Актуальность курса: курс раскрывает один из способов гуманитаризации обучения химии на основе включения знаний из области естествознания, медицины, анатомии и физиологии человека. Курс информирует учащихся о необходимых веществах и материалах, обеспечивающих комфортность жизни человека, помогает разобраться в обширном ассортименте товаров бытовой химии, формирует умение работать с веществами и материалами, грамотно применять свои знания в повседневной жизни, дает информацию по охране здоровья.
Курс рассчитан на учащихся 9 класса.
Количество часов - 9.
Цели и задачи курса: формирование основ химического знания,
развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в повседневной жизни. Формирование умений безопасного обращения с веществами, используемых в повседневной жизни. Выработка у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности. Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.
Формы и методы изучения курса: наряду с лекционной формой особую роль в изложении материала курса играют примеры, насыщенные реальной современной информацией. Предусматривается активная форма обучения с использованием практических знаний, с непосредственным вовлечением каждого учащегося индивидуально или в малой группе в процессе проведения практических занятий.
Форма оценки знаний, умений и навыков учащихся: тестовые работы по содержанию курса.
Ожидаемый результат: учащийся должен уметь определять принадлежность веществ к определенному классу, характеризовать химическое загрязнение окружающей среды как следствие производственных процессов и неправильного использования веществ в быту, сельском хозяйстве, определять биологически важные соединения, знать правила поведения в конкретной ситуации, способствующие защите окружающей среды от загрязнения, методы оказания помощи пострадавшим от неумелого обращения с веществами.
Содержание курса
I. Правила и инструкции по применению препаратов бытовой химии – 1 час.
Классификация препаратов и товаров бытовой химии. Форма упаковки товаров бытовой химии. Правила техники безопасности при хранении и применении препаратов бытовой химии.
II. Чистящие средства – 2 часа.
Виды чистящих средств. Классификация чистящих средств по способам применения. Правильное применение чистящих средств.
III. Виды красок – 1 час.
Группы красок. Как правильно выбрать краску. Правила техники безопасности при работе с красками.
IV. Вспомогательные материалы – 1 час.
Виды и типы грунтовок, шпаклевок, разбавителей, смывок, лаков, растворителей. Способы нанесения. Правила безопасности и использования этих препаратов.
V. Все можно склеить – 2 часа.
Виды клеев. Общие правила обращения с клеями. Практическое знание:
- склеивание бумаги и картона;
- склеивание древесины и наклеивание на древесину;
- склеивание металлов и наклеивание на них других материалов;
- склеивание стекла, фарфора и керамики;
- склеивание кожи;
- склеивание резины и приклеивание к ней других материалов;
- склеивание изделий из пластмасс.
VI. Моющие средства – 1 час.
Основные типы СМС (синтетические моющие средства). Правила правильного и безопасного применения СМС. СМС и режимы стирки стиральной машины.
Практическое знание:
- стирка хлопчатобумажных и льняных тканей;
- стирка шерстяных, шелковых и синтетических тканей;
- отбеливатели и отбеливание тканей.
VII. Химчистка дома – 1 час.
Удаление пятен с одежды. Виды пятен и правильный подбор препаратов для их выведения. Правила выведения пятен. Способы выведения пятен.
Практическое знание:
- удаление жирных и масляных пятен с различных видов тканей;
- удаление пятен органического происхождения (от фруктов, овощей, травы, чая, шоколада, чернил, плесени, молока, кофе, крови).
VIII. Инсектициды и репелленты – 1 час.
Инсектицидные препараты, их основные группы. Правила правильного и безопасного применения. Репелленты. Виды репеллентов. Способы их применения. Время эффективного действия репеллентов.
IX. Косметические средства и препараты – 1 час.
Средства гигиенического назначения. Их виды, применение (мыла, шампуни, крема, дезодоранты, антиперспиранты, лосьоны, одеколоны).
X. Товары бытовой химии и окружающая среда – 1 час.
Плюсы и минусы использования препаратов бытовой химии. Проблема загрязнения окружающей среды препаратами бытовой химии и пути ее решения.
Невозможно объять необъятное. Данный элективный курс не может познакомить учащихся со всеми выпускаемыми в нашей стране товарами бытовой химии, но если при изучении данного курса учащиеся поймут, что нужно точно следовать рекомендациям, приведенным на упаковках препаратов, пунктуально соблюдать привила техники безопасности, то можно считать поставленные цели и задачи данного курса достигнутыми.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов (всего) |
Виды занятий | ||
Теоретические (количество часов) | Практические (количество часов) | Указание конкретного вида занятия | |||
1 | Правила и инструкции по применению препаратов бытовой химии | 2 часа | 2 часа | Лекция | |
2 | Чистящие средства | 2 часа | 2 часа | Лекция | |
3 | Виды красок | 2 часа | 1 час | 1 час | Лекция Практикум |
4 | Вспомогательные материалы | 1 час | 1 час | Лекция | |
5 | Все можно склеить | 2 часа | 1 час | 1 час | Лекция Практикум |
6 | Моющие средства | 1 час | 1 час | Практикум | |
7 | Химчистка дома | 2 часа | 1 час | 1 час | Лекция Практикум |
8 | Инсектициды и репелленты | 1 час | 1 час | Лекция | |
9 | Косметические средства и препараты | 2 часа | 1 час | 1 час | Семинар |
10 | Товары бытовой химии и окружающая среда | 2 часа | 2 часа | Семинар | |
Итого: | 17 часов | 12 часов | 5 часов |