Урок по теме "Государственный бюджет". Курс "Основы налоговой грамотности" для учащихся 8-го класса

Разделы: Экономика


Задачи:

  • Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.
  • Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.
  • Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).

В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет).

Слайд № 1 (приложение).

Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».

– Как вы понимаете слова автора?

– Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?

Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока).

Слайд № 2 (приложение).

III. Работа по теме.

Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.

– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?

Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.

– Как вы считаете, что такое бюджет?

Слайд № 3 (приложение).

IV. Работа с термином.

Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти.

Слайд № 4 (приложение).

Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.

Идеальный бюджет – запланированные расходы = запланированным доходам.

Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.

Слайд № 5 (приложение).

Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.

При изучении материалов презентации встречаются гиперссылки, обращаясь к которым можно открыть нужную информацию (приложение).

Обратимся к понятию доход.

Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2005 году».

– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

– Приведите примеры неналоговых доходов?

– Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.

Слайд № 6 (приложение).

Обратимся к понятию расход.

Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2005 году».

– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

– На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?

Слайд № 7 (приложение).

Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицитаили профицитабюджета.

Слайд № 5 (приложение).

Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.

Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).

– Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств?

Слайд № 8 (приложение).

Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.

– Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить?

Слайд № 10 (приложение).

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.

  • сокращение бюджетных расходов,
  • изыскание дополнительных источников доходов,
  • выпуск денег,
  • одалживание денег.

– Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Слайд № 10 (приложение).

Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно.

Сокращение бюджетных расходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр.

– Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?

Слайд № 11 (приложение).

Изыскание дополнительных источников доходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.

– Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?

Слайд № 12 (приложение).

Выпуск денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия.

– Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?

Слайд № 13 (приложение).

Одалживание денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг.

– У кого же государство может взять деньги в долг?

Государство может одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций.

– Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством?

Слайд № 14 (приложение).

Рассмотрев различные способы преодоления дефицита бюджета, определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Обратите внимание на предложенную диаграмму. Какой вывод можно сделать?

Слайд № 15 (приложение).

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Слайд № 16 (приложение).

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.

Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.

Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.

Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).

После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.

В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ.

Слайд № 17 (приложение).

V. Давайте подведем итоги:

  • Что такое государственный бюджет?
  • Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?
  • Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?

Слайд № 18 (приложение).

VI. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали?
  • Что больше всего запомнилось?
  • Где вы можете применить знания данной темы?

Слайд № 19 (приложение).

Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета» (неизвестный).

– Как бы вы сейчас отнеслись к словам автора?

VII. Домашнее задание: Подготовить сообщение о бюджете Алтайского края и города Бийска.