Задачи:
- Познакомить с историей появления орденов и медалей, их видами, развести понятия ордена и медали;
- Способствовать формированию коммуникативных качеств, развитию долговременной памяти;
- Создать условия для воспитания уважительного отношения к старшему поколению и их заслугам перед Отечеством.
Подготовительная работа:
- Посещение школьной и районной библиотеки по теме: «Солдат войны не выбирает».
- Посещение школьного музея по теме: «Они удостоены высших наград своей Родины».
- Работа с родителями (сбор материала о наградах, фотографии).
- Работа с разными источниками информации: книги, Интернет, журналы и т.д., направленная на подготовку сообщений к занятию.
- Разработка памятки для сбора поискового материала по теме.
- Деление учащихся класса на группы по желанию и интересу.
- Изготовление пригласительных для родственников учащихся, обладающих наградами.
Оборудование и инструменты: Кроссворд, «доска Славы», медали и ордена (подлинники, печатный материал), почётные грамоты, памятка.
Ход презентации
I. Словарная работа (слова находятся в классном уголке под рубрикой «Это интересно»).
- Медаль – знак в виде круглой металлической пластинки с различными изображениями, присуждаемый в награду за что-нибудь.
- Орден – особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги перед государством
- Мужество – храбрость, присутствие духа в опасности.
- Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
- Доблесть – мужество, отвага, храбрость. Высокая самоотверженность в работе.
- Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость.
- Заслуги – общепризнанная полезность чьих-нибудь поступков, а также сами такие поступки.
- Награда – то, что даётся, получается в знак особой благодарности, признательности.
- Храбрость – мужество и решительность, отсутствие страха, смелость.
II. Знакомство с орденами и медалями (виды орденов и медалей, история их появления, их значение (выборочно)).
1. Беседа.
- Посетив районную библиотеку и школьный музей, вы узнали, что многие граждане Советского Союза и Российской Федерации отмечены орденами и медалями за трудовые и боевые заслуги, а так же нашли объяснение словам, которые связаны с нашим сегодняшним занятием.
- Перед вами кроссворд, из которого мы узнаем, за что отмечают людей орденами и медалями; давайте мы его разгадаем.
- Храбрость, присутствие духа в опасности.
- Страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
- Общепризнанная полезность чьих-нибудь поступков, а также сами такие поступки.
- Мужество, отвага, храбрость. Высокая самоотверженность в работе.
- Мужество и решительность, отсутствие страха, смелость.
- Какое слово получилось по горизонтали в выделенной строке? (медаль)
- Что такое медаль?
- Какой ещё знак в награду за выдающиеся заслуги перед государством вы знаете? (орден)
- Чем различаются эти два понятия?
- Ордена и медали появились очень - очень давно, первоначально они имели вид монет, которые назывались гривны. Они играли роль знаков отличия для воинов, покрывших себя славой в боях. С принятием Христианства к гривнам стал привешиваться крест. Великие московские князья и цари стали выпускать золотые монеты с изображением Святого Георгия, а особо выдающихся военачальников награждали ещё золотой цепью для их ношения.
Во времена Петра I медали чеканились в память о сражении и никак не отражали личных заслуг, что не удовлетворяло высший командный состав русской армии, где командовали иностранные офицеры, на родине которых уже награждали орденами.
По истечении определённого времени изменился и облик (внешний вид) орденов и медалей. Их так же давали за различные заслуги перед Отечеством.
2. Презентация орденов и медалей (проецирование изображений медалей на экран)
- Перед вами ордена и медали Советского Союза, с некоторыми из них вы познакомились во время поисковой работы в группах, отвечая на вопросы памятки. (Группы разбиты по интересам детей, которые выбирали сообщение об ордене или медали из заранее предложенного списка, помещённого в классном уголке).
Прочитайте вопросы памятки:
- Название ордена (медали).
- Обоснуйте свой выбор.
- Кем и когда присуждён данный орден?
- За какие заслуги присуждают данные награды?
- Кто из кемеровчан отмечен этой наградой? (родственники учащихся класса, возможно «живое» выступление этих людей).
(Очерёдность выступления групп определялась жеребьёвкой или по заранее составленному списку очередности, в который записывались группы учащихся самостоятельно или по старшинству медалей и орденов).
- Каждая группа расскажет о результатах своей работы, а по ходу работы мы вместе будем оформлять «Доску Славы» (во время рассказов детей оформляется доска Славы, т.е. помещаются фотографии почётных граждан города, родственников учащихся).
Итак, мы оформили «Доску Славы». У кого, кроме нас с вами, она вызовет интерес? Куда её можно поместить у нас в школе?
III. Рефлексия.
Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии, используя фразы (каждая группа вытягивает одну из фраз):
- Я узнал…
- Я запомнил…
- Мне понравилось…
- Хочу поделиться…
IV. Итог.
- Каждая награда – это история, которая есть и у памятников города – история, застывшая в камне. И об этом вы будете говорить в 5 классе.