Урок математики по теме "Программа действий. Алгоритм" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  1. Сформировать представление о понятиях «программа действий», «алгоритм», «блок-схема».
  2. Учить читать и составлять простейшие программы заданных алгоритмов.
  3. Работать над умением самостоятельно анализировать задачи.
  4. Закреплять навыки устных и письменных вычислений.
  5. Развивать мыслительные операции, математические способности.
  6. Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность.
  7. Расширять кругозор учащихся.
  8. Воспитывать чувства взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма, любовь к Родине.
  9. Развивать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, сегодня наш урок будет необычным, потому что мы с вами отправляемся в путешествие на этом замечательном корабле. Вспомним законы путешественников.

У вас на партах лежат солнышки. Пусть каждый представит себя солнышком. В небе одно солнце: оно неповторимо, дарит всему живому радость, тепло и надежду. Будьте и вы как солнце: сияйте, приносите другим свой свет, тепло души и сердца, радуйте и согревайте окружающих!

Всегда оставайся удачливым, смелым,
Пусть только попутные веют ветра!
Но главное – чтобы
Ты в жизни ни делал,
Пусть все это будет во имя добра!

Возьмите друг друга за руку. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что-нибудь очень доброе и удачи в работе.

Прошу вас занять места на корабле.

(Рисунок корабля) А вот и наш корабль и его отважный капитан (портрет Капитана).

В путь! Попутного ветра!

II. Актуализация знаний

Разминка

1. Расставьте числа в порядке возрастания, и мы узнаем, как называется наш корабль:76, 21, 200,18, 319, 38,64, 105.

2. (Работа у доски). Мы с вами приплыли в порт «Сложения и вычитания».

1 ряд остается на вахте и получает задание.

I ряд – 2 ученика работают у доски, 2 – решают на месте (консультанты-помощники),

19см=…дм…см (1дм9см)

 

 

63дм=…см(630см)

46см=…дм…см (4дм6см)

 

 

7м8дм=…см (780см)

6дм8см=…см (68см)

 

 

28см=…дм…см(2дм8см)

7м1см=…см (701см)

 

 

830см=…дм (83дм)

573см=…м…см (5м73см)

 

 

53см=…дм…см (5дм3см)

Остальные работают по карточкам (примеры на отработку вычислительных навыков).

А мы можем немного погулять. Остановка в порту «Сложения и вычитания»

(II и III ряды работают с учителем)

3. «Устный счет»

а) - Назовите последующее числу 389,430, 795;

- Назовите предыдущее числу 600, 430, 759;

- Сосчитаем от 793 до 800, от 503 до 488.

в) Расставьте числа 5,6,7,8,9 в окошки так, чтобы в сумме получилось число 20.

г) Задачи на смекалку

«Бревно распилили на части. Сделали 3 распила. Длина каждой части 2 м. Какой длины было бревно?» (8 метров)

«Лестница состоит 13 ступенек. Максим стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?» (на 7 ступеньке)

«Сестра старше брата на 1 год. На сколько лет сестра будет старше брата через 5 лет?» (на 1 год)

д) Ритмичный игра «Счёт через 3»

III. Постановка цели урока

Наше путешествие продолжается, и капитан хочет узнать, каждый ли из вас соблюдает режим дня (ответы детей).

- Что вы делаете утром, перед тем как идти в школу?

Дети отвечают, а учитель выкладывает на доске карточки:

УМЫТЬСЯ, ПРОСНУТЬСЯ, ПОЗАВТРАКАТЬ, ИДТИ В ШКОЛУ, ПРИЧЕСАТЬСЯ, СДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ, ОДЕТЬСЯ, ЗАПРАВИТЬ ПОСТЕЛЬ.

- Попробуйте расположить эти действия по порядку, как вы выполняете их утром.

(Дети расставляют по порядку).

- Мы установили порядок операций. Это та программа действий, которую вы выполняете каждое утро. Порядок действий в программе называют ещё алгоритмом.

На доске слово: АЛГОРИТМ

- Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (Научиться составлять программу действий, пользуясь алгоритмом)

IV. «Открытие» нового знания и первичное закрепление

Работа по учебнику, с. 10- урок 4.

- Рассмотрите рисунки, Прочитайте текст.

- Правильно ли мы составили программу действий?

- Что же такое алгоритм? (Алгоритм – это порядок действий в программе)

- Что такое программа? (Это запись алгоритма)

- Как мы можем записать программу? (С помощью карточек, рисунков, значков – так, чтобы запись была понятна исполнителю.)

№1,с.10 –устно отвечают на вопросы.

Так незаметно мы приплыли в город Зелёный. Нас встречает Муравьишко - вопросик (рисунки на доске).

№2,с.11 – устно в парах.

Дети изучают блок- схемы и рисунки, а затем рассказывают друг другу, как развиваются лягушка и бабочка. Первый вариант рассказывает о развитии лягушки, второй - о развитии бабочки.

Не забывайте правила поведения в природе.

Гимнастика для глаз («Бабочка» - поморгаем глазками; «Муха»- круговые движения)

А теперь пришла пора подкрепиться, отправляемся на камбуз. Нас встречает кок – толкование морских терминов (кок, камбуз, якорь, палуба)

№3,с.11 (разберём рецепт приготовления картошки).

Дети под руководством учителя устанавливают порядок действий .

- Какие операции в этом алгоритме можно переставить? ( операции 8 и 9 можно поменять местами.)

Учитель показывает поваренную книгу, сообщив, что рецепты приготовления блюд – это тоже алгоритм.

Следующая остановка - город «Танцующих человечков».

Физкультминутка под музыку

V. Повторение изученного

На море полный штиль, можно с аквалангом опуститься в море и понаблюдать за морскими животными (рисунки морских животных).

Посмотрите, какие они разные и необычные.

Выполним задания с фигурами.

№ 6,с.12- составление равенств.

Учащиеся самостоятельно записывают в тетради все возможные буквенные и числовые равенства:

Т + К=Ф

 

 

5+4=9

К + Т=Ф

 

 

4+5=9

Ф – Т=К

 

 

9-5=4

Ф – К=Т

 

 

9-4=5

- По каким ещё признакам можно разбить эти фигуры на части? Какие равенства можно составить.

Дыхательная гимнастика (надуем наши паруса, на счёт 5-вдох, на счёт 5 – выдох)

№7,с.12- решение задачи.

а) разбор условия;

б) составление схемы задачи

в) решение самостоятельно с последующей проверкой у доски.

Учащиеся составляют схему к задаче под руководством учителя. Затем дети самостоятельно записывают решение.

Наше путешествие подходит к концу, и мы снова в родном Чистополе (фотография города).

VI. Домашнее задание

№9,с.12 (с объяснением).

VII. Итог урока.

- С чем познакомились на уроке? Значение, каких слов узнали?

- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте улыбку, если у вас всё получилось, и вы чувствовали себя уверенно и комфортно.

- Я очень довольна вами и благодарю вас за урок (выставление оценок).

Любите и берегите нашу прекрасную Родину, её леса, поля, реки и моря!

«Охранять природу – значит охранять Родину!» М.Пришвин

Урок окончен. Всем спасибо.