Задачи:
- укрепить интерес к познанию окружающего мира;
- приобщить учащихся к детской научно-художественной справочной и энциклопедической литературе и развить навыки самостоятельной работы с ней;
- расширить кругозор детей;
- развивать быстроту реакций, сообразительность, гибкость, наблюдательность, внимательность.
Участвуют 2 команды.
Разминка "Отгадывание загадок"
I этап "Разгадывание ребуса на время"
От команды участвуют по 2 участника. Дается ребус о жабе.
Ответ: "Жаба - полезное животное, она уничтожает насекомых - вредителей полей".
II этап "Зоологическая эстафета"
Участвуют все. Учащиеся должны по очереди назвать по одному животному, причем каждое следующее слово начинается с буквы, которой оканчивалось предыдущее название. Например, волк - корова - антилопа :..
III этап "Ответы на вопросы"
За каждый правильный ответ дается 1 очко.
- Почему гуси, журавли и другие крупные птицы летят клином (углом)?
- Почему в сильную жару собака высовывает язык?
- Почему кошка ходит бесшумно?
- Как определить повышение температуры тела собаки?
- Почему водолазная собака легко вытаскивает тонущего из воды? Однако, дотащив его до берега, не может даже сдвинуть с места?
- Почему при падении кошка чаще приземляется на лапы?
- Почему северные олени не замерзают даже в сильные морозы? Что защищает их от холода?
- Кому легче, и кому труднее пройти по заболоченной местности: корове или лошади? Почему?
- Почему кошка часто умывается?
- Некоторые крупные морские птицы часто сопровождают суда, преследуя их часами, а то и сутками. При этом птицы проделывают путь совместно с теплоходом с малой затратой энергии, летя большей частью с неподвижными крыльями. За счет какой энергии перемещаются птицы, сопровождая морские суда?
IV этап "Неожиданная встреча"
Командам дается по одному рисунку фантастических животных.
Задание: из частей каких животных оно составлено?
Рисунок №1 - морда лося, рога оленя, борода козла, уши рыси, грива лошади, лапы тигра, окраска леопарда, ноги зебры, копыта коровы, хвост льва.
Рисунок №2 - туловище кенгуру, шея жирафа, морда свиньи, клыки моржа, рога барана, уши зайца, лапы медведя, ноги страуса, хвост крокодила.
V этап "Составление рассказа по картинкам"
Командам дается по 2 рисунка животных, обитающих в Якутии. Они должны составить наиболее полный рассказ об этих животных.
Рисунки северного оленя, лося, обыкновенной белки и зайца-беляка.
VI этап "Домашняя заготовка"
Участники обмениваются кроссвордами, составленными дома, и разгадывают их.
VII этап "Блиц-турнир"
Необходимо ответить на как можно больше вопросов за 1 минуту (от команды по 5 участников).
- К какому типу относится амеба обыкновенная?
- Сколько ног у насекомых?
- Самый крупный вид обезьяны?
- Какое насекомое слышит ногами?
- Как называется ответ организма на внешнее раздражение?
- Самая крупная птица?
- К какому типу относится гидра?
- Какие птицы не летают?
- Самое крупное млекопитающее?
- Где образуется жемчуг?
- Кто из животных быстрее всех бегает?
- Самое крупное хищное животное?
- У какого животного происходит регенерация?
- Сколько пар ног у речного рака?
- К какому классу относится муха?
- Как называется дикая австралийская собака?
- Закрывают ли глаза рыбы при спячке?
- Какое животное имеет самые крупные глаза?
- Какая рыба быстрее всех плавает?
- Сколько ног у пауков?
- К какому типу относится печеночный сосальщик?
- Самая крупная рыба?
- Как можно узнать возраст рыбы?
- Кто тяжелее: слон или акула?
- Самая крупная змея?
- Кто быстрее всех летает?
- Различают ли рыбы цвета?
- Какие животные участвовали больше всех в войнах?
- Какого зверя больше всех не любят охотники за пушниной?
- Самая маленькая птичка?
- Животное с толстой кожей?
- Сколько задних и передних лап у утки?
- Сколько букв в названии птицы белобоки?
Подведение итогов игры.
Награждение.