Урок 1.
Орг. момент |
Приветствие. Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места |
Основная часть Повторение Натюрморт- мёртвая натура Пед.показ (иллюстрации) |
Учитель: Ребята, тема нашего урока “Декоративный натюрморт”. Слово “натюрморт” вам уже знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт? Ребята: Натюрморт – это неодушевлённые предметы. Учитель: Кто ещё как считает? Ребята: Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов. Учитель: Верно, ребята! Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённые в единую композицию по смыслу. Как вы уже знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов. |
|
Ребята: Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандашница, очки, журнал и т.д.). Учитель: Молодцы, ребята! А какие натюрморты называют поставленными? Ребята: Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например “Натюрморт из предметов деревенского быта”. |
Декор - (лат. – украшение) Иллюстрации (живописный и декоративный натюрморт) Определение |
Учитель: Правильно, ребята! А тема нашего занятия “Декоративный натюрморт”. Ребята, слово “декор” в переводе с лат. Означает – украшать. Давайте запишем этот новый для вас термин. Учитель: В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом. Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить? Ребята: В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов. Учитель: верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков. – А теперь, ребята, внимательно
посмотрите на реалистический и декоративный
натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие. Учитель: Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная. - А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт? Ребята: при помощи красок, из природных материалов, из бумаги и т.д. Учитель: Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура. |
Наглядности батик: роспись по ткани, пластилиновая живопись, аппликация из бересты и бумаги |
– Посмотрите ребята декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д. – Как вы думаете, ребята, где в жизни мы можем применить декоративный натюрморт. Ребята дают примерные ответы и при помощи наглядного материала даются современные возможности применения декоративного натюрморта. Учитель: Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные его черты. Ребята: Цвет, форма, фактура. Учитель: Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили новый материал. И теперь вы можете приступить к созданию своего декоративного натюрморта. |
Практическая часть Цветовой круг Пед.показ Орг. завершение Дом. задание |
Учитель: Сегодня мы выполним с вами декоративный натюрморт в технике аппликации из бумаги. Для начала мы подберём основные цвета для декоративного натюрморта, и поработаем над формой предметов. 1.Для начала вам необходимо на альбомных листах выполнить эскиз, т.е. в небольшом формате простым карандашом нарисовать те предметы, которые будут находиться на ваших натюрмортах. Тематика может быть самая разная: спорт, литература, предметы быта, фрукты и т.д. Вы можете максимально проявить своё творчество. Формат листа может быть как вертикальным, так и горизонтальным. Учащимся дается определенное время для выполнения эскиза. 2.Теперь, ребята, вы уже определились, что будете изображать. Сейчас необходимо научиться подбирать цвета. Посмотрите на меня, если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу бордового цвета, будет ли она видна? Ребята: Нет! Учитель: А если я возьму вазу оранжевого цвета, будет ли она видна? Ребята: Да! Учитель: Таким образом, если вы хотите, чтобы предмет был хорошо виден, то подбираем контрастные цвета, если менее – родственные. Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов). Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. Для этого возьмём лист цветной бумаги понравившегося вам цвета. 3.Затем вам необходимо подбирать цвета, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг. 4.После этого вырезаем предметы. Техника безопасности при работе с режущими и острыми предметами. Сначала вырезаем крупные цветовые пятна, затем элементы, украшающие эти предметы. Итак, ребята на сегодняшнем уроке вы выполнили эскиз, подобрали и определились с цветовыми отношениями и элементами, украшающие предметы. Цели и задачи на следующий урок. Спасибо за урок, до свидания! |
Урок 2.
Оргмомент |
Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места. |
Основная часть |
Учитель: - На прошлом занятии мы познакомились с вами с декоративным натюрмортом. Сегодня мы продолжаем тему прошлого урока. Повторение и закрепление темы прошлого урока (определение – натюрморт, техника исполнения) |
Повторение |
- В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом? Ребята: цветов в живописи очень много, а в декор – не более 3-х цветов; Учитель: Молодцы, ребята! Какие ещё отличия вы знаете? Ребята: В живописном натюрморте предметы реалистичные, а в декоративном стилизованные. Учитель: А, какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта? Ребята: пластилин, различные ткани, бумагу, природные материалы и т.д. Учитель: Молодцы, ребята, вы всё говорите верно. Так какие основные черты декоративного натюрморта вы знаете? Ребята: цвет, форма, фактура. Учитель: Давайте вспомним, ребята, чем мы занимались с вами на прошлом уроке. Ребята: Сначала мы составили эскиз к декоративному натюрморту. Затем подобрали цвета, которые будут присутствовать на наших работах и вырезали задуманные предметы и элементы к ним. Учитель: Сегодня мы продолжаем эту работу. Но теперь нам необходимо научиться грамотно располагать предметы на формате. Существуют определённые законы при составлении натюрморта. |
Наглядность Пед.показ Определение Работа у доски |
Обратите внимание на эту наглядность. Вы видите, что предметы на ней смотрятся очень целостно, едино. Нет лишнего свободного места и в то же время достаточно пространства. - Ребята, а если я это яблоко передвину вправо, будет ли натюрморт смотреться также целостно? Ребята: Нет. Тогда яблоко будет смотреться лишним, а группа фруктов – неполной. Учитель: Верно, ребята! Здесь художник грамотно составил композицию. Слово композиция означает сочинение, составление. Итак, ребята, давайте в ваших тетрадях вы запишите значение этого слова. - Располагать предметы следует ближе к центру места, но в то же время не стоит его перегружать. Необходимо так расположить предметы, чтобы весь формат листа был грамотно заполнен. Сейчас мы с вами потренируемся. Для этого с каждого ряда должны выйти по одному человеку (не менее 3х, можно разбиться на команды). На доске перед каждым из них располагается лист формата А3 и к каждому такому листу прилагается набор предметов разной формы и размеров. Задача учащихся при помощи магнитов грамотно составить композицию из этих предметов. Заданий может быть несколько. |
Анализ. Что получилось. Что не получилось Учитель: Итак, ребята, сегодня каждый из вас должен составить композицию из вырезанных деталей и завершить ее. 1.нам необходимо склеить заготовленные
предметы: крупную формы с элементами
составляющими её. Итак, приступаем к работе. |
|
Практическая часть Пед. показ (динамическая таблица) |
|
Подведение итогов |
Итак, ребята мы выполнили с вами декоративный натюрморт в технике аппликация. Теперь желающие должны представить работы, её назначение. |
Обсуждение |
Обсуждение (анализ “+” и “-”). |
Орг.завершение Дом.задание |
Спасибо, до свидания! |