Данная программа разработана для использования в методике преподавания предмета Мировая художественная культура, в средне-образовательных школах, гимназиях, а так же как самостоятельная дисциплина «Беседы о хореографическом искусстве» в учреждениях дополнительного образования детей, детских школах искусств.
Данный предмет играет немаловажную роль в формировании и развитии личности ребенка, дает учащимся возможность не только изучить историю хореографического искусства, но обобщить и осмыслить сведенья, полученные при изучении дополнительных смежных дисциплин. А так же помочь разобраться в сложных явлениях, происходящих в мире искусства, в настоящее время.
Цель данной программы:
- привлечь внимание учащихся к хореографии, приобщить юных исполнителей к истокам танца;
- дать учащимся основные понятия, определения, представления о художественном образе, принципах, на которых создается произведение искусства, образцы классического наследия;
- научить выражать свою мысль профессиональным языком.
Курс предмета «Беседы о хореографическом искусстве» рассчитан на 4 года по 1 часу в неделю. Возраст учащихся - среднее звено в средне-образовательных школах (5-8 класс). Рекомендуемая форма проведения урока - лекционная. После каждой пройденной темы, необходимо проводить фронтальный опрос. Важным является наличие на уроках-лекциях музыкального сопровождения, видео материала, использование лекционных выходов на спектакли в Музыкальные театры. Такое изучение уводит от «сухого» восприятия учебного материала и помогает в большей степени раскрыть красоту и богатство хореографического искусства. В старших классах, необходимо практиковать самостоятельное изучения новых тем, написание рефератов. Темы рефератов определяет совет методического объединения учреждения.
В основе структуры программы положен историко-стилевой принцип. Программный материал составлен из трех разделов: русский, зарубежный, советский балет. Разделы русского и зарубежного балета тесно переплетены, поэтому, целесообразно изучать их в совокупности.
Программа составлена на основе использования методической литературы и накопленного опыта в педагогической деятельности, с детьми школьного возраста, в Детских школах искусств.
Календарно-тематический план
по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» 4 класс
№ четверти | Тема | Кол-во часов |
Вид урока |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9. | |||
I | 1. Хореография как вид искусства. | 1 | лекция |
1.1. Виды хореографического искусства. | 1 | лекция, видео просмотр | |
1.2. Формы балетного спектакля. | 1 | лекция, видео просмотр | |
2. Танец в культуре древних цивилизаций. | 2 | лекция | |
2.1. Музы древнегреческой мифологии | 1 | лекция | |
3. Народные истоки русского балета. | 1 | лекция | |
3.1. Возникновение русского танца. | 1 | лекция, видео просмотр | |
3.2. Скоморошество на Руси | 1 | лекция | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 7. | |||
II | 4.Театры России: Государственный Академический Большой театр (Москва) | 3 | лекция, видео просмотр |
4.1. История создания театра. | 1 | лекция | |
4.2. Репертуар театра и ведущие артисты ГАБТ. | 3 | лекция, видео просмотр | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 10. | |||
III | 4.3. Театры России: Государственный Академический Мариинский театр (Санкт - Петербург). | 1 | лекция, видео просмотр |
4.4. История создания балетной школы. | 1 | лекция, видео просмотр | |
4.5.История создания театра. | 1 | лекция | |
4.6.Репертуар театра и ведущие артисты | 2 | лекция, видео просмотр | |
4.7.Театры Сибири: Новосибирский театр Оперы и балета | 1 | лекция | |
4.8. История создания Музыкального театра (вашего региона, города) |
1 | посещение | |
5. Парижская Опера ( Grand Opera) | 1 | лекция | |
6. Хореографические училища России | 2 | лекция, видео просмотр | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9. | |||
IV | 7. Народно – сценический танец на профессиональной сцене. | 1 | лекция |
7.1. Академический ансамбль народного танца под руководством И.А.Моисеева. | 4 | лекция, видео просмотр | |
7.2. Академический ансамбль народного танца «Березка» | 2 | лекция, видео просмотр | |
7.3. Народный коллектив (вашего региона, города) |
2 | видео просмотр |
Календарно-тематический план
по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» 5 класс
№ четверти | Тема | Кол-во часов |
Вид урока |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9. | |||
I | 1. Танцевальная культура эпохи Возрождения. | 2 | лекция |
2. Эпоха придворного балета. | 1 | лекция | |
2.1.Французский балетный театр 17 века. | 2 | лекция | |
2.2. Творчество Ж. Б. Люлли и Ж. Б. Мольера. | 1 | лекция | |
3. Ассамблеи Петра 1. | 3 | лекция | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 7. | |||
II | 4. Возникновение первых европейских школ балета. | 2 | лекция |
4.1. Возникновение и становление балетного театра в России. | 2 | лекция | |
4.2. Крепостной театр П. Шереметьева. | 3 | лекция, видео просмотр | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 10. | |||
III | 5. Хореографы эпохи Просвещения: Ф Хильфердинг, Г. Анджолини, Ж. Новерр, Ж. Доберваль, М. Сале, М. Комарго. |
3 | лекция |
6. История русского балета 18 века. | 1 | видео просмотр | |
6.1. Русский танец на профессиональной сцене 18 века | 1 | лекция | |
6.2.Городской театр. | 1 | лекция | |
6.3. Творчество Т. Бубликова и В. Балашова. | 1 | лекция | |
7. Творчество Ш Дидло. | 2 | лекция | |
7.1. Предромантические балеты Ш. Дидло. Балет «Зефир и Флора». | 1 | лекция, видео просмотр | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9. | |||
IV | 7.3. Творчество А. Глушковского | 4 | лекция |
7.4. Первый русский балетмейстер И.И. Вальберх. | 3 | лекция | |
7.5. Первая русская Терпсихора А. И. Истомина | 2 | лекция |
Календарно-тематический план
по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» 6 класс
№ четверти | Тема | Кол-во часов |
Вид урока |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9. | |||
I | 1. Эпоха романтизма в балете. | 1 | лекция |
1.1.Творчество Филиппо и Марии Тальони. | 2 | лекция, опрос | |
1.2. Балет «Сильфида». | 4 | лекция, видео просмотр |
|
1.3. Особенности русского балетного романтизма. | 2 | лекция, опрос | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 7. | |||
II | 2. Творчество Ж.Перро | 1 | лекция |
2.1. Балет «Жизель» А. Адан | 1 | лекция, видео просмотр |
|
2.1. История создания балета. | 1 | лекция, видео-просмотр |
|
2.1. Либретто балета. | 1 | лекция | |
2.1. Ведущие артисты, исполнители партии Жизель и Альберта. | 1 | лекция, видео просмотр |
|
3. Кризис балетного театра в середине XIX века. Творчество А. Сен- Леона |
1 | лекция | |
3.1. Балет «Коппелия» Л. Делиб. История создание балета. | 1 | лекция, видео просмотр |
|
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 10. | |||
III | 4. Реформы в балетном искусстве. | 1 | лекция |
4.1. Творчество М.И. Петипа. | 1 | лекция | |
4.2. Балет «Дочь фараона»* | 1 | видео просмотр | |
4.3. Балет «Дон Кихот» Л. Минкус. | 2 | лекция, видео просмотр |
|
4.4. Балет «Баядерка» Л. Минкус. | 2 | лекция, видео просмотр |
|
4.5. Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковский. |
3 | видео просмотр | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9. | |||
IV | 4.6. Симфонические балеты. | 1 | лекция |
4.7. Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковский. |
1 | лекция, видео просмотр |
|
4.7. История создания балета. | 1 | лекция, видео просмотр |
|
4.7. Либретто балета. | 1 | лекция, видео просмотр |
|
4.7. Ведущие артисты, исполнители партии. | 1 | лекция, видео просмотр |
|
4.8. Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский. |
1 | лекция, видео просмотр |
|
4.8. История создания балета. | 1 | лекция, видео просмотр |
|
4.8. Либретто балета. | 1 | лекция, видео просмотр |
|
4.8. Ведущие артисты, исполнители партии. | 1 | лекция, видео просмотр |
Календарно-тематический план
по предмету «Беседы о хореографическом искусстве» 7 класс
№ четверти | Тема | Кол-во часов |
Вид урока |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9. | |||
I | 1. Педагоги Петербургского балетного училища- Х П. Иогансон, И. Э. Чеккетти. | 1 | лекция |
2. Творческие принципы А. А. Горского | 1 | лекция | |
3. «Русские сезоны». С. П. Дягилев. | 2 | лекция | |
3.1. М. М. Фокин- Жизненный путь. | 2 | лекция | |
3.2. М.М. Фокин и его балеты | 3 | лекция, видео просмотр | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 7. | |||
II | 3.2. Балет «Петрушка». | 2 | лекция, видео просмотр |
3.3. Звезды русских сезонов: А. Павлова, В. Нижинский, Т. Карсавина, М. Кшесинская. | 5 | лекция, видео просмотр | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 10. | |||
III | 4. Балетный театр первых послереволюционных лет 1917- 1927г. |
1 | лекция |
4.1. Творчество К. Я. Голейзовского. | 1 | лекция, видео просмотр | |
5. Балетный театр 30-х годов. Героические балеты. | 1 | лекция, видео просмотр | |
6. Профессор хореографии А. Я. Ваганова. | 1 | лекция | |
6.1. Творчество Г. Улановой и К. Сергеева. | 1 | лекция | |
6.2. Творчество Н. Дудинской и В. Чабукиани. | 1 | лекция | |
7. Советский балетный театр в годы Вов. и послевоенные годы. | 1 | видео просмотр | |
7.1. Советский балетный театр 60-70-х годов. Творчество М. Плисецкой. Ю.Григоровича, Н. Бессмертновой, Е. Максимовой и В. Васильева | 3 | лекция, видео просмотр | |
Количество часов по учебному плану 1. Количество учебных недель 9. | |||
IV | 8. Современное развитие хореографического искусства. | 3 | лекция, видео просмотр |
8.1. Неоклассика в балетах Д Баланчина. | 2 | лекция, видео просмотр | |
8.2. Хореография экспрессионизма М. Бежара. | 2 | лекция, видео просмотр | |
8.3. Хореография Р. Пети. | 2 | видео просмотр |