Декоративный натюрморт

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: Декоративный натюрморт.

Урок 1.

Орг. момент

Приветствие. Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места

Основная часть

Повторение

Натюрморт- мёртвая натура

Пед.показ (иллюстрации)

Учитель: Ребята, тема нашего урока “Декоративный натюрморт”. Слово “натюрморт” вам уже знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?

Ребята: Натюрморт – это неодушевлённые предметы.

Учитель: Кто ещё как считает?

Ребята: Натюрморт – это изображение неодушевлённых предметов.

Учитель: Верно, ребята! Натюрморт – это группа неодушевлённых предметов, объединённые в единую композицию по смыслу.

Как вы уже знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём примеры случайных натюрмортов.

 

Ребята: Например, к случайному натюрморту относятся предметы на учительском столе (тетради, карандашница, очки, журнал и т.д.).

Учитель: Молодцы, ребята! А какие натюрморты называют поставленными?

Ребята: Те натюрморты, которые ставятся специально с целью написания картины. Они обычно бывают на определенную тематику. Например “Натюрморт из предметов деревенского быта”.

Декор - (лат. – украшение)

Иллюстрации (живописный и декоративный натюрморт)

Определение

Учитель: Правильно, ребята! А тема нашего занятия “Декоративный натюрморт”.

Ребята, слово “декор” в переводе с лат. Означает – украшать. Давайте запишем этот новый для вас термин.

Учитель: В начале XX века художники стали уделять натюрморту большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали работать в этом жанре живописи. Они много экспериментировали. Таким образом, появился декоративный натюрморт. Давайте сравним его с реалистическим натюрмортом.

Сначала, давайте, обратим внимание на цветовое решение. Какие особенности вы можете отметить?

Ребята: В живописном натюрморте очень много различных цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.

Учитель: верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не более 3-х цветов. Путём смешивания этих цветов, можно получить множество оттенков.

– А теперь, ребята, внимательно посмотрите на реалистический и декоративный натюрморты. И назовите мне ещё одно отличие.
Ребята: Предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.

Учитель: Верно ребята! Молодцы! В декоративном натюрморте предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная.

- А как вы думаете, в каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?

Ребята: при помощи красок, из природных материалов, из бумаги и т.д.

Учитель: Верно. Ещё одной отличительной особенностью в декоративном натюрморте является фактура.

Наглядности батик: роспись по ткани, пластилиновая живопись, аппликация из бересты и бумаги

– Посмотрите ребята декоративный натюрморт можно выполнить на ткани (холодный батик), также из пластилина (пластилиновая живопись), из бумаги и природных материалов (техника аппликация) и т.д.

– Как вы думаете, ребята, где в жизни мы можем применить декоративный натюрморт.

Ребята дают примерные ответы и при помощи наглядного материала даются современные возможности применения декоративного натюрморта.

Учитель: Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным натюрмортом. Назовите мне, пожалуйста, основные отличительные его черты.

Ребята: Цвет, форма, фактура.

Учитель: Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили новый материал. И теперь вы можете приступить к созданию своего декоративного натюрморта.

Практическая часть

Цветовой круг

Пед.показ

Орг. завершение

Дом. задание

Учитель: Сегодня мы выполним с вами декоративный натюрморт в технике аппликации из бумаги. Для начала мы подберём основные цвета для декоративного натюрморта, и поработаем над формой предметов.

1.Для начала вам необходимо на альбомных листах выполнить эскиз, т.е. в небольшом формате простым карандашом нарисовать те предметы, которые будут находиться на ваших натюрмортах. Тематика может быть самая разная: спорт, литература, предметы быта, фрукты и т.д. Вы можете максимально проявить своё творчество. Формат листа может быть как вертикальным, так и горизонтальным.

Учащимся дается определенное время для выполнения эскиза.

2.Теперь, ребята, вы уже определились, что будете изображать. Сейчас необходимо научиться подбирать цвета. Посмотрите на меня, если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу бордового цвета, будет ли она видна?

Ребята: Нет!

Учитель: А если я возьму вазу оранжевого цвета, будет ли она видна?

Ребята: Да!

Учитель: Таким образом, если вы хотите, чтобы предмет был хорошо виден, то подбираем контрастные цвета, если менее – родственные.

Объяснение по цветовому кругу (нахождение контрастных, гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).

Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. Для этого возьмём лист цветной бумаги понравившегося вам цвета.

3.Затем вам необходимо подбирать цвета, смотрите на ваши эскизы и на цветовой круг.

4.После этого вырезаем предметы.

Техника безопасности при работе с режущими и острыми предметами.

Сначала вырезаем крупные цветовые пятна, затем элементы, украшающие эти предметы.

Итак, ребята на сегодняшнем уроке вы выполнили эскиз, подобрали и определились с цветовыми отношениями и элементами, украшающие предметы.

Цели и задачи на следующий урок.

Спасибо за урок, до свидания!

Тема: Декоративный натюрморт.

Урок 2.

Оргмомент

Приветствие. Настрой на урок. Мотивация. Организация рабочего места.

Основная часть

Учитель: - На прошлом занятии мы познакомились с вами с декоративным натюрмортом. Сегодня мы продолжаем тему прошлого урока.

Повторение и закрепление темы прошлого урока (определение – натюрморт, техника исполнения)

Повторение

- В чём же отличие между декоративным и живописным натюрмортом?

Ребята: цветов в живописи очень много, а в декор – не более 3-х цветов;

Учитель: Молодцы, ребята! Какие ещё отличия вы знаете?

Ребята: В живописном натюрморте предметы реалистичные, а в декоративном стилизованные.

Учитель: А, какие материалы можно использовать для выполнения декоративного натюрморта?

Ребята: пластилин, различные ткани, бумагу, природные материалы и т.д.

Учитель: Молодцы, ребята, вы всё говорите верно. Так какие основные черты декоративного натюрморта вы знаете?

Ребята: цвет, форма, фактура.

Учитель: Давайте вспомним, ребята, чем мы занимались с вами на прошлом уроке.

Ребята: Сначала мы составили эскиз к декоративному натюрморту. Затем подобрали цвета, которые будут присутствовать на наших работах и вырезали задуманные предметы и элементы к ним.

Учитель: Сегодня мы продолжаем эту работу. Но теперь нам необходимо научиться грамотно располагать предметы на формате.

Существуют определённые законы при составлении натюрморта.

Наглядность

Пед.показ

Определение

Работа у доски

Обратите внимание на эту наглядность. Вы видите, что предметы на ней смотрятся очень целостно, едино. Нет лишнего свободного места и в то же время достаточно пространства.

- Ребята, а если я это яблоко передвину вправо, будет ли натюрморт смотреться также целостно?

Ребята: Нет. Тогда яблоко будет смотреться лишним, а группа фруктов – неполной.

Учитель: Верно, ребята! Здесь художник грамотно составил композицию. Слово композиция означает сочинение, составление. Итак, ребята, давайте в ваших тетрадях вы запишите значение этого слова.

- Располагать предметы следует ближе к центру места, но в то же время не стоит его перегружать. Необходимо так расположить предметы, чтобы весь формат листа был грамотно заполнен.

Сейчас мы с вами потренируемся. Для этого с каждого ряда должны выйти по одному человеку (не менее 3х, можно разбиться на команды). На доске перед каждым из них располагается лист формата А3 и к каждому такому листу прилагается набор предметов разной формы и размеров. Задача учащихся при помощи магнитов грамотно составить композицию из этих предметов. Заданий может быть несколько.

 

Анализ. Что получилось. Что не получилось

Учитель: Итак, ребята, сегодня каждый из вас должен составить композицию из вырезанных деталей и завершить ее.

1.нам необходимо склеить заготовленные предметы: крупную формы с элементами составляющими её.
2.Когда все предметы будут готовы – необходимо грамотно расположить их на листе.
3.И только после этого приклеить на формат.

Итак, приступаем к работе.

 

Практическая часть

Пед. показ

(динамическая таблица)

Подведение итогов

Итак, ребята мы выполнили с вами декоративный натюрморт в технике аппликация. Теперь желающие должны представить работы, её назначение.

Обсуждение

Обсуждение (анализ “+” и “-”).

Орг.завершение

Дом.задание

Спасибо, до свидания!