Рабочая программа "Народные забавы"

Разделы: Начальная школа


Игра – это путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который призваны изменить.
А.М. Горький

Пояснительная записка

Перед начальной школой сегодня встала серьезная и важная проблема: организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников. Ни для кого не секрет, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. С момента рождения нормально развивающийся ребенок стремится к движениям. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени, удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

К сожалению, современные младшие школьники все меньше двигаются. В связи с этим большое значение приобрела проблема систематической организации отдыха младших школьников и проведение динамических перемен. Проводимые динамические перемены положительно влияют на двигательную деятельность ребенка. Но чем можно заинтересовать детей, чем завлечь их внимание на переменах? Все это вызвало необходимость введения новых программ по организации и проведению динамических перемен с детьми младшего школьного возраста. Большим подспорьем в решении проблемы организации отдыха младших школьников и проведения динамической паузы между занятиями, по нашему мнению, стало проведение подвижных народных игр.

В нашей школе разработана программа «Народные забавы» направленная на формирование у детей двигательной активности, через проведение русских народных игр.

Русские народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд, традиции, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, умение проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Программа «Народные забавы» ориентирована на применение широкого комплекса подвижных русских народных игр для организации и проведения динамических перемен.

Данная программа имеет цель – создание условий для формирования активной и здоровой личности.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • повышать двигательную активность младших школьников;
  • формировать систему организации подвижных народных игр развивающего и воспитывающего характера;
  • воспитывать у учащихся стремление больше знать о своей Родине;
  • развивать творческий подход к проведению русских народных игр;
  • воспитывать активность у детей, чувство взаимопонимания, поддержки.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

  1. Подвижные игры.
  2. Хороводные игры.
  3. Игры в помещении.
  4. Игры со словами.

Поскольку в классе обучаются дети русской национальности, программа предусматривает проведение традиционных русских народных игр. Но в дальнейшем планируется разработка программы по проведению игр разных народов, как одна из форм организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста.

Игры проводятся во время динамической паузы в помещении школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий. Время проведения динамической переменки – 20–30 минут.

В ходе игры учитель привлекает внимание детей к ее содержанию, правилам, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Дает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Программа рассчитана на 170 занятий (по 20–30 мин.) для обучающихся третьего класса.

Программа рекомендована учителям и учащимся начальных классов, а также воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.

Содержание программы

Подвижные игры (20 занятий).

Общие подвижные символические игры. Бабки. Редька. Серый волк. Первенчики. Камушки. Чижик. Волк и овцы. Коршун. Мясник и овцы. Пирожок. Вязанки. День и ночь. Кошка и мышка. Горелки. Веревочка.

Игры с мячом (20 занятий).

Лови мяч! Переброска. Подстенка. Кружок. Зевака. Лунки. Ямки. Большая лапта. Лапта втроем. Лапта с городками. Большой мяч.

Метание в цель (7 занятий).

Попади мячом в фигуру! Метание камней. Птица. Кольцо. Сорви кружок! Колокольчик. Метание копья.

Игры с разными предметами (10 занятий).

Волан. Рулетка Обруч. Ходули. Бирюльки. Кольцо. Кубарь. Волчок. Свайка. Пирамида.

Игры с камешками, шариками и палками (20 занятий).

Накидка и Накатка. Отбивка. Окошки. Припрыжка, или Болото. Клетки. Подпрыжка. Кегли. Котел. Шар в лунке. Городок. Бабка с матками. Шарик с большими и малыми бабами. Шар и чашки. Городки. Столбики.

Хороводные игры (20 занятий).

Об истории хороводов. Веночки, или жених ищет невесту. Рекрутский набор. Луг – лужочек. Ясное золото. Посев льна. Овес. Просо сеяли. Расти мак. Воробышек. Заинька. Плетень.

Игры в помещении (20 занятий).

О возникновении «комнатных» игр. Кулючки. Дергачи. Жмурки. Жмурки с голосом. Жмурки у стены. Кто ударил? Чет – нечет. Найди жгут! Свисток. Море волнуется. Бойцы и пленники. Все в кружок!

Игры в фанты (15 занятий).

Как собирать фанты? Разыгрывание фантов. Птицы летают. Калите железо! Тяни – пускай! Стихии. Квартиры менять! Работа и забава. Глухие и немые. Голуби. Цветник. Ответчик.

Игры – шутки (10 занятий).

Черепаха. Запевала. Чур. Кольцо. Орехи. Тарелка. Жив курилка! Молчанка. Концерт животных. Барабанщик.

Игры со словами (12 занятий).

Игры на внимательность. Рассказ навыворот. Корзинщик. Вздохи. Музыканты. Судья. Краски. Спасайся! Я люблю своего соседа. Числа. Сова. Сапожник. Охотник.

Загадки, шарады, каламбуры (16 занятий).

Загадки в каламбурах. Шарады. Шарады в стихах. Да и нет. Любишь – не любишь. Почему и потому. На что я гожусь? Подарок. Мешанина. Чепуха. Отвечай, не говоря! Мимика. Искатель цветов. Царек. Обмен именами. Отгадай слово.

Литература.

  1. Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе [Текст]: практическое пособие / С. А. Исаева. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 48 с.
  2. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А. В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  3. Ковалько В. И. Школа физкультминуток [Текст] / В. И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.
  4. Мартынова А. Н. Потешки. Считалки. Небылицы. [Текст] / А. Н. Мартынова. – М.: Современник, 1989. – 348 с.
  5. Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня [Текст]: пособие для учителя / Е. М. Минскин. – М.: Просвещение, 1985. – 192 с.
  6. Осокина Т. И. Мир детства: младший школьник [Текст] / Т. И. Осокина. – М.: Педагогика. 1981. – 233 с.
  7. Павлов Н. Г. 300+1 игра для детей [Текст] / Н. Г Павлов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 320 с.
  8. Панкеев И. А. Русские народные игры [Текст] / И. А. Панкеев. – М.: Яуза, 1998. – 240 с.
  9. Пичугин, С. С. Подвижные народные игры как форма организации и проведения динамической паузы с детьми младшего школьного возраста. [Текст] / С. С. Пичугин // Начальная школа: до и после. – 2006. – № 1. – С. 26–29.