Программное содержание: Вызвать интерес к казахскому устному народному творчеству, через сказкотерапию. Побуждать детей эмоционально и образно передавать характер героев. Учить рассказывать выразительно, интонационно разнообразно, в зависимости от образа персонажа.
Систематизировать знания детей о домашних животных. Закреплять умения лепить животных, используя знакомые приемы лепки.
Формировать творческие способности. Развивать мышление, память, эстетическое восприятие, зрительное, слуховое внимание. Совершенствовать мелкую моторику рук. Активизировать речевую деятельность детей.
Воспитывать любовь к домашним животным, желание помогать взрослым в уходе за ними.
Словарь: жылқы - лошадь, түйе - верблюд, қой- овца, әтеш - петух, ит - собака, сиыр - корова, тышқан - мышь.
Индивидуальная работа: уточнение приемом и способов лепки, активизация словаря.
Предварительная работа: чтение казахской народной сказки «Как мышка победила хитростью», настольный театр, лепка из глины домашних животных.
Материал: набор «Домашние животные», пластилин, дощечки, салфетки, паровоз с вагонами.
Методические приемы:
1.Психологический настрой «Доброе животное».
2.Загадывание загадок о животных.
3.Беседа о домашних животных.
4.Валеоминутка «Мышонок и мышка».
5.Показ и объяснение воспитателя.
6.Пальчиковый игротренинг «Мышка зернышка нашла».
7.Самостоятельная работа детей.
8.Индивидуальная работа в ходе занятия.
9.Сказкотерапия.
10. Рефлексия «Паровозик удачи».
11.Музыкотерапия А.Енсепов «Кен жайлау».
Ход занятия:
1.Дети встают в круг и берутся за руки. Воспитатель тихим голосом говорит: «Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь послушаем вместе!»
Вдох- все делают шаг вперед, выдох- шаг назад. «Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце».
2.Загадывание загадок.
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака).Заплелись густые травы,
3акудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Баран).Голодная - мычит,
Сытая - жует,
Всем ребятам жить дает.
(Корова).Изо всех возможных блюд
Вовсе не тянучку-
Важно выберет он
Вкусную колючку.
(Верблюд).Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает
Время считает.
(Петух).В подполье, в каморке
Живет она, в норке,
Серая малышка,
Кто же это?
(Мышка).Он сильный, он огромный
И очень-очень скромный.
Он всем нам помогает,
Скакать на нем легко.
(Конь).
3.Беседа о домашних животных.
-Ребята, каких животных можно увидеть в деревне? (ответы детей)
Как их можно назвать, одним словом?
Дидактическая игра «Найди лишнее?»
Классифицировать животных на диких и домашних. Какую пользу они приносят людям?
4.Валеоминутка. «Мышонок и мышка»
Мышонку мама-мышка,
Шептала: - шалунишка!
Шумишь, шуршишь, болтаешь!
Ты маме шить мешаешь!
А я- шептала мышка,
Подушку шью, малышка!
В подушке не пушинки,
А шутки и смешинки.
Поешь пшена немножко.
И спать ложись мой крошка.
Лишь голову положишь
Во сне увидеть сможешь
То, что шепчет на ушко
Волшебная подушка.
5.Показ и объяснение воспитателя способов лепки героев – животных из сказки: лошади, верблюда, овцы, петуха, собаки, коровы, мыши.
6.Пальчиковый игротренинг «Мышка ... »
Мышка зернышка нашла
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку- с капустой,
Мышонку-с картошкой,
Мышонку- с морковкой,
Мышонку- С морошкой.
Для большого толстяка
Аж четыре пирожка.
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
7. Самостоятельная работа детей. Выбор детьми животных, которых они будут лепить.
8.Индивидуальная работа.
Помощь и подсказка воспитателя детям по мере необходимости.
9.Сказкотерапия. Обыгрывание сюжета сказки, используя свои поделки.
10. Рефлексия «Паровозик удачи»
Паровозик с тремя вагончиками: красный вагончик (отлично), зеленый (хорошо), синий (удовлетворительно). Дети дают оценку своей деятельности на занятии.
«Что было бы с нами без людей разных профессий»
Цель занятия: продолжать формировать у дошкольников представление о значимости профессий доктора, учителя, парикмахера; развивать ассоциативное мышление, воображение; способствовать развитию мелкой моторике рук; закреплять умение образовывать существительные обозначающие профессии и лица, осуществляющих действия; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учиться.
Материал для занятия: мяч, магнитофон, музыка с щебетанием птенца, спокойная мелодия для создания благоприятной обстановки на занятии; отрывок из произведения С.Михалкова «А что у вас?»; иллюстрации с людьми разных профессий; для работы ювелиров – набор бус, бисера; для художников-оформителей – цветной картон, трафареты, рис, гречка, манка, клейстер, кисточки, клеёночки, салфетки; для кондитеров – солёное тесто, клеёнки, влажные салфетки; для поваров стаканы по количеству детей, кипячёная вода, варенье, ложки, трубочки по количеству детей, фартучки, колпаки.
Ход занятия
Психогимнастика «Птенец» (с элементами дыхательной гимнастики).
Воспитатель: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно по одному пальцу сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, своим ровным спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту сердца и дыхание. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на иллюстрации, которые находятся в группе, и скажите коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображён на этих картинках? (люди разных профессий). И говорить мы будем сегодня о людях труда!
Игра «Ассоциация»
Воспитатель: Я буду кидать вам мяч и называть профессию, а вы говорите в ответ то, что приходит вам в голову, когда вы слышите название этой профессии. (Слова для игры: парикмахер, учитель, продавец, электрик, писатель, лётчик, маляр, швея, строитель, повар, художник, бизнесмен, кондуктор, рыболов, врач, военный).
Воспитатель: Давайте представим время, когда люди жили в лесу, в пещерах. У них не было современных домов, современной одежды. Чем они занимались? (ответы детей) Да, мужчины ходили на охоту, приносили добычу. Женщины готовили еду из того, что приносили мужчины, выделывали шкуры животных, чтобы потом сшить из них одежду. Какие профессии зародились в те очень давние времена? (охотник, повар, портной). Но вот люди научились делать из глины посуду, из дерева строить более удобные жилища. Какие новые профессии появились? Гончары, строители. Если посуда сделана из глины, то она какая? (глиняная). Если дом сделан из дерева, то он какой? (деревянный). Как вы думаете, что происходило дальше? Как появлялись новые профессии? (ответы детей). Человеку всегда хотелось жить лучше. Ему надо было преодолевать большие расстояния, и он придумал транспорт. Какие профессии появились с приходом транспорта? (конструктор, водитель, механик) Человек всё время трудился. Люди все разные, и каждый старался выбрать профессию, которая ему нравится. Подумайте, какие профессии существуют с очень давних времён? (ответы детей). Да, это те профессии, которые в первую очередь необходимы для жизни: врач, повар, строитель, портной. Какие профессии появились в последнее время в нашей стране? (программист, банкир, бизнесмен, спасатель, менеджер и т.д.).
Логоритмическое упражнение «Шофёры»
Едем, едем на машине |
(Вытянутыми вперёд руками держать воображаемый руль и поворачивать им вправо |
Нажимаем на педаль |
(Правую ногу выставить на пятку и «нажимать педаль» носком ноги) |
Газ включаем- выключаем |
(Опущенной вниз правой рукой делать движения вперёд – назад) |
Смотрим пристально мы вдаль |
(Поочерёдно приставлять ладонь то правой, то левой руки ко лбу как бы всматриваясь вдаль) |
«Дворники» счищают стёкла, вправо- влево чистота |
(Согнутыми вперёд рукам делать движения вправо- влево) |
Ветер волосы ерошит |
(Взъерошить волосы на голове ладонями обеих рук) |
Мы шофёры хоть куда |
(Правую руку вытянуть вперёд и показать поднятый вверх большой палец) |
Воспитатель: А как вы думаете, какая профессия самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись? (рассуждения детей) Мы с вами так и не смогли определить, какая же профессия самая важная, потому что все они нужны.
Игра «Кто это говорит?» (запись на магнитофоне)
Дети должны определить по голосу, человек какой профессии говорит эти слова
-мороженое…сливочное, клубничное, шоколадное;
-покажите, пожалуйста, ваш билет;
-какую стрижку вы хотите сделать?
-запишите, пожалуйста, домашнее задание;
-на что жалуетесь, что вас беспокоит, что болит?
Игровое упражнение « Не пропусти профессию»
(По отрывку из стихотворения «А что у вас?»). Дети стоят, как только услышат название профессии, делают прыжок вперёд.
Задания в подгруппах
А) Соединить стрелочкой человека определённой профессии с его орудием труда
Б) «Что напутал художник» (например: у учителя- половник; у врача- молоток и т.п.)
В) Словесное упражнение: «Кто где работает?» (например: учитель в школе; врач в больнице).
Воспитатель: А какую профессию выберете вы, когда станете взрослыми? (Ответы детей) А что же вам надо будет делать, что бы стать тем, кем вы хотите? Учиться. Правильно, надо очень много знать, многому научиться. Как вы думаете, учиться легко? Если вы будете внимательно слушать объяснения учителя, вам будет легче учиться, хотя не всегда у вас всё будет получаться, но надо быть очень упорным, что бы добиться своей цели. Не зря у русского народа есть такая пословица « Ученье и труд, всё перетрут». То есть ученье и труд помогут вам стать тем, кем вы хотите. Сегодня у нас работают несколько творческих мастерских:
-ювелиры из бусинок составляют украшения: браслеты, кольца, ожерелья;
-кондитеры из солёного теста готовят хлебобулочные изделия;
-художники-оформители составляют картины из предложенных материалов (различная крупа, клейстер, трафареты, пластилин)
-повара готовят для всех детей вкусный, сладкий морс из разных видов варенья.
Дети по желанию проходят, к какой либо мастерской.
Воспитатель: А как можно выразить человеку благодарность?
(словом, жестом, мимикой) Давайте людям разных профессий скажем «спасибо» за их труд!
В конце занятия дети-повара угощают всех морсом.
Список используемой литературы:
1. Иванковская С. А. «Здоровьесберегающие приемы с детьми дошкольного возраста»
2. А. Г. Арушанова «Развитие диалогического общения»
3. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Развитие речевого восприятия»
4. М. Ю. Картушина «Логоритмические упражнения в детском саду»