Лепка игрушки "Северяночка" по мотивам народа коми

Разделы: Технология


Учебно-воспитательные задачи:

  • Расширить и уточнить знания учащихся о свойствах материалов (глина, пластилин).
  • Совершенствовать приёмы лепки сложной фигуры из цельного куска глины.
  • Отработать умения применять народные орнаменты при оформлении игрушки.

Оборудование:

для учащихся: глина, подкладная доска, посуда с водой, стеки, гуашь художественная, кисть;
для учителя: таблица последовательности лепки, таблица элементов коми орнамента, образцы глиняной и пластилиновой игрушек.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Основная часть урока.

  • Постановка темы урока

Вниманию детей предложены две северяночки. Одна выполнена из глины и оформлена гуашевыми красками в традициях коми народа. Вторая вылеплена из пластилина и оформлена тисненым узором не традиционным для народа коми.

– Ребята, посмотрите внимательно на две игрушки и скажите, чем они похожи? – Обе игрушки можно назвать северяночками. – Они похожи формой.
– Чем северяночки отличаются? – Материалами: 1 – из глины, 2 – из пластилина.
– Давайте, сравним свойства этих материалов: *по цвету *по пластичности *по отношению к нагреванию *по долговечности хранения изделий из данных материалов При сравнении свойств материалов, учитель на доске заполняет соответствующую таблицу, для наглядного анализа свойств при выборе материала. – Пластилин: пластичный, цветной, не твердеет при хранении, при нагревании теряет свою форму, выделяет жир. – Глина: пластична во влажном состоянии, при высыхании твердеет, при нагревании сохраняет свою форму, изделие из глины одноцветно и требует окраски, при хранении внешний вид не изменяется.
– Какой материал мы с вами выберем для изготовления северяночки, чтобы игрушка получилась прочной и долговечной? – Глину.
– Какую из двух северяночек можно назвать коми сувениром? – Северяночку из глины.
– Почему вы так решили? – Она одета в национальную одежду – малицу, которая оформлена по низу изделия, рукавов и застёжке.
– Но северянка из пластилина так же в малице с оформлением по низу рукавов и застёжке. – На глиняном изделии при оформлении использован коми национальный орнамент, а на изделии из пластилина просто тиснёные палочки и кружочки.
– Ребята, сформулируйте тему урока, учитывая выбранный вами материал и особенности оформления сувенира. – Лепка сувенира из глины по мотивам народа коми.

Тема урока вывешивается на доску. Лепка сувенира из глины по мотивам народа коми.

  • Анализ образца.

– Каким способом вылеплена северяночка? – Лепка из цельного куска глины.
– Для чего купол малицы выполнен полым? – Чтобы изделие не было тяжёлым. – Чтобы меньше потребовалось глины.
  • Объяснение технологии лепки игрушки:
  • Лепим игрушку пластическим методом: из куска глины определяем упрощенную форму туловища (голова, туловище, руки).
  • Придаём пальцами приблизительную форму северяночки способом оттягивания (купол малицы должен быть полым).
  • Продолжая лепку способом оттягивания, выполняем детализацию игрушки (головы: лица, капюшона; малицы, рук).
  • После высыхания игрушки выполняем роспись гуашевыми красками в традициях народа коми.

Рис. Технология лепки сувенира “Северяночка”

Текущий инструктаж по правилам лепки и соблюдению рабочего порядка за рабочим местом.

Проверка усвоения.

Что мы будем делать первым этапом? Вторым? И т. д.

3. Практическая работа.

Дети приступают к работе. Учитель оказывает индивидуальную и фронтальную помощь учащимся. Для облегчения работы использует таблицу последовательности лепки северянки.

После высыхания игрушки, рекомендуется раскрасить её гуашевыми красками. Учитель даёт рекомендации по росписи игрушки, подборе цвета. Напоминает принципы построения орнамента, использует таблицу “элементы коми орнамента”. Узор и орнамент дети должны составить самостоятельно, это способствует развитию их творческих способностей.

4. Итог урока.

При оценке изделий необходимо учитывать точность передачи формы, строения игрушки, тщательность проработки наиболее характерных деталей. Отмечать изменения и дополнения в игрушках, которые придумали сами дети,

Заключительная беседа

– По каким признакам данную игрушку можно назвать декоративной?

– Как называют изделия из глины, обожженные в муфельной печи?

Можно предложить найти ответы на данные вопросы самостоятельно дома.

Уборка рабочих мест.