Цели: привлечение отцов к процессу воспитания ребенка в семье.
Задачи: обратить внимание родителей на важность вовлечения отца в процесс воспитания ребенка, дать практические советы для решения данной проблемы.
Оформление и дополнительные средства: выставка детских рисунков, стенгазета с сочинениями учеников на тему «мой папа», выставка педагогической литературы по теме, плакат с эпиграфом (слова В. Ключевского), аудиозапись интервью, магнитофон.
Ход собрания
1. Вступительное слово учителя. Добрый вечер уважаемые папы. Приглашаю вас ознакомится с выставкой пока звучит музыка. Тема сегодняшнего родительского собрания «Роль отца в воспитании детей». Я не буду сегодня говорить об успеваемости и поведении ваших детей. Сегодня я хочу поговорить о вас, отцах.
В течение месяца я провела большую подготовительную работу, прежде чем выйти к вам. Вы видели выставку рисунков и конечно заметили, что на рисунках изображены портреты мам и пап. Я просила учащихся нарисовать одного из родителей. И, как видите, из 20 человек 14 нарисовали маму и только 6 папу. По утверждению психологов дети чаще рисуют того из родителей, которого больше любят.
Я предлагаю вам узнать себя в рисунке.
Но даже если ребенок изобразил вас, это еще не значит, что ваши отношения с ним идеальны. Проанализировав работы учащихся, я выяснила, что некоторым из вас надо подумать о своих взаимоотношениях с ребенком. Дело в том, что психологи уверяют, что если ребенок изобразил деформированную фигуру, глаза – пустые глазницы, агрессивную позу человека – это говорит о том, что между рисующим и изображенным на рисунке существует некоторая враждебность. Если на рисунке отсутствуют руки, ноги (руки за спиной). Это говорит о чувстве неполноценности, которое испытывает ребенок, находясь рядом с вами.
Если присутствуют темные цвета, интенсивно затушеваны волосы, линии жирные, преувеличенное внимание к деталям. Это говорит о тревожности в ваших взаимоотношениях.
Выделенное лицо, руки в оборонительной позе – трудности в общении. Отсутствие штрихов, хорошее качество линий убеждает нас в благоприятной семейной ситуации.
Я провела мини-сочинения «О папе». Некоторые из них я поместила в стенгазету. Думаю, вы успели с ними познакомится. Есть полные интересные сочинения об отце (зачитываю 1–2). А один ребенок сдал чистый лист бумаги – так за 40минут и не решив, что написать… Мне хотелось бы зачитать те сочинения, которые не попали в газету (зачитываю сочинения тех детей, чьи папы пришли на собрание). Из прочитанного ясно видно, что дети плохо знают вас. Что не общаются с вами в полной мере и что вы, дорогие папы, не уделяете им должного внимания. И недаром эпиграфом к нашему собранию служат слова В.Ключевского «Гораздо легче стать отцом, чем оставаться им». А теперь я предлагаю вашему вниманию прослушать интервью, взятое у учащегося, и некоторые комментарии к нему.
2. Комментарии к интервью. Родители слушают ответы учащегося на вопросы:
1. Кто из родителей занимается твоим воспитанием? Чей голос в семье является решающим?
Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Поэтому лучше, если мужчина с самого начала постарается стать настоящим отцом, постигая это сложное искусство вместе с женой. Если же в первые два года отец предоставит все заботы о ребенке жене, она навсегда останется главной во всех вопросах касающихся ребенка. Позднее отцу будет гораздо труднее начать осуществлять свои права и обязанности.
2. Как и кто наказывает вас за провинности?
Если вы предпочитаете строгое воспитание, будьте последовательны в строгости. Умеренная строгость в смысле требования хороших манер, беспрекословного послушания, аккуратности не причинит ребенку вреда, если родители по своей натуре добрые люди и если дети растут счастливыми и общительными. Но строгость вредна, если родители грубы с детьми и постоянно недовольны ими, если они в своих требованиях не делают скидки на возраст и на индивидуальные качества ребенка. В таких условиях ребенок вырастает либо малодушным и бесцветным, либо жестоким человеком. Родители, которые предпочитают непринужденность в общении с ребенком, которые не придают большого значения его манерам (лишь бы он вообще любил людей) и не настаивают на абсолютном послушании и аккуратности, тоже воспитывают общительных и внимательных к окружающим людей, если они не боятся проявить твердость в тех вопросах, которые они считают особо важными. Когда слишком мягкие родители получают плохие результаты от своего воспитания, то это не потому, что они мало требовали от своих детей (хотя отчасти и поэтому), а потому, что они стеснялись или боялись настаивать на своем требовании, или потому, что они бессознательно поощряли тиранию своего ребенка.
3. Всегда ли тебя наказывают справедливо? Как ты считаешь?
«Трудно наказать? Взял ремень и отодрал за непослушание», – так думают еще немало отцов и матерей. Современная педагогика опровергает этот уже неприемлемый в наше время взгляд, помогает понять, почему нельзя детей унижать физическими и другими нравственно оскорбительными приемами наказания. Учит использовать каждый прием наказания так, чтобы обязательно добиваться должного воспитательного эффекта.
Чтобы умело использовать приемы наказания, необходимо на весы «родительского правосудия» прежде всего положить не сам поступок, не само нарушение, а все, что имеет отношение к нему. Во-первых, это мотивы, причины, которые побудили совершить этот проступок.
Ребята играли в мяч и разбили окно или попали мячом в прохожего. Поступки такого рода случаются довольно часто и вызывают нередко большой гнев у взрослых, серьезные конфликты с детьми. Но ведь этот поступок нечаянный, и дети сами огорчены случившимся, хотят как-то загладить свою вину. В этом следует оказать помощь.
Но бывает и так, что окно разбито камнем, который брошен намеренно, с целью отомстить, за заслуженное замечание. Здесь налицо злой умысел. Вот почему, с точки зрения нравственной, это поступок уже совсем другого характера, требующий иной реакции взрослых.
Еще труднее избрать прием воздействия, когда неприглядный по внешней форме поступок вызван хорошим мотивом.
В такое положение попала мать Толи, уехавшего, не предупредив ее, с компанией ребят на рыбалку. Рыбная ловля затянулась и бедная мама в течение 8 часов металась между школой, соседями, товарищами Толи. Никто не знал, куда он исчез. Что только не передумалось за эти часы. И все время сверлила мысль, как его наказать: побить, отругать, не накормить, не отпускать в поход? И вот наконец раздался звонок. Сын пришел веселый, шумный, в его руках блестело несколько окуней.
– Мамочка, вот тебе сюрприз! Вари уху!
Решение пришло мгновенно. Мать не сказала ни слова, и не взглянув на сына, ушла. Столкнувшись с неожиданным поведением матери, мальчик вспомнил, что он не сказал о своей поездке, и представил все ее переживания в его отсутствии. Он побежал ее искать, но не нашел. Когда через несколько часов мать вернулась, сын подошел к ней и сказал: «Прости меня, мама. Я ведь хотел тебе приятное сделать и не подумал, что ты будешь волноваться…» Рыбу чистили вместе. Но за ужином мама сказала: «В первый раз ем уху из свежих окуней без всякого удовольствия».
Конфликт был исчерпан. Сын понял нехорошую сторону своего поступка, а мать почувствовала, что она сумела этого добиться, не оскорбив сына, не «перегнув палки».
Переживания, чувства самого ребенка, связанные с проступком, характеризуют состояние его нравственного развития. Именно их, прежде всего, необходимо принять во внимание, выбирая меры воздействия, которые смогут, конечно, не сразу, привести к сознательному изменению в поведении ребенка. Таким образом, любое обсуждаемое нами поведение выглядит совсем иначе после того, как мы терпеливо, объективно постараемся разобраться в обстоятельствах, мотивах, побудивших совершить проступок, разберемся в возрастных, индивидуальных особенностях ребенка, присмотримся к моральному уровню его личности.
Рассматривая все это в совокупности, мы делаем своеобразный рентгеновский снимок с проступка, начинаем смотреть на него не с внешней стороны, а как бы изнутри, понимать, что его породило, на что следует обрушить свой гнев и в какой мере. При такой оценке мы не будем удивляться, что за равнозначные проступки один ребенок получает строгое наказание, а другой – просто замечание.
Да! Дети часто совершают похожие друг на друга поступки, но то, что стоит за ними, их «рентгеновские снимки» никогда не имеют совершенно одинакового рисунка. Только при таком подходе наказание становится средством воспитания.
Очень часто мы наказываем детей за такие промахи и проступки, которые возможно и целесообразно дать им осознать, прочувствовать на собственном опыте.
Порвал брюки – зашей и ходи с заплатой. Опоздал к обеду – жди ужина. Плохо выполнил работу – переделай. При такой реакции взрослых наказание выступает в сочетании с полезными упражнениями.
Наказание никогда не достигает своей цели, если оно в глазах ребенка несправедливо. Его необходимо применять только тогда, когда без него нельзя обойтись, когда есть уверенность, что оно даст тот результат, который нужен. Оно действует при точном диагнозе и в небольших дозах.
Первая ступень в наказании – осуждение. Оно имеет очень много форм, оттенков: осуждающие взгляды, жесты, слова, выражения.
В той семье, где удается обходиться именно этими приемами, дело с воспитанием детей обстоит вполне благополучно.
4. Каким тоном родители просят тебя сделать что-либо?
Родители как можно раньше должны усвоить спокойный уравновешенный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть подчинятся распоряжению, выполнять его охотно. Можно быть сколько угодно ласковыми с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникает надобность, надо уметь распорядится с таким видом и таким тоном, чтобы ни у вас, ни у ребенка не было сомнений в правильности вашего распоряжения, в неизбежности его выполнения… нужно только следить за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
«1) Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением. Но оно не должно быть похожим на упрашивание.
2) Оно должно быть посильным для ребенка, не следует требовать от него слишком трудного напряжения.
3) Оно должно быть разумным, т.е. не должно противоречить здравому смыслу.
4) Оно не должно противоречить другому распоряжению, вашему или другого родителя». (Макаренко).
Очень важно не только то, что мы постоянно выражаем свое недовольство, мы ведь, порой, не задумываемся, достаточно ли корректно мы это делаем. Думаю, что набрасываться на ребенка ни при большой, ни при малой провинности не должны ни отец, ни мать. Уже давно доказано, что так называемый «метод положительного подкрепления» – хвалите за удачи, не ругайте за промахи, но объясняйте ошибки – давно доказал свою эффективность.
3. Практическая часть
Все мы сегодня призываем друг друга к взаимопониманию, которого в нашей жизни очень не хватает. А уж взаимопонимание родителей и детей – основа основ. Поэтому, старшим надо знать, чем живут и о чем говорят младшие. Конечно, чтобы достигнуть взаимопонимания людям разных возрастов надо уметь сделать шаг навстречу. И делает его всегда тот, кто умнее, великодушнее, доброжелательнее. А если вы хотите проверить насколько хорошие вы родители, достаточно ли терпеливы и упорны, воспитываете ли своего ребенка с любовью, ответьте на вопросы теста:
- Есть ли у вашего ребенка детская комната или свой «уголок»? да – 5, нет – 1.
- Уделяете ли вы ребенку внимание каждый день? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
- Вы терпеливы, когда ребенок плохо ест, капризничает, не хочет готовить уроки? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
- Умеете ли прощать детские шалости? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
- Пользуетесь ли телесными наказаниями? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
- Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок всем с вами делился? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
- Ваш ребенок послушен? Всегда – 5, иногда – 3, нет – 1.
- Если вы что-то запрещаете ребенку, то объясняете ему причину запрета? Да – 5, иногда – 3, никогда – 1.
- Требуете ли вы от ребенка беспрекословного и неукоснительного соблюдения всех обязанностей, которые он должен выполнять? Да – 5, иногда – 3, нет – 1.
- Следите ли вы за специальной педагогической литературой? Да – 5, иногда – 3, нет – 1.
От 10 до 23 – у вас должны быть большие трудности в воспитании детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Вам нужно немедленно и коренным образом изменить методы воспитания.
От 24 до 37 – ваши взгляды на воспитание в основном правильны, но все же ваш ребенок требует больше заботы и внимания.
От 38 до 50 – вы прекрасный воспитатель, у вас достаточно терпения и доброжелательности, а это очень важно.
4. Заключительное слово учителя
Целью сегодняшнего нашего собрания, как вы уже, наверное, поняли, было призвать вас, уважаемые папы, задуматься о своих отношениях с детьми. Возможно кто-то из вас увидел, как далек он от своего ребенка и как необходима ему ваша любовь, близость, понимание, уверенность в том, что вы всегда рядом и что поддержите его и в радости и в горе, убежденность в том, что всегда можно рассчитывать на вашу помощь и в любой момент можно опереться на ваше плечо… Свое выступление я хочу закончить словами Н.Пирогова: «Чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир».
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, можете обратиться к школьному психологу, ко мне – классному руководителю, а так же можете воспользоваться педагогической литературой по данной теме, представленной на нашей выставке.