Урок по теме "Органы дыхания" из цикла "Организм человека"

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить с органами дыхания, с болезнями органов дыхания, развивать речь учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

Оборудование: рисунки (или маски для детей) нос, трахея, бронхи, сердце, легкие.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Прилетела муха. Муха Цокотуха.
Говорит она и плачет-заливается:
«Люди все от нас избавляются».

– Почему?

– Дадим советы мухе Цокотухе:

  • по питанию,
  • по гигиене питания,
  • к чему приводит отсутствие витаминов в организме.

– Распределить пищу на две группы.

Молоко, яйца, зелень, апельсин, яблоко, колбаса, редис… –

А) Назвать самый полезный продукт из продуктов животного происхождения. Объяснить почему?

Б) Объяснить пословицу: «Болезни с чистотой враждуют».

3. Постановка целей и задач урока.

4. Работа над новым материалом.

– Человек постоянно дышит, поочередно делая вдох и выдох. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем нашего дыхания.

– Что происходит во время дыхания?

Опыт.

  • Помашите перед собой рукой.
  • Подуйте на руку товарища.
  • Помашите перед собой тетрадкой.

– Имеет ли воздух запах, цвет?

Вывод: воздух – бесцветный газ, без вкуса и запаха.

– Зачем он организму? Давайте проследим путь воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком.

К доске выходит заранее подготовленный ребенок и так далее по тексту.

Органы дыхания.

Я – орган. Человеческий я нос.
Работаю я как насос.
Холодный воздух кровью согреваю.
Микробы внутрь я не допускаю.
Реснички в организме есть моем.
Пыль выметают вечером и днем.
А изнутри я слизью весь покрытый
И к этой слизи липнут микроорганизмы.

Опыт.

– Найдите жесткую трубку в передней части шеи.

А я – трахея.
Я в передней части шеи.
И значимую роль в дыханьи я имею.
Я пропускаю воздух сквозь себя
И вы должны беречь меня, друзья.

Опыт.

Вдох – выдох.

– Что происходит с грудной клеткой?

Мы две большие емкости – мешки.
И называемся мы «легкие», дружки.
На розовую губку мы похожи.
Мы состоим из массы пузырьков.
Дыханию мы помогаем тоже.
Мы воздух свежий отправляем в кровь.

Опыт.

Найти и услышать сердце.

Я – сердце. Вас не мучает вопрос
Зачем работаю я как насос?

Ответы детей.

По телу кровь распределяю
И воздухом питать все части тела помогаю.

4. Работа в тетради.

Записать основные органы дыхания.

5. Работа по учебнику.

Работа по вопросам для повторения.

6. Болезни органов дыхания.

Друзья! Все органы дыхания
Подвержены заболеваниям.
Простым и сложным, и опасным!
Считаться с этим нужно, ясно?

Простуда.

Много воздуха холодного вдыхая,
Нос и рот ничем не защищая,
Подвергаете опасности вы нос
Интереснейший вопрос…
Слизистая оболочка воспаляется
Болезнетворные микробы там скопляются.
И чтобы никого не заразить:
Когда болеете простудой –
Надо дома быть.

Кашель.

Кашель – защитное действо системы.
При кашле мокрота идет сквозь трахею.
При кашле организм старается:
От мокроты в бронхах освобождается.

Бронхи – верхняя часть легких.

Воспаление легких.

Если не вылечить вовремя бронхи
Можно схватить воспаление легких.
Кашель, хрипы в горле начинаются
И температура поднимается.
Человек плохо ест, плохо спит.
Целый день лишь сопит и хрипит.

7. Народные средства лечения.

Мед полезен при простудах.
Лучше мед любой микстуры.
Вниманье! Всем напоминается:
В горячий чай класть мед всем запрещается –
От этого вся польза потеряется!
Прополис – клей пчелиный помогает.
Микробы в организме убивает.
Отвар малины, липового цвета
Вам от болезней оставляет лишь приветы.

8. О вреде курения.

Я – курильщик! Просто ас!
Сигареты, табак – класс!
По 5 пачек в день я поглощаю
И микробы этим убиваю!

Высказывания детей по поводу вредной привычки – курения.

9. Итог  урока.

10. Домашнее задание.

  • Доклад о вреде курения.
  • Народные средства лечения простудных заболеваний.
  • Правила гигиены дыхания.