Цели: Познакомить с органами дыхания, с болезнями органов дыхания, развивать речь учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
Оборудование: рисунки (или маски для детей) нос, трахея, бронхи, сердце, легкие.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Прилетела муха. Муха Цокотуха.
Говорит она и плачет-заливается:
«Люди все от нас избавляются».
– Почему?
– Дадим советы мухе Цокотухе:
- по питанию,
- по гигиене питания,
- к чему приводит отсутствие витаминов в организме.
– Распределить пищу на две группы.
Молоко, яйца, зелень, апельсин, яблоко, колбаса, редис… –
А) Назвать самый полезный продукт из продуктов животного происхождения. Объяснить почему?
Б) Объяснить пословицу: «Болезни с чистотой враждуют».
3. Постановка целей и задач урока.
4. Работа над новым материалом.
– Человек постоянно дышит, поочередно делая вдох и выдох. Мы настолько привыкли к этому, что не замечаем нашего дыхания.
– Что происходит во время дыхания?
Опыт.
- Помашите перед собой рукой.
- Подуйте на руку товарища.
- Помашите перед собой тетрадкой.
– Имеет ли воздух запах, цвет?
Вывод: воздух – бесцветный газ, без вкуса и запаха.
– Зачем он организму? Давайте проследим путь воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого человеком.
К доске выходит заранее подготовленный ребенок и так далее по тексту.
Органы дыхания.
Я – орган. Человеческий я нос.
Работаю я как насос.
Холодный воздух кровью согреваю.
Микробы внутрь я не допускаю.
Реснички в организме есть моем.
Пыль выметают вечером и днем.
А изнутри я слизью весь покрытый
И к этой слизи липнут микроорганизмы.
Опыт.
– Найдите жесткую трубку в передней части шеи.
А я – трахея.
Я в передней части шеи.
И значимую роль в дыханьи я имею.
Я пропускаю воздух сквозь себя
И вы должны беречь меня, друзья.
Опыт.
Вдох – выдох.
– Что происходит с грудной клеткой?
Мы две большие емкости – мешки.
И называемся мы «легкие», дружки.
На розовую губку мы похожи.
Мы состоим из массы пузырьков.
Дыханию мы помогаем тоже.
Мы воздух свежий отправляем в кровь.
Опыт.
Найти и услышать сердце.
Я – сердце. Вас не мучает вопрос
Зачем работаю я как насос?
Ответы детей.
По телу кровь распределяю
И воздухом питать все части тела помогаю.
4. Работа в тетради.
Записать основные органы дыхания.
5. Работа по учебнику.
Работа по вопросам для повторения.
6. Болезни органов дыхания.
Друзья! Все органы дыхания
Подвержены заболеваниям.
Простым и сложным, и опасным!
Считаться с этим нужно, ясно?
Простуда.
Много воздуха холодного вдыхая,
Нос и рот ничем не защищая,
Подвергаете опасности вы нос
Интереснейший вопрос…
Слизистая оболочка воспаляется
Болезнетворные микробы там скопляются.
И чтобы никого не заразить:
Когда болеете простудой –
Надо дома быть.
Кашель.
Кашель – защитное действо системы.
При кашле мокрота идет сквозь трахею.
При кашле организм старается:
От мокроты в бронхах освобождается.
Бронхи – верхняя часть легких.
Воспаление легких.
Если не вылечить вовремя бронхи
Можно схватить воспаление легких.
Кашель, хрипы в горле начинаются
И температура поднимается.
Человек плохо ест, плохо спит.
Целый день лишь сопит и хрипит.
7. Народные средства лечения.
Мед полезен при простудах.
Лучше мед любой микстуры.
Вниманье! Всем напоминается:
В горячий чай класть мед всем запрещается –
От этого вся польза потеряется!
Прополис – клей пчелиный помогает.
Микробы в организме убивает.
Отвар малины, липового цвета
Вам от болезней оставляет лишь приветы.
8. О вреде курения.
Я – курильщик! Просто ас!
Сигареты, табак – класс!
По 5 пачек в день я поглощаю
И микробы этим убиваю!
Высказывания детей по поводу вредной привычки – курения.
9. Итог урока.
10. Домашнее задание.
- Доклад о вреде курения.
- Народные средства лечения простудных заболеваний.
- Правила гигиены дыхания.