Цель урока: Изучить природу возникновения и раскрыть физический механизм давления газа на стенки сосуда.
Задачи: Образовательные: Отрабатывать навык работы с приборами и развивать интерес к физике.
Развивающие: Развитие памяти, речи, внимания, мышления.
Оборудование: компьютер, фотоаппарат (цифровой) для видео съёмки или видео камера, проектор, воздушный шарик, шприц, воздушный насос с колоколом.
1. Проверка выполнения домашнего задания.
Проверяется выполнение домашнего задания у 4-5 учащихся. В случае затруднений учащихся учитель комментирует правильное выполнение задания.
2. Повторение материала о строении и свойствах газов.
Вопросы для повторения:
1. Какие три состояния вещества вы знаете?
2. Какие свойства газов вы знаете?
3. Легко ли изменить объём газов?
4. Какова примерно средняя скорость молекул?
5. Взаимодействуют ли молекулы со стенками ёмкости, в которой находятся?
3. Новый материал - лекция учителя.
Учитель кратко объясняет новый материал, показывая приборы, но не показывает сами демонстрации, (приборы к демонстрациям по рисункам 91 и 92 учебник А.В. Пёрышкин 7 класс. О.О.О. «Дрофа», 2008, с изменениями.)
Делается вывод: давление газа создаётся ударами, хаотично движущимися молекулами.
4. Работа с приборами в группах.
Класс разбивается на группы по 3-4 человека, (в зависимости от числа учеников в классе ). Группам даётся задание: используя учебник и приборы, которые были показаны при объяснении учителем нового материала, составить сценарий обучающего фильма и сделать видео съёмку. Продолжительность фильма не более 2 минут (обычно уходит меньше). Далее выполненные задания с помощью компьютера и проектора просматриваются, анализируется качество, точность, оцениваются и лучшие работы остаются в копилке обучающих фильмов.
Во время загрузки фильмов в компьютер, даётся домашнее задание или учащиеся решают задачи, проверка которых проводится также с помощью компьютера и проектора. ( Делаются фотографии решённых задач из тетрадей учеников и фотоаппарат соединяется с компьютером).
5. Домашнее задание: №35 ответить на вопросы страница 85.
6. Итог урока:
Что нового сегодня узнали на уроке?
Как создаётся давление в газах?
От чего зависит давление в газах?
( У учителя, где имеется современная доска и более лучшие технические возможности уроки такого типа, можно проводить на более высоком уровне. Хорошо в такие уроки вписываются приборы изготовленные учениками.)
Литература:
Учебник: физика 7 класс А.В. Пёрышкин.
Физика поурочные планы по учебнику А.В. Пёрышкина.
Многолетний опыт.
Образец обучающего фильма можно получить у автора статьи