Конспект занятия во 2-м классе по теме "Дифференциация Ж—Ш"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Образовательные: закрепление понятия “согласные звуки”, “глухие и звонкие”, обогащение лексики.
  2. Коррекционно-развивающие: дифференциация шипящих Ж-Ш, учить различать их в изолированном звучании, в слогах, в словах, развитие фонематического слуха и восприятия, развитие зрительного внимания и памяти, логического мышления; закрепление правильного произношения звуков Ж-Ш, осознание артикуляции звуков.

Оборудование:

  1. Зеркала
  2. Бумажные султанчики
  3. Свечи
  4. Ватные шарики
  5. Предметные картинки
  6. Мяч
  7. Разрезная азбука
  8. Фланелеграф
  9. Картинки для фланелеграфа
  10. Геометрические фигуры разного цвета
  11. Картинки разрезанные на части

Ход занятия

I. Организационный момент:

Логопед.

Заливается звонок,
Быстро дети на урок.

II. Вступительная беседа:

  1. Для чего вы ходите на занятия к логопеду?
  2. Что мы делаем на наших занятиях?

III. Гимнастика артикуляционного аппарата, упражнения для развития силы выдоха.

  1. Поддувание бумажных султанчиков.
  2. Поддувание ватных шариков.
  3. Задувание свечи.
  1. Широкий язычок положить на нижнюю губу, пошлепать верхней губой пя-пя-пя.
  2. Упражнение “качели”. Язычком тянемся к носу, подбородку.
  3. Губы вытянуть трубочкой (у-у-у), затем широко улыбнуться (и-и-и).
  4. Широкий язык положить на нижнюю губу, загнуть “чашечкой”, убрать за верхние зубы, подуть (ш-ш-ш)
  5. А сейчас так же сделаем язычок, уберем за верхние зубы, подуйте чтобы разбудить голосок (ж-ж-ж)

IV. Постановка цели занятия :

1. Отгадать загадки.

Кто на елке, на суку
Целый день кричит “ку-ку”
(кукушка)

Логопед: назовите пятый звук в отгадке.

Дети: Ш.

Он ходит голову задрав,
Не потому что важный граф,
Не потому что гордый нрав,
А потому что он… жираф.

Логопед. Дети, назовите первый звук в слове “жираф”

Дети: “жжж”

Логопед: Дети сегодня мы будем закреплять, различать, правильно произносить звуки Ж-Ш.

Давайте вспомним и скажем где находится язычок на звуки Ж-Ш.

Дети. Вверху, поднимается вверх, за верхние зубки.

Логопед: Что делают губы?

Дети небольшим “хоботком” вытягиваются вперед.

Логопед: Работает ли голосок?

Дети проверяют, контролируя рукой (положив ее на горлышко)

Шшш – не работает

Жжж – работает (вибрируют голосовые связки)

Логопед: Звуки Ж-Ш гласные или согласные?

Встречает ли выдыхаемая струя воздуха преграду?

Дети: Да.

Вывод: Звуки Ж-Ш согласные (Ш – глухой, Ж – звонкий)

Логопед: Дети послушайте сказку:

На одном дворе жили две пилы. Когда они работали (пилили), всегда переговаривались. Только одна пила была острая и говорила она так: Жи - жи, Жи – жи, другая пила была тупая и голос у нее был глухой, говорила она так: Ши – ши, Ши – ши.

Давайте поиграем в игру “Пильщики” сначала пилит тупая пила, затем острая.
Дети становятся парами, скрестив руки, “пилят”, произнося при этом : Ши-ши-ши, Жи-жи-жи.

Логопед: А сейчас мы будем работать с геометрическими фигурами.

На доске выкладываются 6 фигур разного цвета.

Дети называют их цвет и форму ( кружок, треугольник и т.д. ), затем все закрываются, дети по памяти раскладывают фигурки у себя на партах.

Логопед: Сколько фигурок вы положили?

Дети: шесть

Логопед: Какой наш звук есть в слове “шесть”?

Дети: Ш

Логопед: где он находится?

Дети: В начале слова.

Логопед: В названии какой фигурки есть наш звук?

Дети: Кружок.

Логопед: Где он находиться? Назовите его.

Дети: на четвертом месте, звук “Ж”.

Логопед: В названии какого цвета есть наш звук?

Дети: Желтый, звук “Ж” находится на первом месте.

Логопед: А теперь, дети, мы сложим картинки из частей. Кто первый сложит, встанет и расскажет про свою картинку.

Встает первый ребенок со словами: “Я сложил мишку, в этом слове есть звук Ш, находится на третьем месте.

Встает второй ребенок говорит: “Я сложил желудь. В этом слове есть звук Ж, находится на втором месте” и т.д.

V. Физминутка.

Логопед: Поиграем как будто мы пошли в лес и подул ветер. Как шумят листочки на деревьях?

Дети: Ш-ш-ш.

Логопед: Но вот стало тихо, послышалось жжж. Кто так жужжит?

Дети: Жуки.

Логопед: Поиграем в игру “Жуки”

Дети бегают и машут руками, со словами:

Я жук, я жук
Я тут живу,
Я не тужу,
Всю жизнь жужжу жжж

VI. Звуко-буквенный анализ

Логопед: Дети, пока мы играли, к нам прилетела кукушка (показывается картинка).

Кукушка – определите количество слогов, звуков в слове.

Дети: три слога, семь звуков.

Дети последовательно называют звуки в слове.

Логопед: В какой слог спрятался наш звук? И какой?

Дети: во второй, звук “Ш”

Логопед: Дети у вас на партах лежат картинки. Пусть каждый возьмет свою картинку и положит в нужную колонку (чья песенка слышится в названии картинки: жужжание жука или шипение змеи.

Под жука: ежевику, баклажан, мороженое. Под змею: машину, кошку, шарики.

VII. Игра с мячом “Закончи слово”

Дети встают из-за парт, ловят мяч и заканчивают слово.

Логопед (кидая мяч): Малы…ши, мы…,ши дока…жи, подска…жи, поло…,жи кры…ша, ка…ша, уло…жи.

VIII. Соотнесение звуков с буквами.

Логопед: Найдите и покажите букву обозначающую звук“Ж”. На что похожа буква “Ж”?

Дети: На жука.

Логопед: Покажите букву “Ш”. На что она похожа?

Дети: На шпалы, на часть забора.

Логопед: Я буду показывать картинки, а вы будете называть нужную букву.

Дети. Машина – ш, кружок – ж, мешок – ш, желуди – ж, и т.д.

XIX. Подведение итогов занятия.

Логопед: Какие звуки мы закрепляли на нашем занятии?

Дети: Ш – Ж.

Логопед: Какие это звуки?

Дети: Согласные.

Логопед: Какой звук “Ш”?

Дети: Глухой.

Логопед: Дети какой звук “Ж”?

Дети: Звонкий.

Уточнение артикуляции звуков Ш – Ж.

Логопед: Дети вы хорошо занимались, старались. Молодцы! Занятие окончилось. Спасибо всем!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3