Цели урока:
- Формировать представление у детей о далёком прошлом Земли;
- Познакомить с удивительными животными – динозаврами;
- Узнать, как учёные этих древних животных.
Оборудование:
- карточки с изображением динозавров;
- карточки с вопросами;
- таблички с названиями динозавров;
- пластилин у каждого ученика;
- выставка книг о динозаврах.
Ход урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Повторение изученного.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Начнём с того, что мы разгадаем кроссворд и узнаем тему урока.
(на доске вывешивается кроссворд)
- Назови первый зимний месяц. (Декабрь)
- Назови второй день недели. (Вторник)
- Назови день недели, который идёт до субботы. (Пятница)
- Сентябрь, октябрь, ноябрь. Это месяцы, какого времени года? (осень)
- Какое время сменится весной? (зима)
- Какое время года между зимой и летом? (весна)
- Назови последний летний месяц. (Август)
- Какой месяц наступает после марта? (Апрель)
- Ребята, какое слово получилось? (Динозавр)
ІІІ. Работа над новой темой.
-А когда жили динозавры?
Есть много сказок и фильмов о великанах. А когда по нашей планете бродили настоящие, невыдуманные великаны. Это было 100-150 миллионов лет назад. Сегодня на уроке мы постараемся заглянуть в тот период жизни Земли, когда ещё не было даже первобытного человека, но на суше и в морях существовали странные животные, которых мы называем древние «ящеры», т. е. динозавры. Слово «динозавр» греческое, означает «ужасная ящерица». Все эти чудовища – родственники обыкновенной ящерицы!
Давайте представим то время, когда жили динозавры.
Тогда повсюду было очень много мелководных морей, озёр и болот. Воздух был всегда жаркий и влажный, как в парнике. Часто шли дожди, что способствовало появлению богатой растительности. В этих зарослях паслись животные чудовищных, невероятных размеров – динозавры. Обитало огромное количество самых разнообразных видов динозавров, однако не все они жили в одно время.
Во времена динозавров на Земле ещё не было людей. Ни один человек никогда не видел живого динозавра! Откуда же люди знают, какими они были?
(ответы детей)
Всё, что сегодня известно о динозаврах, люди узнали от учёных – палеонтологов. Они осторожно откапывают кости, соединяют их. По костям ученые определяют строение тела животных, по форме и размерам зубов – чем они питались.
- Как же выглядели динозавры?
Некоторые динозавры были огромных размеров, с целую теннисную площадку, а другие – маленькие, как курица. У одних кожа была гладкая, у других – покрытая чешуйками, а то и вовсе роговым панцирем, защищающим тело. Помимо этого у некоторых ящеров были рога и шипы.
Если бы динозавр – гигант очутился бы каким-то чудом в современном городе, он без труда заглянул бы на крышу четырёхэтажного дома, а в длину оказался бы как четыре автобуса, поставленных друг за другом.
(Показ видеофрагмента о динозаврах)
Сравните, пожалуйста, между собой изображённых динозавров с. 78
(ответы детей)
Одни динозавры были огромными, а другие мелкими. Одни были хищниками, а другие – растительноядными (питались растениями). Действительно, некоторые динозавры питались растениями, другие же предпочитали мясо.
ІV. Физминутка.
V. Продолжение темы.
Гигантские динозавры, такие как брахиозавры, были растительноядными. Чтобы не умереть с голоду, им приходилось за день съедать почти тонну листьев.
Брахиозавр имел 25 м в длину, 12 м в высоту и весил около 80 тонн, то есть больше, чем 20 слонов. Как вы думаете, почему у него была такая длинная шея?
(Благодаря длинной шеи он мог дотягиваться до листьев на верхушках деревьев)
Самым свирепым хищником был Тираннозавр (показываю рисунок) Он весил свыше 8 тонн, а в длину достигал почти 15 м. Человек выглядел бы рядом с ним лилипутом. Тираннозавр весил как два слона. У него были очень короткие передние конечности. Для чего они служили – точно неизвестно. Возможно, он хватал ими добычу, но они были так коротки, что тираннозавру не удалось бы дотянуться ими даже до собственного рта. Некоторые учёные считают, что тираннозавр использовал передние лапы как опору, когда поднимался с земли после отдыха или сна. Огромные задние конечности позволяли ему передвигаться с приличной скоростью, но поскольку весил он немало, то, вероятно, скоро уставал. Возможно, он нападал на добычу из засады.
А самым маленькими динозаврами были Компсогнаты (показываю рисунок) Длина их тела примерно 60 см, т.е. они, были размером с курицу. Питались они насекомыми и умели очень быстро бегать. Его передние конечности оканчивались тремя когтистыми пальцами.
VІ. Работа с учебником.
Рассмотрите рисунок в верхней части с. 79.
- Как вы думаете, какой динозавр был хищником, а какой питался растениями?
(Динозавр слева – растительноядный, т.к. у него мелкие зубы. Динозавр справа – хищник, т.к. у него длинные острые зубы)
Стегозавр – крупный и мирный травоядный, имеет характерную черту: вдоль хребта у него в 2 ряда располагались треугольные пластины. По мнению учёных, эти пластины могли служить для защиты от врагов. В стегозавра была маленькая голова и массивное тело. Зубы были некрепкие и годились только для мягкой растительной пищи. Мощный хвост оканчивался шипами до 1 м, прекрасное средство защиты. Самые крупные из стегозавров достигали длину 9 м.
Цератопс – морда с рогами. Рога служили для того, чтобы пронзать живот противника во время схватки.
Детёныши динозавров появлялись на свет из яиц. Хвост для многих динозавров служил бы удобным средством для поддержания равновесия, когда они бежали или стояли на задних конечностях.
Посмотрите на зуб в руке человека (с.79) Этот зуб – важная находка учёных. По нему можно судить о том, какими огромными были некоторые динозавры.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, что нам спешит сообщить Мудрая Черепаха.
(Динозавры – это мои древние родственники)
- Около 65 миллионов лет назад все динозавры вымерли. Почему это произошло учёным в точности неизвестно. В эпоху динозавров климат был тёплым на протяжении всего года. Затем на Земле заметно похолодало, особенно зимой. Динозавры нуждались в тепле, а солнечного тепла, чтобы согреться, им не хватало, и многие погибли, затем погибли все. Сейчас динозавры для нас – это далёкое прошлое.
VІІ. Работа с пластилином.
Сейчас нам нужно заселить страну динозавров. Для этого мы вылепим из пластилина разных динозавров.
(Под музыку дети лепят динозавров и заселяют страну Динозавров)
VІІІ. Итог урока.
- Ребята, что новое и интересное вы узнали о динозаврах?
(Чтение текста на с. 79)
- Когда жили динозавры?
(Очень-очень давно, когда ещё не было на земле людей)
Литература:
- А. А, Плешаков “Мир вокруг нас” методическое пособие 1 класс, М., “Просвещение” 2006г.
- 2. Е. П. Фефилова “Поурочные разработки по курсу окружающий мир 1 класс” М., “Вако”, 2004 г.
- Видеофильм ВВС “Прогулки с динозаврами”
- Энцклопедия “Динозавры”
- Материалы интернет-сайтов.