Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей семьи, своих детей.
Форма проведения: собрание-диалог.
План собрания (вопросы для обсуждения).
- Что такое «здоровье»? Компоненты здоровья.
- Кризис здоровья нации в стране и его особенности в условиях северного региона.
- Состояние здоровья учащихся первых и четвёртых классов школы.
- Анализ диагностики учащихся и родителей «Здоровье в моей семье».
- Оздоровительные методики восстановления здоровья школьников в домашних условиях.
- Рациональное питание.
- Двигательная активность.
- Значение сна для детей.
- Повышение психоэмоциональной устойчивости.
- Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.
- Слагаемые нашего здоровья.
- Советы родителям.
- Решение собрания.
Ход собрания
Выступление агитбригады «МЫ ЗА ЗДОРОВУЮ НАЦИЮ!»
1-й участник.
Декабрь звонком весёлый нас собирает в школу.
В спортзале смех ребячий летит куда-то ввысь.
2-й участник.
И мой дружок по классу вдруг, как признанье скажет
Как здорово – здоровым быть и это важно всем!
3-й участник.
Ну, что, все в сборе? (Все).
– О чём пойдёт наш разговор? (Конечно, о здоровье).
– А что такое «здоровье»?
4-й участник. Здоровье – это состояние человека, которому свойственно полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Здоровье – это здорово!
5-й участник. А от чего зависит наше здоровье?
- от наследственности – 20 %;
- от влияния окружающей среды – 20 %;
- от медицинского обслуживания – 10 %;
- от образа жизни – 50 %.
ВСЕ: Быть здоровым не так уж и просто!!!
5-й участник. Было бы здоровье, а всё остальное будет!
1-й участник.
В новом тысячелетии наступает момент,
Когда мы за всё бываем в ответе!
2-й участник.
Человек, покоривший небо, чудо техники изобретая,
Приобщаясь к дурным привычкам, о здоровье своём забывает!
3-й участник.
Как нация истощена! На краю гибели она!
Одна у нас планета, и жизнь дана одна!
4-й участник. Современное общество страдает от алкоголизма, курения и наркомании.
ВСЕ: Нация в опасности!!!
5-й участник. Люди болеют СПИДом и венерическими болезнями!
ВСЕ: Нация в опасности!!!
1-й участник.
Разрушаются семьи, молодёжь не учится.
Нация в отчаянии!
ВСЕ: Нация в опасности!!!
2-й участник.
От отчаяния к надежде и к здоровому образу жизни!!!
Гоните прочь болезни, здоровье всех полезней!
3-й участник.
Здоровье – наш компас земной, и удача – награда за смелость!
Мы спортом займёмся с тобой, здоровью – хорошее дело!
ВСЕ: Здоровье – это здорово! Мы за здоровый образ жизни!!!
4-й участник. Мы хотим, чтобы среди всех жителей Земли не было равнодушных ни к своему здоровью, ни к здоровью окружающих.
5-й участник.
Вам, родитель, я говорю: Со здоровьем дружен спорт!
Стадион, бассейн и корт, зал, каток – везде всем рады
За старание в награду станут мышцы ваши твёрды,
будут кубки и рекорды!
1-й участник. Можно фитнесом заняться.
2-й участник. На коньках всем нам кататься.
3-й участник. Лыжи – тоже хорошо!
4-й участник. Баскетбол и волейбол.
5-й участник. И футбол, хоккей, танцпол.
1-й участник. В общем, двигаться спортивно и красиво и активно!!!
2-й участник. Помните, везде, всегда, надо двигаться, друзья!
3-й участник. Помните, сделать ошибку, очень просто – исправить – трудно!
4-й участник. Не забывайте протягивать руку помощи тому, кто попал в беду!
5-й участник. Помните, мы пришли в этот мир, чтобы сделать его краше!
ВСЕ: Мы выбираем здоровую нацию.
1-й участник. Мы выбираем здоровье!
2-й участник. Физкультуре и спорту –
ВСЕ: ДА!
3-й участник. Вредным привычкам –
ВСЕ: НЕТ!!! НЕТ!!! НЕТ!!!
Звучит песня о спорте.
Притча.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.
И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?»
Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, – живая или мёртвая?» И тогда мудрец сказал «Всё в твоих руках, человек!»
Уважаемые родители,
Мы живём в XXI веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которая предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном.
1. Что такое «Здоровье»?
Теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-разному. «Здоровье – процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» (В.П. Казначеев).
«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен» (В. И, Дубровский).
«Здоровье – это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека» (И. Т, Фролов).
Самое популярное определение, данное Всемирной организацией Здравоохранения:
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им.
Основываясь на определениях Всемирной организации здравоохранения, выделяют следующие компоненты здоровья:
- Здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
- Здоровье психическое – это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.
- Здоровье социальное – мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.
- Здоровье нравственное – это комплекс характеристик мотивационной и информационной сферы личности, основу которого определяет система нравственных ценностей.
Есть ли у наших детей физическое, нравственное и социальное благополучие? Каково здоровье нации в стране? В чём заключаются актуальные проблемы здоровья в нашем округе? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего диалога.
2. Кризис здоровья нации в стране и его особенности в условиях северного региона.
Вопросы кризиса детского здоровья и вырождения нации являются предметом постоянного внимания общества и государства. В качестве примеров приведу несколько цифр:
- Ежегодно в стране вымирает население целого миллионного города.
- Лишь за период с 2000–2004 года общая заболеваемость выросла на 13%.
- Самая высокая заболеваемость отмечена по органам дыхания, на 2-м месте – органы пищеварения, на 3-м месте – болезни глаза.
- Заболеваемость детей в возрасте от 0 до 14 лет на территории округа за последние 4 года возросла.
- На 1-м месте – органы дыхания, на 2–м месте – органы пищеварения, на 3 месте – инфекционные и паразитарные болезни, на 4-м месте – болезни глаза, на 5-м месте – травмы.
- По данным министерства образования за 2003 год в детской и подростковой среде наблюдалось значительное увлечение наркоманией.
- 2,7 % всех умерших детей являются самоубийцами.
- 86 % детей России имеют отклонения в состоянии здоровья;
Всё это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу.
В чём же причина кризиса детей России и округа в частности? Существуют различные точки зрения.
Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами:
- 50–55 % зависит от образа жизни :малоподвижный образ жизни, вредные привычки, неправильное питание, психологический климат.
- 20–25 % влияние окружающей среды и экологии (только от 5 до 10 порцентов детей рождаются здоровыми).
- 20 % – наследственность (по наследственности передаются такие заболевания, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие заболевания).
- И только 5 % зависит от медицины.
Усугубляют состояние учащихся в процессе обучения следующие негативные факторы здоровья:
- малоподвижный образ учащихся;
- перегрузка учебного процесса многими дисциплинами;
- стрессовые воздействия во время обучения;
- несбалансированное питание;
- отсутствие здорового образа жизни во многих семьях;
- несоблюдение режима дня;
- несоблюдение гигиенических требований.
По данным отечественных исследователей к концу школьного периода обучения количество практически здоровых детей составляет менее 10 % учащихся. Поэтому, очень важно, дорогие родители, не упустить время, а грамотно сформулировать каждой семье основные задачи сохранения и укрепления здоровья школьников процессе их роста, развития и обучения, создать здоровьесберегающую образовательную среду в каждой семье.
3. Состояние здоровья учащихся первых и четвертых классов нашей школы (слово предоставляется школьному медику).
Результаты медицинских осмотров говорят о том, что школьники имеют различные нарушения состояния здоровья:
- Год от года увеличивается количество детей со сколиозом.
- Увеличивается количество детей, больных ожирением.
- Увеличивается число детей с заболеваниями нервной системы.
- Растет количество детей, имеющих отклонения в системе кровообращения.
- Увеличивается процент детей, страдающих аллергией.
За первую четверть 2008/09 учебного года всего пропущено … уроков по болезни. Среди распространённых заболеваний такие, как…
4. Результаты диагностики учащихся и родителей (анкеты для родителей и учащихся, Приложениe 1 и Приложениe 2).
Вам, уважаемые родители, было предложено ответить на вопросы анкеты «Здоровье в моей семье.
Цель анкетирования: провести диагностику путём анкетирования родителей и выявить отношение родителей к ценности здоровья и проводимую работу по его сохранению и укреплению. Слово предоставляется психологу школы.
Спасибо, ребята, вы нам очень помогли!
Анализируя ответы родителей и детей, можно сказать, что создание условий для формирования стиля здорового образа жизни зависит от конкретных условий, в которых живёт человек, от экономического состояния семьи, в которой воспитывается школьник, от установки самого ребёнка, от его потребностей и возможностей, от желания и стремления семьи – быть здоровыми. И снова мы возвращаемся к притче. Всё в руках самого человека, и здоровье в том числе.
5. Оздоровительные методики восстановления школьников в домашних условиях.
Сегодня мы познакомим вас с некоторыми правилами рационального питания, Расскажем о значении движения в жизни человека, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать, какие гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий и зачем надо повышать психоэмоциональную устойчивость школьников.
Мы продолжаем, и слово я предоставляю…
Рациональное питание
Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.
По данным исследований содержание витаминов в организме школьников только у 10 % в норме. Поэтому рекомендуется использование детьми витаминных комплексов. Особенно в зимнее время.
В школьной столовой в этом учебном году организован такой стол, в состав которого входят лук, чеснок, лимон и витаминные чаи.
Родителям также надо помнить, что детям в младшем школьном возрасте надо питаться не менее 4–5 раз в день и придерживаться таких правил: разнообразие умеренность и своевременность питания.
Следует ли заставлять ребёнка кушать, если он отказывается? Заставлять нельзя, оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.
Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку.
Кроме того следует научить ребенка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу, не заниматься во время еды посторонними делами.
Двигательная активность
Движение как форма физиологической активности показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие «биологической достаточности движений».
Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25–30 тысяч шагов в день.
Если родители имеют избыточный вес, то 80 % детей его имеют тоже.
У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма. По статистике у 20 % родившихся детей развивается плоскостопие. Это связано со слабостью мышц.
А сейчас учащиеся 4-го класса приглашают всех родителей выполнить вместе с ними комплекс упражнений оздоровительной гимнастики.
Значение сна для детей.
Особое место в режиме дня отводится сну. Младший школьник много времени проводит в школе, он подвижен, легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный сон. Первоклассникам надо спать 11 часов, а учащимся 8–10 лет до 10 часов в сутки.
Правильный сон обеспечивает отдых, высокую работоспособность, предупреждает возникновение переутомления, головные боли, слабость. раздражительность, плаксивость.
И если ребёнок хронически не досыпает, у него развивается нервно-психическое заболевание.
И поэтому мы сейчас предлагаем всем родителям окунуться в прекрасный волшебный сон.
Игра «волшебный сон»
Все умеют танцевать, бегать, прыгать и играть.
Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая, очень лёгкая, простая.
Замедляются движения, исчезает напряжение.
И становится понятно, расслабление приятно.
Реснички опускаются, глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжение улетело, и расслаблено всё тело.
Будто мы лежим на травке, на зелёной, мягкой травке,
Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы тёплые и вялые, но нисколько не усталые.
И послушный твой язык быть расслабленным привык.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать!
Крепко пальцы сжать в кулак и к груди прижать вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире – 1, 2, 3, 4!
Веселы, бодры и снова мы к занятиям готовы!!!
Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам исследований, особо опасны для любого человека и ученика в том числе, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками.
Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а ещё больше чужой удаче. Обучение только тогда будет эффективным, когда ученик будет испытывать радость от процесса познания.
Родители также должны помнить, что только в крепкой, дружной, благополучной семье, где комфортная обстановка и понимающие родители, где царит взаимопонимание и любовь, где конфликты носят внутренний характер и быстро разрешаются, только в такой семье воспитать поистине здоровое потомство.
Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.
Воздушно-тепловой режим – один из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлен, что в помещении, где ребёнок работает, должна быть температура 18–20 градусов, относительная влажность до 60 %. Измерение температуры проводится в центре помещения на уровне роста ребёнка. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривание помещения.
Световой режим – может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона. Недопустимо использование в интерьере тёмных цветов. Красный цвет используется только в качестве сигналов. Рекомендуются тёплые тона – оранжевый и жёлтый, Можно использовать оттенки зелёного. Можно использовать искусственное освещение в дополнение к естественному. В декабре месяце свет должен гореть до 10 часов утра и с 14 часов дня. Далее каждый месяц сокращать дополнительный световой режим на 1 час.
Мебель и другие предметы оборудования тоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека.
При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искривлению позвоночника.
Обязательным условием во время выполнения домашних заданий является его время.
Уроки надо выполнять в одно и то же время, оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. К 12 часам обычно наступает падение работоспособности. Первая фаза это – врабатывание, она длится до 7 минут. Средняя продолжительность активного внимания первоклассника до 20 минут, у учащихся 4-х классов немного выше. Затем работоспособность начинает падать, необходим отдых. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2–3 переменки по 5 минут каждая.
Наиболее трудными считаются уроки математики, информатики, иностранного языка, обществознания, обучения грамоте.
В течение недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работоспособность снижается .Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.
Поэтому лучше готовить домашние уроки так:
- 1-й урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.
- 2–3-й уроки – уроки максимальной сложности.
- 4-й урок – более лёгкий.
Длительность непрерывного чтения в начальной школе такова:10 минут для учеников 1–2-х классов, до 20 минут для учащихся 3–4-х классов.
Для работы с компьютером отводится такое же время.
6. Важнейшие компоненты здоровья школьников.
Итак, давайте подведём итог всему сказанному выше.
7. Советы родителям (Приложение 4).
8. Решение собрания (Приложение 5).
Спасибо Вам за сотрудничество! Желаем Вам здоровья!