Цели:
- обобщить и закрепить знания обучающихся об имени существительном;
- знакомство с объемной аппликацией;
- развитие устной речи, навыков коллективной деятельности;
- привить интерес к предмету;
- воспитывать интерес и любовь к родному краю;
- способствовать обмену опытом с молодыми учителями-коллегами.
Оборудование: фотографии о Кемпендяе, Гарри Поттер, листы ватмана, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, магнитофон
Девиз урока: Ученье и труд все перетрут.
Ход урока: 1. Организационная часть – 3 мин. (класс разделен заранее на 3 группы)
Дается установка , объявляется тема и цель урока.
2. Ведущая учитель русского языка:
- Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами не обычный урок, а необычный урок. Волшебный! Мы отправляемся в необычное путешествие по родному краю. Я должна вам сообщить, что из далекой туманной Англии попал к нам, в Кемпендяй, волшебный мальчик … Гарри Поттер. Злой тролль лишил его магические способности и перенес с помощью своей волшебной силы за тридевять земель, а чтобы ему тяжело было добраться до дома, где ему вернутся его магические способности, превратил чистое поле в дремучий лес.
Ребята, я думаю, вам небезразлична судьба мальчика. У вас на столах лежат карточки с заданиями – определить склонение существительных. После этого вы получите шаблоны сосен и сделаете лес на ваших «чистых полях» - ватманах.
3. Ведущая учитель труда – объясняется ход. Включается магнитофон – звуки леса.
Ребята знакомятся с объемной аппликацией, каждая группа приклеивает на листе ватмана (1\4) деревья - сосны.
4. Ведущая учитель русского языка:
- Ребята, я думаю, вам небезразлична судьба мальчика. Времени у нас мало, но помочь Гарри мы постараемся. Он выйдет из дремучего леса с вашей помощью. Злой тролль загадал ему такое задание: сочинить сказку об имени существительном. А Гарри Поттер – английский мальчик, откуда ему знать об имени существительном? Давайте ему поможем.
Каждая группа по очереди рассказывает сочиненную дома сказку. За лучшее сочинение дается группе «деньги» Хогсварта.
5. –Ура! Какие молодцы! Дремучий лес расступился. Смелее углубимся в чащу леса!
(звуки леса, воды)
- Ребята! Отгадайте, что увидел Гарри? Загадка: Течет, течет, да не вытечет.
Правильно! Это наша речка Кемпендяйка.
6. Ведущая учитель труда – делают речку.
7. Ведущая учитель русского языка:
- Мы успели пройти небольшое расстояние, а уже новое испытание. Как переправиться через речку? Злой тролль опять приготовил для Гарри трудные задания: 1 задание - подобрать как можно больше определений – имен прилагательных к слову речка.
Словесная дуэль – каждая команда называет определения по одному. На раздумывание 3 сек.
2 задание – по фотографиям составляют предложения. За самое правильное, богатое предложение – «деньги».
- Вот, со всеми заданиями вы справились, поэтому Гарри Поттеру можно смело продолжить путь. Переправляется через соленую речку и перед ним открывается «Чудо природы». Давайте отгадаем, что это? Налево посмотришь все черным-черно, направо посмотришь белым-бело, а прямо – в глазах зеленит. Правильно! Это уголь, соль и цеолит.
8. Ведущая учитель труда – 1 группа делает угольную гору
2 группа – соляную гору
3 группа – цеолитовую гору
Вывешивают свои листы ватмана так, что вышло одно целое.
9. Ведущая учитель русского языка:
- Вот она, разгадка тролля! Гарри отсюда может полететь в свою Англию, потому что сокровища Кемпендяя помогут ему вернуть его магию. А для этого каждая команда составляет свою сказку о сокровищах. Сказка должна состоять из 10 предложений, т.е. каждый участник команды составляет по 2 предложения. Сказка составляется мгновенно, только тогда расколдуется магия злого тролля.
Составление сказок – 1 гр. об угле, 2 гр. о соли, 3 гр. о цеолите.
10. Итог урока – мнения групп об уроке, выставление оценок.