Цели.
По математике:
- повторить изученные виды задач;
- развивать вычислительные навыки, математическую речь, абстрактное мышление;
- воспитывать самостоятельность и взаимопомощь.
По окружающему миру:
- повторить признаки зимнего времени года;
- повторить правила безопасного поведения на водоёмах;
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать интерес к процессам, происходящим в природе.
Оборудование.
По математике:
- карточки с уравнениями, примерами вида 37+53;
- 2 карточки с задачами для работы у доски;
- математическая числовая таблица для устного счёта;
- индивидуальные доски;
- модели-решения к задачам;
- опора У-В=Р, Х-5=4;
- схемы кратких записей к задачам;
- лист с задачами у каждого ученика;
- карандаш, линейка.
По окружающему миру:
- иллюстрация «Волшебница зима»;
- макет термометра;
- опора для обобщения под иллюстрацией;
- учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир».
Ход урока
1. Организационный момент.
– Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку на лыжах в волшебный зимний лес. Гуляя по лесу, мы должны помнить, что в нём зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину и покой лесных обитателей.
Пусть ваша тетрадь превратится сегодня в «волшебную книгу зимы». А вы оставите на её белых страницах только чистые, красивые и аккуратные следы.
2. Устный счёт.
– Прежде чем отправиться на прогулку в лес, сделаем небольшую зарядку для ума:
1) 1-й ряд – решение уравнений (работа по карточкам).
3-й ряд – решение примеров вида 37+53 (работа по карточкам).
2) На доске 2 ученика по карточкам решают задачи:
- Летом ель вырастает в высоту на 60 сантиметров, а зимой на 40 сантиметров меньше. Какой высоты достигает ель за зиму?
- Летом ель вырастает в высоту на 60 сантиметров, а зимой – на 20 сантиметров. Какой высоты достигает ель за зиму и лето?
3) 2-й ряд – работа по математической таблице. Ведёт ученик. Дети показывают ответы на индивидуальных досках, если нужно – комментируют.
14+20 |
|
|
|
16+5 |
17+8 |
|
|
|
42+28 |
53 – 14 |
|
|
|
31 – 2 |
32 – 15 |
|
|
|
67 - 9 |
4). Проверка детей у доски.
– Составьте из данных простых задач одну – составную.
Летом ель вырастает в высоту на 60 сантиметров, а зимой на 40 сантиметров меньше. Какой высоты достигает ель за зиму и лето?
– Выбери модель для решения этой задачи:
|
|
|
|
(Ο + ◊) + Ο |
√ |
|
|
|
(Ο - ◊) + Ο |
|
|
|
|
(Ο - ◊) - Ο |
– Почему выбрали эту модель? Докажите.
3. Физкультурная минутка (с движениями).
Здравствуй, лес, необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
4. Тема урока.
– Итак, вот мы и попали в сказочный лес. Сегодня нам с вами предстоит совершить экскурсию по зимнему лесу и понаблюдать за изменениями, которые происходят в природе с приходом этого времени года, и повторить решение изученных видов задач.
– Открыли тетради. Записали число, классная работа.
5. Работа по иллюстрации «Зима в лесу».
– Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие изменения произошли в неживой природе и в жизни растений с приходом зимы?
Солнце стоит ниже над землёй. Оно светит неярко и не греет. День короче, ночи длиннее. Воздух холоднее. Небо бледное, пасмурное. Постоянный снежный покров.
Деревья стоят голые. Травянистые растения завяли. Их накрыло снегом.
– Ребята, есть растения, которые остаются зелёными даже под снегом. Откройте учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова на странице 108, рассмотрите рисунок и прочитайте, какие растения можно обнаружить под снегом? Как вы думаете, почему эти растения не погибают зимой от морозов?
– Вспомните, какую авторскую сказку мы читали на уроке чтения, в которой девочка обнаруживает растения под снегом? (Одоевский «Рукодельница и Ленивица»).
– Какая температура воздуха зимой? (Ниже нуля, минусовая).
– Чем измеряют температуру воздуха? (Термометром).
– В каких единицах? (В градусах).
6. Задача.
– Прочитаем задачу.
Утром 24 января в лесу около города Стерлитамака стояла морозная погода. После того, как днём потеплело на 4 градуса, температура воздуха в лесу стала такой же, какая была утром в городе Стерлитамаке, то есть -10º. Какая температура воздуха была утром в лесу?
– Составим модель к этой задаче. Что нам неизвестно? (Какая температура воздуха была утром в лесу?) Неизвестное число обозначим ◊.
– Что днём с ней случилось? Раз потеплело, больше стала температура или меньше? Как изменения температуры показать на термометре? (Рассматривание термометра).
– Какое выберем действие? (◊ - 4).
– Какой стала температура днём? Получаем выражение с переменной: ◊ - 4 = 10.
– Что неизвестно? Как найти уменьшаемое?
– Обозначим неизвестное число латинской буквой х. Что получим? (Уравнение). Что значит решить уравнение? (Значит, найти неизвестное число). Запишем и решим уравнение в тетрадях. (Ведёт ученик).
– Итак, какая температура воздуха была в лесу утром? Запишите ответ.
– Почему в лесу холоднее, чем в городе?
7. Физкультурная минутка для глаз.
– Нарисуй ель взглядом 5 раз.
8. Животный мир.
– Давайте понаблюдаем, как изменилась жизнь животных с приходом зимы?
–Какого зверя вы видите на иллюстрации? (Лося).
– Это самый крупный зверь, который обитает на территории Башкортостана. Послушайте о нём небольшое сообщение.
Примерный рассказ ученика.
ЛОСЬ
Лось – крупное животное, размером почти с лошадь. Ему нужно много травы, листьев, значит ему нужны крепкие ноги, особые зубы для срезания растений и перетирания пищи. У него большие крепкие губы (как у коровы) для захвата травы. Ноги высокие, так легче ходить по болотам и снегу.
Грубая шерсть защищает тело от веток. У лося острое зрение и слух. Рога помогают ему защищаться от волков и медведей.
– Что нового вы узнали об этом животном?
9. Задача.
– В снежные зимы таким крупным животным трудно добывать себе пищу. Поэтому лесничие организуют для них кормушку. Давайте и мы поможем этим животным. Читаем задачу № 2.
Мальчики из 2 класса заготовили 30 кг сена, а девочки 20 кг. Лесник уже израсходовал на корм животным 10 кг сена. Сколько килограммов сена осталось?
Вслух читает ученик. Остальные думают, какая схема краткой записи подходит к этой задаче?
– Скажем хором главные слова задачи.
– Выберите нужную модель – решение этой задачи.
Ö |
|
|
|
( O + ◊ ) - ∆ |
|
|
|
|
( O - ◊ ) - ∆ |
|
|
|
|
( O + ◊ ) + ∆ |
– Докажи правильность выбора.
– Задание:
1) Ученик решает задачу за доской.
2) 1-я группа – в тетради по данной схеме и модели.
3) Сильный ученик показывает на доске все способы решения этой задачи.
4) 2-я группа – изменить условие этой задачи так, чтобы она решалась по такой модели:
( O + ◊ ) + ∆
Устно составляют с учителем.
– Оформить и записать решение самостоятельно.
5) Дополнительно – составить задачу другого содержания по своей модели. Проверка.
– Домашнее задание: сделать кормушки для птиц и развесить на деревьях.
– Кстати, почему мы не услышали птиц в лесу?
10. Физкультурная минутка.
– Замерзли в лесу? Погреем руки (массаж пальцев). Погреем ноги:
Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Перешли мы мост с тобой!
11. Водоёмы зимой.
– Перед нами река. Что с ней произошло с наступлением зимы?
– Можем ли мы перейти реку по льду? Какие правила безопасного поведения вблизи водоемов мы знаем?
– Вывод: будем переходить реку по мосту.
12. Задача.
Длина моста 5 м, ширина 2 м. Изобразите мост в виде геометрической фигуры. Найдите ее периметр.
– В виде какой геометрической фигуры можно изобразить мост? (Прямоугольник).
– Какие свойства прямоугольника вы знаете?
– Что значит найти периметр?
– Выполняем работу самостоятельно в тетради.
– Взаимопроверка.
– Домашнее задание: составьте модель решения этой задачи, обозначив числа кружками.
13. Обобщение.
– Итак, заканчивается наша экскурсия по зимнему лесу. Обобщим знания, полученные на уроке, по опоре. (Снять иллюстрацию, под ней – опора).
– Какие изменения происходят в неживой и живой природе с приходом зимы?
|
|
ОПОРА |
|
|
НЕЖИВАЯ |
|
|
|
ЖИВАЯ |
|
|
Природа |
|
|
солнце |
|
|
|
растения |
воздух |
|
|
|
животные |
небо |
|
|
|
|
осадки |
|
|
|
|
почва |
|
|
|
|
водоёмы |
|
|
|
|
14. Итог урока.
– Что нового узнали по математике?
– Что нового узнали по окружающему миру?
– Оценивание учащихся.