Цель урока:
- Учить правильно соединять буквы, закреплять навыки письма слов на изученные орфограммы.
- Развивать речь учащихся, мелкую моторику руки.
- Прививать любовь к устному народному творчеству, воспитывать аккуратность и трудолюбие.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие
Здравствуй солнышко лучистое,
Здравствуй лучик золотой
Здравствуй ты, здравствуй я,
Здравствуй, Родина моя.
II. Развитие речи.
И здравствуйте наши уважаемые гости (цель визита гостей).
Сегодня на уроке мы вспомним с вами изученные буквы, понаблюдаем за их соединениями, продолжим работу по изучению построения предложений, а девизом нашей работы будет:
Чтобы хорошо учиться, нужно много трудиться (на доске).
Сначала давайте прочитаем его, как говорим, - орфоэпически, и ответим на вопрос «А для чего нужно хорошо учиться?» (ответы детей). А теперь прочитаем, как написано – орфографически. Сравним произношение с написанием - «Где же страшный и злой Буквоед расставил свои ловушки?» (ответы детей).
Мы еще раз с вами убедились, что не все слова в русском языке пишутся так, как мы их слышим, значит, наша задача с вами учиться не только красиво говорить, но и уметь грамотно писать.
- Ребята, а какое сегодня число?
- Чем интересен этот день (месяц)?
1 марта по народному календарю – 1 день весны. Существует много примет, связанных с этим месяцем. Давайте послушаем ребят, которые на славу потрудились дома (заранее хорошо читающим детям было дано задание найти приметы, связанные с мартом, весной).
Например:
- 1 ученик: Случившийся в марте гром – признак урожая.
- 2 ученик: Сухой март обещает плодородие, дождливый – неурожай.
- 3 ученик: Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
- 4 ученик: Если в марте облака плывут быстро и высоко – к хорошей погоде.
Давайте запомним их и понаблюдаем.
III. Работа в печатной тетради.
Продолжаем учиться отгадывать ребусы, списывать с печатного текста, проверим, как умеем ставить ударение делить слова на слоги и заодно подготовим наши пальчики к работе в тетрадке.
На доске:
IV. Разноуровневая работа.
1 группа – отгадать слова, записать, поставить ударение, разделить на слоги.
2 группа - подумать, почему в слове «весна» гласная «е», а в слове «капель» гласная «а»? (проверка)
б) Отгадайте загадку:
Среди поля голубого
Яркий блеск огня большого,
Не спеша огонь тут ходит,
Землю – матушку обходит.
Светит весело в оконце –
Ну конечно, это … (солнце)
Мы сегодня рисуем с вами солнышко.
На столе шаблоны, превратим наши кружки в солнышки.
- обвели простым карандашом
- в центре рисуем овальный нос
- глаза – линия с дугой сверху
- рот – лежащий полуовал
- от окружности в разные стороны лучи
- заштрихуйте желтым карандашом
- веснушки украсят наше солнышко
Вот какие славные солнышки засияли в ваших тетрадках, значит работа пойдет веселее, а нам пора отдохнуть.
V. Релаксационная пауза.
(Играет фрагмент классической музыки).
Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глазки. Представьте себе теплый весенний денек, ярко светит солнышко, его лучи рассыпались в разные стороны, вам хочется их потрогать – потрогайте, слышна звонкая капель, вам захотелось подыграть композитору, вы открыли крышку пианино и ваши пальчики заиграли, но вот на козырек подъезда села стайка шумных воробьев, пальчики стали двигаться быстрее, увидев черную кошку Мурку, воробьи вспорхнули и улетели. Вы закрыли пианино, открыли глазки и мы продолжаем учиться красиво писать, правильно соединять буквы, а также повторим все, с чем мы познакомились на предыдущих уроках.
VI. Работа в тетрадях
1) Игра «Узнай меня»
- Назовите, спишите с доски буквы, не забудьте про наклон, ширину и высоту
- Обведите в кружок гласные буквы
- Как вы их узнали?
Я задумала букву, которой обозначают согласный глухой звук. Какую букву я задумала?
- Используя написанные гласные, назовите возможные слияния, запишем их.
(С комментированием соединений).
- Что заметили когда писали? (заглавная буква), приведите примеры слов, как можно назвать эти соединения (слияние)
- Найдите слияние мягкого согласного с гласным:
- Какие еще гласные смягчают согласные звуки? (я, е, ё)
- Чем они интересны? (два звука в начале слова и после гласной)
2) Игра «Найди пару»
- Найдем каждому слову подходящую табличку:
- Докажите
3) «Придумай слово»
(Самостоятельная работа по рядам).
Добавить до слова и сделать звуко-буквенный анализ по схеме:
Предупреждаем ошибку: какие буквы определяют количество слогов?
4) Игра «Прятки»
- А теперь поиграем в «прятки», чтобы проверить, насколько вы внимательны и наблюдательны. Ищем слово в слове и вспоминаем правило:
Машина, Коля, чудовище
VII. Физминутка
Вверх рука и вниз рука.
Подтянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком поменять руки).
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой).
Крутим, вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево).
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени).
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперед.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед).
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идет.
Учащиеся садятся за парты.
VIII. Работа с предложением, развитие речи учащихся.
Продолжаем развивать нашу речь, учимся правильно строить предложение, пополняем наш словарный запас
- Ребята, а чем слово отличается от предложения?
- На доске записано несколько слов. Можно предположить, что это предложение, докажите.
- Как вы думаете, какие слова нужно вставить вместо точек? Почему?
- Как вы понимаете эту пословицу?
При солнышке . . . . . , при матери . . . . . .
Слова для справок: добро, тепло
- Что это за предложение? Как вы думаете, для чего нам нужны пословицы?
Разноуровневая работа:
- 1 группа – списать с печатного текста, вставить слова
- 2 группа – списать, к словам - тепло, добро, подобрать антонимы, к слову – солнышко подобрать семейку (родственные слова).
IX. Итоги уроки.
- Посмотрите в свою тетрадку. Кто доволен своей работой? Чему мы сегодня учились на уроке?
- Хочу поблагодарить Вас за работу, я приготовила вам еще одно предложение, но я его спрятала, Уберите все согласные буквы, которые обозначают глухие звуки, и узнаете, о чем я хочу сказать
ЯСТЛШЮКБПЛХЮЦ
- Кого?
- Конечно вас.
- Большое спасибо!