург). 1 лекция, видео просмотр
4.4. История создания балетной школы. 1 лекция, видео просмотр
4.5.История создания театра. 1 лекция
4.6.Репертуар театра и ведущие артисты 2 лекция, видео просмотр
4.7.Театры Сибири: Новосибирский театр Оперы и балета 1 лекция
4.8. История создания Музыкального театра
(вашего региона, города)
1 посещение
5. Парижская Опера ( Grand Opera) 1 лекция
6. Хореографические училища России 2 лекция, видео просмотр
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9.
IV 7. Народно – сценический танец на профессиональной сцене. 1 лекция
  7.1. Академический ансамбль народного танца под руководством И.А.Моисеева. 4 лекция, видео просмотр
  7.2. Академический ансамбль народного танца «Березка» 2 лекция, видео просмотр
  7.3. Народный коллектив
(вашего региона, города)
2 видео просмотр

Календарно-тематический план

по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» 5 класс

№ четверти Тема Кол-во
часов
Вид урока
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9.
I 1. Танцевальная культура эпохи Возрождения. 2 лекция
2. Эпоха придворного балета. 1 лекция
2.1.Французский балетный театр 17 века. 2 лекция
2.2. Творчество Ж. Б. Люлли и Ж. Б. Мольера. 1 лекция
3. Ассамблеи Петра 1. 3 лекция
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 7.
II 4. Возникновение первых европейских школ балета. 2 лекция
4.1. Возникновение и становление балетного театра в России. 2 лекция
4.2. Крепостной театр П. Шереметьева. 3 лекция, видео просмотр
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 10.
III 5. Хореографы эпохи Просвещения:
Ф Хильфердинг, Г. Анджолини, Ж. Новерр, Ж. Доберваль, М. Сале, М. Комарго.
3 лекция
6. История русского балета 18 века. 1 видео просмотр
6.1. Русский танец на профессиональной сцене 18 века 1 лекция
6.2.Городской театр. 1 лекция
6.3. Творчество Т. Бубликова и В. Балашова. 1 лекция
7. Творчество Ш Дидло. 2 лекция
7.1. Предромантические балеты Ш. Дидло. Балет «Зефир и Флора». 1 лекция, видео просмотр
     
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9.
IV 7.3. Творчество А. Глушковского 4 лекция
7.4. Первый русский балетмейстер И.И. Вальберх. 3 лекция
7.5. Первая русская Терпсихора А. И. Истомина 2 лекция

Календарно-тематический план

по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» 6 класс

№ четверти Тема Кол-во
часов
Вид урока
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9.
I 1. Эпоха романтизма в балете. 1 лекция
1.1.Творчество Филиппо и Марии Тальони. 2 лекция, опрос
1.2. Балет «Сильфида». 4 лекция,
видео просмотр
1.3. Особенности русского балетного романтизма. 2 лекция, опрос
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 7.
II 2. Творчество Ж.Перро 1 лекция
2.1. Балет «Жизель» А. Адан 1 лекция,
видео просмотр
2.1. История создания балета. 1 лекция,
видео-просмотр
2.1. Либретто балета. 1 лекция
2.1. Ведущие артисты, исполнители партии Жизель и Альберта. 1 лекция,
видео просмотр
3. Кризис балетного театра в середине XIX века.
Творчество А. Сен- Леона
1 лекция
3.1. Балет «Коппелия» Л. Делиб. История создание балета. 1 лекция,
видео просмотр
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 10.
III 4. Реформы в балетном искусстве. 1 лекция
4.1. Творчество М.И. Петипа. 1 лекция
4.2. Балет «Дочь фараона»* 1 видео просмотр
4.3. Балет «Дон Кихот» Л. Минкус. 2 лекция,
видео просмотр
4.4. Балет «Баядерка» Л. Минкус. 2 лекция,
видео просмотр
4.5. Балет «Спящая красавица»
П.И. Чайковский.
3 видео просмотр
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9.
IV 4.6. Симфонические балеты. 1 лекция
4.7. Балет «Лебединое озеро»
П.И. Чайковский.
1 лекция,
видео просмотр
4.7. История создания балета. 1 лекция,
видео просмотр
  4.7. Либретто балета. 1 лекция,
видео просмотр
  4.7. Ведущие артисты, исполнители партии. 1 лекция,
видео просмотр
  4.8. Балет «Щелкунчик»
П.И. Чайковский.
1 лекция,
видео просмотр
  4.8. История создания балета. 1 лекция,
видео просмотр
  4.8. Либретто балета. 1 лекция,
видео просмотр
  4.8. Ведущие артисты, исполнители партии. 1 лекция,
видео просмотр

Календарно-тематический план

по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» 7 класс

№ четверти Тема Кол-во
часов
Вид урока
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9.
I 1. Педагоги Петербургского балетного училища- Х П. Иогансон, И. Э. Чеккетти. 1 лекция
2. Творческие принципы А. А. Горского 1 лекция
3. «Русские сезоны». С. П. Дягилев. 2 лекция
3.1. М. М. Фокин- Жизненный путь. 2 лекция
3.2. М.М. Фокин и его балеты 3 лекция, видео просмотр
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 7.
II 3.2. Балет «Петрушка». 2 лекция, видео просмотр
3.3. Звезды русских сезонов: А. Павлова, В. Нижинский, Т. Карсавина, М. Кшесинская. 5 лекция, видео просмотр
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 10.
III 4. Балетный театр первых послереволюционных лет
1917- 1927г.
1 лекция
4.1. Творчество К. Я. Голейзовского. 1 лекция, видео просмотр
5. Балетный театр 30-х годов. Героические балеты. 1 лекция, видео просмотр
6. Профессор хореографии А. Я. Ваганова. 1 лекция
6.1. Творчество Г. Улановой и К. Сергеева. 1 лекция
6.2. Творчество Н. Дудинской и В. Чабукиани. 1 лекция
7. Советский балетный театр в годы Вов. и послевоенные годы. 1 видео просмотр
7.1. Советский балетный театр 60-70-х годов. Творчество М. Плисецкой. Ю.Григоровича, Н. Бессмертновой, Е. Максимовой и В. Васильева 3 лекция, видео просмотр
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9.
IV 8. Современное развитие хореографического искусства. 3 лекция, видео просмотр
8.1. Неоклассика в балетах Д Баланчина. 2 лекция, видео просмотр
8.2. Хореография экспрессионизма М. Бежара. 2 лекция, видео просмотр
8.3. Хореография Р. Пети. 2 видео просмотр