Дидактические материалы к уроку истории культуры и быта России

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО


В современных социокультурных условиях России изменилось отношение к процессу образования. Главным критерием работы образовательного учреждения выходит качество знаний и воспитания обучающихся. Если раньше делалась ставка на слабых школьников (убрать двоечников), то сегодня делается ставка на поддержание сильных лидирующих учеников, особенно это актуально в учебном заведении такого типа как Уваровский кадетский корпус.

С целью развития познавательных способностей кадетов, воспитания интереса к самостоятельному изучению предмета и его практическому применению в реальной жизни особое значение имеет использование на уроках дидактических материалов.

Мы считаем, что наибольший интерес представляет использование различного рода исторических источников при изучении культуры и быта России.

Особенностью представленного нами материала стал его "авторский коллектив" - иностранцы, побывавшие по разным причинам в России в XVI в. Всегда полезно посмотреть на себя со стороны. Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев.

Тема: "Культура и быт России XVI в." РОССИЯ ГЛАЗАМИ ИНОСТРАНЦЕВ.

Народ этот в обращении чрезвычайно как церемонен; встретясь на улице, хотя бы шли за делом, тотчас снимают шапки, и в несколько приемов кланяются друг другу, строжайше соблюдая, чтобы отдать поклон за поклон, да и снова поклонится, делая знак головой и рукою, что для них безделица. Здесь разумеется о равных между собою; потому что, если кто стоит выше другого, всячески старается не прежде того снять шапку: Имеют еще обыкновение при встрече, если долгое время не виделись, целоваться:

Говоря здесь о послах, не могу промолчать, как вообще дурно поступают с ними в этом крае; подлинное варварство! Во-первых, должно знать, что когда они прибудут в эту землю, несколько дней задерживают их областные правители, пока не дадут о том знать двору и не получат оттуда разрешения. Потом, когда получится ответ, что можно их представить, придаются для конвоя разные бояре, которые везут их туда, не дозволяя впрочем, им ни с кем разговаривать дорогою. По прибытии в Москву отводится им особый дом, куда приставляется стража, дабы никто из них, даже последний их служитель, не мог оттуда выйти, и не дозволяется им ничего покупать для их удобства, кроме необходимого для жизни. К тому же не только им самим не дозволяется выходить за покупками, но даже запрещено, чтобы никто из тамошних жителей не смел к ним приходить в дом, что-нибудь продавать, разве только оскорблять их и делать им всякие неприятности. И таким образом должны они, пока не получат аудиенции, оставаться у себя взаперти месяц или около того, смотря как заблагорассудится государю:.

Барберини Р. "Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 г." (итальянский торговец).

Дома знатных и городских жителей малы и по большей части крытые соломой. Все комнаты, которые мы видели в целой Московии, печей не имеют. Так как у них печи бывают только для приготовления пищи и хлеба, то все наполняется дымом; а как люди и скот находятся вместе, то все очень грязно. Вместо окон они употребляют льняной холст, пропитанный маслом для того, чтобы туда проникало больше света, либо бычьи пузыри, потому что стекла у них совсем нет. В областях Псковской и Новгородской находится камень [слюда], удобно раскалываемый, из которого обыкновенно делают окна.

За столом они держаться самых простых обычаев, и так как не употребляют никаких тарелок, то пищу берут пальцами из чашек:

Рыгание у русских считается признаком образованности; как у них за столом не бывает ничего чаще, как брать с ними пищу, то я не нахожу это большим удовольствием.

Принц (Принтц) Даниил "Начало и возвышение Москвы" (австрийский посланник в Москве в 1576 и 1578 г).

Лики святых пишут они с исключительной скромностью и строгостью, гнушаясь тех икон, которые лишены славянской надписи, и тех, на которых есть непристойное изображение обнаженных частей тела. А ведь это может служить известным упреком нашим живописцам:

Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своем государе, получив это установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: "Один Бог и великий государь это ведают", "Наш Великий государь сам все знает":

Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором: Своей одеждой, окружением и всем прочим он старается высказать величие: Можно сказать, что все это заимствовано от греческих патриархов и императоров:

По отношению к своему государю угождение и почтение удивительны до такой степени: Когда же при них хвалят обычаи и нравы какой-нибудь другой страны или показывают что-нибудь новое, они говорят: "Великий государь все это ведает и имеет гораздо больше этого": Они заявляют, что все является собственностью их государя, своим домашним имуществом и детьми они владеют по милости великого князя. Те же, кого здесь называют князьями, находятся в совершенном рабстве, большое число их князь содержит как при себе, так и в войске. И только для того, чтобы исполнить волю государя, они обычно выполняют самые незначительные поручения.

Поссевино Антонио (иезуит, папский легат, глава дипломатической миссии в Москве в 1581-82 гг.).

Из плодов здесь родятся яблоки, груши, сливы, красные и черные:, дыни, похожие на тыкву, но слаще и приятнее вкусом, огурцы, арбузы, малина, земляника, брусника и много других ягод в каждом лесу и огороде. Из злаков - пшеница, рожь, ячмень, овес, греча, просо, которое почти одинакового вкуса с рисом. Все эти злаки произрастают в достаточном количестве, даже в избытке:

Флетчер Джайлс. "О государстве Русском" (в 1588-89 гг. английский посол в России).

Вопросы к документам.

  1. Охарактеризуйте культуру общения русского народа в XVI в.
  2. Почему иностранцы считали московитов варварами и дикарями?
  3. Как русские относились к иностранцам и загранице?
  4. Охарактеризуйте русское жилище. Было ли оно удобным?
  5. Назовите особенности русской живописи XVI в.
  6. Каким было отношение народа к государю? Можно ли его назвать деспотом? Самодержцем? Ответ обоснуйте.
  7. Мог ли русский человек XVI в. ослушаться царя? Почему?
  8. Что в приведенных документах указывает на то, что в конце царствования Ивана IV Грозного в России окончательно сложилось централизованное государство?
  9. Отличаются ли наименования огородных, садовых, злаковых культур XVI в. от современных? О чем это говорит?
  10. Именовали ли жителей других стран по названию столицы, как в России - московиты? О какой роли столицы - Москвы это говорит?

Использованные источники и литература.

  1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концева Л.А. Как учить работать с книгой. М., 2002.
  2. Россия - это сама жизнь. Свидетельства иностранных путешественников, дипломатов, политиков, мыслителей о нашей Родине. М., 1999.
  3. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. М., 1998.