План-конспект урока физики по теме "Атмосферное давление"

Разделы: Физика


Цель урока: Сформировать у учащихся понятие “атмосферное давление”, рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие, познакомить со способами измерения атмосферного давления, рассмотреть возможности использование атмосферного давления в различных областях человеческой деятельности.

Оборудование: стакан, открытка, бутылка с водой, колба, пробка с подключенной трубкой, насос, газета, огарок свечи, две пробирки, входящие друг в друга, пластиковые бутылки, спиртовка, шило или спица, присоска-мыльница, стеклянная трубка с поршнем от шара Паскаля, пипетка, медицинская банка, ливер для забора жидкостей, блюдца с водой, монета, фанерная дощечка 10х10 см, кнопки, или зажимы, спички, бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.

Ход урока

1-й этап. Постановка проблемы

Урок начинается с опытов, демонстрирующих наличие такого явления как атмосферное давление.

Демонстрация опытов:

  • Подъем воды за поршнем (трубка стеклянная с поршнем от прибора “Шар Паскаля”.
  • “Прилипание” листа бумаги к опрокинутому стакану с водой.

Учащиеся выдвигают свои версии о причинах наблюдаемых явлений. Учитель предлагает вспомнить свойства газа и особенности проявления его давления. На экране появляются вопросы, учащимся предлагается выбрать те, ответы на которые они уже знают.

Ответы на какие вопросы вы уже знаете?

  • Как создается давление твердого тела на опору?
  • Как создается давление газа?
  • Как создается давление атмосферы?
  • Как создается давление жидкости на дно и стенки сосуда?
  • Как измерить атмосферное давление?
  • Как впервые “показали” величину атмосферного давления?
  • Что такое “торричеллиева пустота”?
  • Почему говорят, что мы живем на дне воздушного океана?
  • Для чего люди систематически измеряют атмосферное давление?

На экране остаются те вопросы, которые определяют тему и содержание урока. Ученикам предлагается начать совместный поиск ответов на них. Составляется план урока, формулируется тема урока: “АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ”

Совместно с учащимися делается вывод о том, что Землю окружает газовая оболочка, называемая атмосферой. А так как воздух имеет вес, то он должен оказывать давление (демонстрируются слайды).

2-й этап. Измерение атмосферного давления: история вопроса

С помощью слайдов учащиеся знакомятся с первыми попытками измерения атмосферного давления.

  • В 1643 году итальянский ученый Гаспаро Берти на фасаде своего дома в Риме соорудил установку, которая показала, что 10 м водяного столба не случайная величина.
  • Впервые давление было измерено итальянским ученым, математиком и физиком Эванджелисто Торричелли. Он взял стеклянную трубку длиной 1 метр, запаянную с одного конца, наполнил ее полностью ртутью и перевернул, опустив открытый конец в чашку со ртутью. К удивлению окружающих, из трубки вылилась лишь не большая часть ртути. В трубке остался столбик ртути высотой 76 см (760 мм). Торричелли утверждал, что столбик удерживается атмосферным давлением. Именно ему впервые пришла эта мысль.

Учитель вводит понятие “Торричеллиева пустота”.

  • Чтобы наглядно продемонстрировать это давление, в 1654 году был проведен знаменитый опыт с магдебургскими полушариями. В нем, из плотно прижатых друг к другу металлических полусфер был откачан воздух. Атмосферное давление настолько сильно сжимало их снаружи, что снова разделить полушария не смогли даже 16 лошадей (восемь пар) лошадей, тянущих полушария в разные стороны. Проведен этот эксперимент немецким физиком, бургомистром Магдебурга Отто фон Герике.

Учитель совместно с учениками демонстрирует опыт с Магдебургскими полушариями.

Вывод: Воздух может давить на предметы.

Воздушная оболочка Земли – атмосфера – создает давление, эквивалентное  давлению 10 м водяного или 760 мм ртутного столба

3-й этап. Поиск варианта расчета атмосферного давления

Учитель предлагает вспомнить формулу расчета давления столба жидкости, закон Паскаля, условие неподвижности жидкости. Подводит к выводу, что атмосферное давление может быть рассчитано по формуле давления столба жидкости (демонстрируется слайд: “Это давление в современных единицах давления с учетом плотности воды и ртути
можно рассчитать по формулам:….”).

4-й этап. Опытно-экспериментальная деятельность учащихся

Ученики демонстрируют эксперименты:

  • Прохождение яйца в бутылку с горлышком, диаметр которой меньше диаметра яйца.
  • Демонстрация работы пипетки, медицинской банки, ливера для забора жидкостей.
  • Вытаскивание монеты из воды, не замочив при этом рук.
  • Опыт с двумя стаканами и сечей внутри.
  • “Модель дыхания”.
  • Опыт с двумя пробирками, входящими друг в друга.
  • Разрывание газеты с помощью линейки.

Учащиеся объясняют проделанные опыты с помощью учителя.

5-й этап. Рефлексия

Учитель предлагает вспомнить задачи урока и вопросы, на которые необходимо было ответить. На слайде: На какие вопросы мы ответили на уроке?

  1. Как создается давление атмосферы?
  2. Как измерить атмосферное давление?
  3. Как впервые “показали” величину атмосферного давления?
  4. Что такое “торричеллиева пустота”?
  5. Почему говорят, что мы живем на дне воздушного океана?
  6. Для чего люди систематически измеряют атмосферное давление?

Учащиеся делают выводы, рефлексируют свою деятельность и оценивают результат своей работы на уроке. Выясняют, что ответ на 6 вопрос не был найден.Учитель предлагает подумать над ним дома. ( Вопрос определяет содержание следующего урока)

Литература

  1. Физика. 7кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. под. ред. А.А. Пинского, В.А. Разумовского. М.: Просвещение, 2002.
  2. Физика. 7кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. под. ред. А.А. Пинского, Н.А. Родиной. М.: Просвещение, 2004.
  3. Б.Ф. Билимович Физические викторины в средней школе., М.: Просвещение, 2000.
  4. Библиотека электронных наглядных пособий “Физика 7-11” Министерство образования РФ “Кирилл и Мефодий” 2003.
  5. Л.А. Горев, Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1977.
  6. А.Е. Гуревич , Физика 7 класс – М.: Дрофа, 2001.

Приложение 1 – Презентация “Атмосферное давление”