Цели урока:
- Сформировать представление о понятиях «программа действий», «алгоритм», «блок-схема».
- Учить читать и составлять простейшие программы заданных алгоритмов.
- Работать над умением самостоятельно анализировать задачи.
- Закреплять навыки устных и письменных вычислений.
- Развивать мыслительные операции, математические способности.
- Развивать находчивость, сообразительность, логическое мышление, внимание, память, самостоятельность.
- Расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать чувства взаимопомощи, трудолюбия, патриотизма, любовь к Родине.
- Развивать интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, сегодня наш урок будет необычным, потому что мы с вами отправляемся в путешествие на этом замечательном корабле. Вспомним законы путешественников.
У вас на партах лежат солнышки. Пусть каждый представит себя солнышком. В небе одно солнце: оно неповторимо, дарит всему живому радость, тепло и надежду. Будьте и вы как солнце: сияйте, приносите другим свой свет, тепло души и сердца, радуйте и согревайте окружающих!
Всегда оставайся удачливым, смелым,
Пусть только попутные веют ветра!
Но главное – чтобы
Ты в жизни ни делал,
Пусть все это будет во имя добра!
Возьмите друг друга за руку. Закройте глаза и молча, пожелайте своему товарищу что-нибудь очень доброе и удачи в работе.
Прошу вас занять места на корабле.
(Рисунок корабля) А вот и наш корабль и его отважный капитан (портрет Капитана).
В путь! Попутного ветра!
II. Актуализация знаний
Разминка
1. Расставьте числа в порядке возрастания, и мы узнаем, как называется наш корабль:76, 21, 200,18, 319, 38,64, 105.
2. (Работа у доски). Мы с вами приплыли в порт «Сложения и вычитания».
1 ряд остается на вахте и получает задание.
I ряд – 2 ученика работают у доски, 2 – решают на месте (консультанты-помощники),
19см=…дм…см (1дм9см) |
|
|
63дм=…см(630см) |
46см=…дм…см (4дм6см) |
|
|
7м8дм=…см (780см) |
6дм8см=…см (68см) |
|
|
28см=…дм…см(2дм8см) |
7м1см=…см (701см) |
|
|
830см=…дм (83дм) |
573см=…м…см (5м73см) |
|
|
53см=…дм…см (5дм3см) |
Остальные работают по карточкам (примеры на отработку вычислительных навыков).
А мы можем немного погулять. Остановка в порту «Сложения и вычитания»
(II и III ряды работают с учителем)
3. «Устный счет»
а) - Назовите последующее числу 389,430, 795;
- Назовите предыдущее числу 600, 430, 759;
- Сосчитаем от 793 до 800, от 503 до 488.
в) Расставьте числа 5,6,7,8,9 в окошки так, чтобы в сумме получилось число 20.
г) Задачи на смекалку
«Бревно распилили на части. Сделали 3 распила. Длина каждой части 2 м. Какой длины было бревно?» (8 метров)
«Лестница состоит 13 ступенек. Максим стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?» (на 7 ступеньке)
«Сестра старше брата на 1 год. На сколько лет сестра будет старше брата через 5 лет?» (на 1 год)
д) Ритмичный игра «Счёт через 3»
III. Постановка цели урока
Наше путешествие продолжается, и капитан хочет узнать, каждый ли из вас соблюдает режим дня (ответы детей).
- Что вы делаете утром, перед тем как идти в школу?
Дети отвечают, а учитель выкладывает на доске карточки:
УМЫТЬСЯ, ПРОСНУТЬСЯ, ПОЗАВТРАКАТЬ, ИДТИ В ШКОЛУ, ПРИЧЕСАТЬСЯ, СДЕЛАТЬ ЗАРЯДКУ, ОДЕТЬСЯ, ЗАПРАВИТЬ ПОСТЕЛЬ.
- Попробуйте расположить эти действия по порядку, как вы выполняете их утром.
(Дети расставляют по порядку).
- Мы установили порядок операций. Это та программа действий, которую вы выполняете каждое утро. Порядок действий в программе называют ещё алгоритмом.
На доске слово: АЛГОРИТМ
- Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (Научиться составлять программу действий, пользуясь алгоритмом)
IV. «Открытие» нового знания и первичное закрепление
Работа по учебнику, с. 10- урок 4.
- Рассмотрите рисунки, Прочитайте текст.
- Правильно ли мы составили программу действий?
- Что же такое алгоритм? (Алгоритм – это порядок действий в программе)
- Что такое программа? (Это запись алгоритма)
- Как мы можем записать программу? (С помощью карточек, рисунков, значков – так, чтобы запись была понятна исполнителю.)
№1,с.10 –устно отвечают на вопросы.
Так незаметно мы приплыли в город Зелёный. Нас встречает Муравьишко - вопросик (рисунки на доске).
№2,с.11 – устно в парах.
Дети изучают блок- схемы и рисунки, а затем рассказывают друг другу, как развиваются лягушка и бабочка. Первый вариант рассказывает о развитии лягушки, второй - о развитии бабочки.
Не забывайте правила поведения в природе.
Гимнастика для глаз («Бабочка» - поморгаем глазками; «Муха»- круговые движения)
А теперь пришла пора подкрепиться, отправляемся на камбуз. Нас встречает кок – толкование морских терминов (кок, камбуз, якорь, палуба)
№3,с.11 (разберём рецепт приготовления картошки).
Дети под руководством учителя устанавливают порядок действий .
- Какие операции в этом алгоритме можно переставить? ( операции 8 и 9 можно поменять местами.)
Учитель показывает поваренную книгу, сообщив, что рецепты приготовления блюд – это тоже алгоритм.
Следующая остановка - город «Танцующих человечков».
Физкультминутка под музыку
V. Повторение изученного
На море полный штиль, можно с аквалангом опуститься в море и понаблюдать за морскими животными (рисунки морских животных).
Посмотрите, какие они разные и необычные.
Выполним задания с фигурами.
№ 6,с.12- составление равенств.
Учащиеся самостоятельно записывают в тетради все возможные буквенные и числовые равенства:
Т + К=Ф |
|
|
5+4=9 |
К + Т=Ф |
|
|
4+5=9 |
Ф – Т=К |
|
|
9-5=4 |
Ф – К=Т |
|
|
9-4=5 |
- По каким ещё признакам можно разбить эти фигуры на части? Какие равенства можно составить.
Дыхательная гимнастика (надуем наши паруса, на счёт 5-вдох, на счёт 5 – выдох)
№7,с.12- решение задачи.
а) разбор условия;
б) составление схемы задачи
в) решение самостоятельно с последующей проверкой у доски.
Учащиеся составляют схему к задаче под руководством учителя. Затем дети самостоятельно записывают решение.
Наше путешествие подходит к концу, и мы снова в родном Чистополе (фотография города).
VI. Домашнее задание
№9,с.12 (с объяснением).
VII. Итог урока.
- С чем познакомились на уроке? Значение, каких слов узнали?
- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте улыбку, если у вас всё получилось, и вы чувствовали себя уверенно и комфортно.
- Я очень довольна вами и благодарю вас за урок (выставление оценок).
Любите и берегите нашу прекрасную Родину, её леса, поля, реки и моря!
«Охранять природу – значит охранять Родину!» М.Пришвин
Урок окончен. Всем спасибо.