В январе 1996 года мы со старшими дошкольниками открыли новую страну и назвали ее Чудесной. Сначала эта страна была только для маленьких, и в ней поселились персонажи сказок известных и придуманных нами.
Мы с детьми лепили своих героев, сочиняли о них сказки, а потом устраивали по сказкам спектакли, на которые приглашали родителей и друзей. Нашими работами украшали классы и холлы, мы дарили их любимым преподавателям, родителям и друзьям.
Сколько выдумки и воображения нужно было детям, чтобы выполнить подобные работы! Художественно-творческие способности, чувство цвета и ритма, формы и композиции развиваются постепенно и кропотливо. Мы творим свой мир и свои сказки, поэтому дети стали называть себя волшебниками, а занятия – Школой волшебства.
Наша фантастическая страна Чудес стала способом приобщения к художественной культуре, а знания и умения, полученные в Школе волшебства, – средством освоения действительности.
Почти восемь лет преподавательского мониторинга мне понадобилось, чтобы идеи, находки и открытия этих лет легли в стройную систему взаимодействия с воспитанниками, чтобы отобранные средства, формы и методы, определившие содержание новой программы, дали гарантированный результат, чтобы модель совместной педагогической деятельности была эффективной.
Школа волшебства Чудесной страны – это неформальный детский коллектив со своими традициями, символикой, формой, Уставом и присягой.
Цели Школы волшебства диагностичны и гибки, обеспечены необходимыми ресурсами: авторской программой «От сказки – к звездам». Цель деятельности Школы волшебства можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как цель, которую видят перед собой дети – перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов, с другой стороны, как сугубо воспитательную цель, которую ставит перед собой педагог – это получение конкретных знаний, это стимулирование их деятельности и оценка знаний.
Взаимодействие с воспитанниками, их родителями и классными руководителями на основе душевности и комфортности, доверия и открытости, сотворчества и содружества позволяет сохранять контингент воспитанников неизменным на протяжении ряда лет (сейчас в Школе волшебства обучаются дети третьего и четвертого годов обучения).
Дети неизменно занимают первые места на выставках района, города и области, причем, это, как правило, большие коллективные изобразительные проекты. Эти результаты отражены в свидетельствах об окончании курса обучения за каждый год.
Родители видят высокие результаты своих детей, они всегда мои добрые помощники в организации праздников, выставок и экскурсий, фиксируют Летопись страны Чудес на видеокамеры, готовят репортажи о важнейших событиях Школы волшебства.
Существование в Школе волшебства годового круга традиционных праздников – добрая традиция, которая влияет на личность ребенка эффективно и целенаправленно. Самый важный праздник – это «Посвящение в волшебники», на котором воспитанники дают клятву и принимают Присягу. Я стараюсь совместить праздник «Посвящение в волшебники» с первой осенней выставкой детских работ (она чаще всего приходится на конец октября), чтобы было чем порадовать родителей и классных руководителей. Итоговый праздник Школы волшебства – выдача свидетельств – и выставка весенних работ (середина мая).
И родители на этих праздниках – главные гости. Они организовывают «сладкий» стол для детей, и, главное, имеют возможность обсудить жизнь, творческие достижения своего ребенка. Родители воспитанников третьего и четвертого годов обучения знакомы друг с другом уже не первый год.
Эти праздники и праздничные сюрпризы (например, появление домового Кондратия Домтворческого, который утащил в свой сундук потерянные вещи растеряшек, а потом торжественно их вручил на празднике), открытые занятия для родителей (или совместные с родителями по воскресеньям), экскурсии на природу и походы в кино помогают коллективу Школы волшебства Чудесной страны больше общаться, родителям лучше понимать своих детей, а детям быть уверенными в поддержке родителей и значимости своей деятельности.
Еще одной доброй традицией Школы волшебства стал выезд в летний оздоровительный центр «Бор». Дети продолжают свою творческую деятельность, а также укрепляют свое здоровье летом. Результат – летняя серия работ воспитанников второго и третьего года обучения с использованием природных материалов. Сейчас работы находятся на выставке в КРИПК и ПРО. Это уже седьмая наша выставка. Эти выставки детских работ мы называем «Путешествиями по Чудесной стране»:
Мы в путешествие отплываем морями,
Которых на карте нет,
В страну, чье названье пока секрет,
Но мы называем ее Чудесной,
И в ней побывать всегда интересно.
Живет в ней Фантазия с буквы большой,
Волшебная, светлая, с детской душой.
P.S. Пусть наша Чудесная страна открыта не так давно, но мы заселили земли, не принадлежащие никому. Мы с детьми основали свое государство.
Устав школы и сценарий праздника «Посвящение в волшебники» в приложении 1. Фотографии с праздника в приложении 2.