Цели и задачи:
- Образовательные: закрепление понятия “согласные звуки”, “глухие и звонкие”, обогащение лексики.
- Коррекционно-развивающие: дифференциация шипящих Ж-Ш, учить различать их в изолированном звучании, в слогах, в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие зрительного внимания и памяти, логического мышления; закрепление правильного произношения звуков Ж-Ш, осознание артикуляции звуков.
Оборудование:
- Зеркала
- Бумажные султанчики
- Свечи
- Ватные шарики
- Предметные картинки
- Мяч
- Разрезная азбука
- Фланелеграф
- Картинки для фланелеграфа
- Геометрические фигуры разного цвета
- Картинки разрезанные на части
Ход занятия
I. Организационный момент:
Логопед.
Заливается звонок,
Быстро дети на урок.
II. Вступительная беседа:
- Для чего вы ходите на занятия к логопеду?
- Что мы делаем на наших занятиях?
III. Гимнастика артикуляционного аппарата, упражнения для развития силы выдоха.
- Поддувание бумажных султанчиков.
- Поддувание ватных шариков.
- Задувание свечи.
- Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлепать верхней губой пя-пя-пя.
- Упражнение “качели”. Язычком тянемся к носу, подбородку.
- Губы вытянуть трубочкой (у-у-у), затем широко улыбнуться (и-и-и).
- Широкий язык положить на нижнюю губу, загнуть “чашечкой”, убрать за верхние зубы, подуть (ш-ш-ш)
- А сейчас так же сделаем язычок, уберем за верхние зубы, подуйте чтобы разбудить голосок (ж-ж-ж)
IV. Постановка цели занятия :
1. Отгадать загадки.
Кто на елке, на суку
Целый день кричит “ку-ку”
(кукушка)
Логопед: назовите пятый звук в отгадке.
Дети: Ш.
Он ходит голову задрав,
Не потому что важный граф,
Не потому что гордый нрав,
А потому что он… жираф.
Логопед. Дети, назовите первый звук в слове “жираф”
Дети: “жжж”
Логопед: Дети сегодня мы будем закреплять, различать, правильно произносить звуки Ж-Ш.
Давайте вспомним и скажем где находится язычок на звуки Ж-Ш.
Дети. Вверху, поднимается вверх, за верхние зубки.
Логопед: Что делают губы?
Дети небольшим “хоботком” вытягиваются вперед.
Логопед: Работает ли голосок?
Дети проверяют, контролируя рукой (положив ее на горлышко)
Шшш – не работает
Жжж – работает (вибрируют голосовые связки)
Логопед: Звуки Ж-Ш гласные или согласные?
Встречает ли выдыхаемая струя воздуха преграду?
Дети: Да.
Вывод: Звуки Ж-Ш согласные (Ш – глухой, Ж – звонкий)
Логопед: Дети послушайте сказку:
На одном дворе жили две пилы. Когда они работали (пилили), всегда переговаривались. Только одна пила была острая и говорила она так: Жи - жи, Жи – жи, другая пила была тупая и голос у нее был глухой, говорила она так: Ши – ши, Ши – ши.
Давайте поиграем в игру “Пильщики” сначала пилит тупая пила, затем острая.
Дети становятся парами, скрестив руки, “пилят”, произнося при этом : Ши-ши-ши, Жи-жи-жи.
Логопед: А сейчас мы будем работать с геометрическими фигурами.
На доске выкладываются 6 фигур разного цвета.
Дети называют их цвет и форму ( кружок, треугольник и т.д. ), затем все закрываются, дети по памяти раскладывают фигурки у себя на партах.
Логопед: Сколько фигурок вы положили?
Дети: шесть
Логопед: Какой наш звук есть в слове “шесть”?
Дети: Ш
Логопед: где он находится?
Дети: В начале слова.
Логопед: В названии какой фигурки есть наш звук?
Дети: Кружок.
Логопед: Где он находиться? Назовите его.
Дети: на четвертом месте, звук “Ж”.
Логопед: В названии какого цвета есть наш звук?
Дети: Желтый, звук “Ж” находится на первом месте.
Логопед: А теперь, дети, мы сложим картинки из частей. Кто первый сложит, встанет и расскажет про свою картинку.
Встает первый ребенок со словами: “Я сложил мишку, в этом слове есть звук Ш, находится на третьем месте.
Встает второй ребенок говорит: “Я сложил желудь. В этом слове есть звук Ж, находится на втором месте” и т.д.
V. Физминутка.
Логопед: Поиграем как будто мы пошли в лес и подул ветер. Как шумят листочки на деревьях?
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Но вот стало тихо, послышалось жжж. Кто так жужжит?
Дети: Жуки.
Логопед: Поиграем в игру “Жуки”
Дети бегают и машут руками, со словами:
Я жук, я жук
Я тут живу,
Я не тужу,
Всю жизнь жужжу жжж
VI. Звуко-буквенный анализ
Логопед: Дети, пока мы играли, к нам прилетела кукушка (показывается картинка).
Кукушка – определите количество слогов, звуков в слове.
Дети: три слога, семь звуков.
Дети последовательно называют звуки в слове.
Логопед: В какой слог спрятался наш звук? И какой?
Дети: во второй, звук “Ш”
Логопед: Дети у вас на партах лежат картинки. Пусть каждый возьмет свою картинку и положит в нужную колонку (чья песенка слышится в названии картинки: жужжание жука или шипение змеи.
Под жука: ежевику, баклажан, мороженое. Под змею: машину, кошку, шарики.
VII. Игра с мячом “Закончи слово”
Дети встают из-за парт, ловят мяч и заканчивают слово.
Логопед (кидая мяч): Малы…ши, мы…,ши дока…жи, подска…жи, поло…,жи кры…ша, ка…ша, уло…жи.
VIII. Соотнесение звуков с буквами.
Логопед: Найдите и покажите букву обозначающую звук“Ж”. На что похожа буква “Ж”?
Дети: На жука.
Логопед: Покажите букву “Ш”. На что она похожа?
Дети: На шпалы, на часть забора.
Логопед: Я буду показывать картинки, а вы будете называть нужную букву.
Дети. Машина – ш, кружок – ж, мешок – ш, желуди – ж, и т.д.
XIX. Подведение итогов занятия.
Логопед: Какие звуки мы закрепляли на нашем занятии?
Дети: Ш – Ж.
Логопед: Какие это звуки?
Дети: Согласные.
Логопед: Какой звук “Ш”?
Дети: Глухой.
Логопед: Дети какой звук “Ж”?
Дети: Звонкий.
Уточнение артикуляции звуков Ш – Ж.
Логопед: Дети вы хорошо занимались, старались. Молодцы! Занятие окончилось. Спасибо всем!
Приложение 1