Интегрированный урок (математика+окружающий мир) по теме "Моделирование решений изученных видов задач. В гости к зиме. Растения и животные зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели.

По математике:

  • повторить изученные виды задач;
  • развивать вычислительные навыки, математическую речь, абстрактное мышление;
  • воспитывать самостоятельность и взаимопомощь.

По окружающему миру:

  • повторить признаки зимнего времени года;
  • повторить правила безопасного поведения на водоёмах;
  • развивать устную речь учащихся;
  • воспитывать интерес к процессам, происходящим в природе.

Оборудование.

По математике:

  • карточки с уравнениями, примерами вида 37+53;
  • 2 карточки с задачами для работы у доски;
  • математическая числовая таблица для устного счёта;
  • индивидуальные доски;
  • модели-решения к задачам;
  • опора У-В=Р, Х-5=4;
  • схемы кратких записей к задачам;
  • лист с задачами у каждого ученика;
  • карандаш, линейка.

По окружающему миру:

  • иллюстрация «Волшебница зима»;
  • макет термометра;
  • опора для обобщения под иллюстрацией;
  • учебник Плешакова А.А. «Окружающий мир».

Ход урока

1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку на лыжах в волшебный зимний лес. Гуляя по лесу, мы должны помнить, что в нём зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину и покой лесных обитателей.

Пусть ваша тетрадь превратится сегодня в «волшебную книгу зимы». А вы оставите на её белых страницах только чистые, красивые и аккуратные следы.

2. Устный счёт.

– Прежде чем отправиться на прогулку в лес, сделаем небольшую зарядку для ума:

1) 1-й ряд – решение уравнений (работа по карточкам).
3-й ряд – решение примеров вида 37+53 (работа по карточкам).

2) На доске 2 ученика по карточкам решают задачи:

  • Летом ель вырастает в высоту на 60 сантиметров, а зимой на 40 сантиметров меньше. Какой высоты достигает ель за зиму?
  • Летом ель вырастает в высоту на 60 сантиметров, а зимой – на 20 сантиметров. Какой высоты достигает ель за зиму и лето?

3) 2-й ряд – работа по математической таблице. Ведёт ученик. Дети показывают ответы на индивидуальных досках, если нужно – комментируют.

14+20

 

 

 

16+5

17+8

 

 

 

42+28

53 – 14

 

 

 

31 – 2

32 – 15

 

 

 

67 - 9

4). Проверка детей у доски.

– Составьте из данных простых задач одну – составную.

Летом ель вырастает в высоту на 60 сантиметров, а зимой на 40 сантиметров меньше. Какой высоты достигает ель за зиму и лето?

– Выбери модель для решения этой задачи:

 

 

 

 

(Ο + ◊) + Ο

 

 

 

(Ο - ◊) + Ο

 

 

 

 

(Ο - ◊) - Ο

– Почему выбрали эту модель? Докажите.

3. Физкультурная минутка (с движениями).

Здравствуй, лес, необычный лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.

4. Тема урока.

– Итак, вот мы и попали в сказочный лес. Сегодня нам с вами предстоит совершить экскурсию по зимнему лесу и понаблюдать за изменениями, которые происходят в природе с приходом этого времени года, и повторить решение изученных видов задач.

– Открыли тетради. Записали число, классная работа.

5. Работа по иллюстрации «Зима в лесу».

– Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие изменения произошли в неживой природе и в жизни растений с приходом зимы?

Солнце стоит ниже над землёй. Оно светит неярко и не греет. День короче, ночи длиннее. Воздух холоднее. Небо бледное, пасмурное. Постоянный снежный покров.
Деревья стоят голые. Травянистые растения завяли. Их накрыло снегом.

– Ребята, есть растения, которые остаются зелёными даже под снегом. Откройте учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова на странице 108, рассмотрите рисунок и прочитайте, какие растения можно обнаружить под снегом? Как вы думаете, почему эти растения не погибают зимой от морозов?

– Вспомните, какую авторскую сказку мы читали на уроке чтения, в которой девочка обнаруживает растения под снегом? (Одоевский «Рукодельница и Ленивица»).

– Какая температура воздуха зимой? (Ниже нуля, минусовая).

– Чем измеряют температуру воздуха? (Термометром).

– В каких единицах? (В градусах).

6. Задача.

– Прочитаем задачу.

Утром 24 января в лесу около города Стерлитамака стояла морозная погода. После того, как днём потеплело на 4 градуса, температура воздуха в лесу стала такой же, какая была утром в городе Стерлитамаке, то есть -10º. Какая температура воздуха была утром в лесу?

– Составим модель к этой задаче. Что нам неизвестно? (Какая температура воздуха была утром в лесу?) Неизвестное число обозначим ◊.

– Что днём с ней случилось? Раз потеплело, больше стала температура или меньше? Как изменения температуры показать на термометре? (Рассматривание термометра).

– Какое выберем действие? (◊ - 4).

– Какой стала температура днём? Получаем выражение с переменной: ◊ - 4 = 10.

– Что неизвестно? Как найти уменьшаемое?

– Обозначим неизвестное число латинской буквой х. Что получим? (Уравнение). Что значит решить уравнение? (Значит, найти неизвестное число). Запишем и решим уравнение в тетрадях. (Ведёт ученик).

– Итак, какая температура воздуха была в лесу утром? Запишите ответ.

– Почему в лесу холоднее, чем в городе?

7. Физкультурная минутка для глаз.

– Нарисуй ель взглядом 5 раз.

8. Животный мир.

– Давайте понаблюдаем, как изменилась жизнь животных с приходом зимы?

Какого зверя вы видите на иллюстрации? (Лося).

– Это самый крупный зверь, который обитает на территории Башкортостана. Послушайте о нём небольшое сообщение.

Примерный рассказ ученика.

ЛОСЬ

Лось – крупное животное, размером почти с лошадь. Ему нужно много травы, листьев, значит ему нужны крепкие ноги, особые зубы для срезания растений и перетирания пищи. У него большие крепкие губы (как у коровы) для захвата травы. Ноги высокие, так легче ходить по болотам и снегу.

Грубая шерсть защищает тело от веток. У лося острое зрение и слух. Рога помогают ему защищаться от волков и медведей.

– Что нового вы узнали об этом животном?

9. Задача.

– В снежные зимы таким крупным животным трудно добывать себе пищу. Поэтому лесничие организуют для них кормушку. Давайте и мы поможем этим животным. Читаем задачу № 2.

Мальчики из 2 класса заготовили 30 кг сена, а девочки 20 кг. Лесник уже израсходовал на корм животным 10 кг сена. Сколько килограммов сена осталось?

Вслух читает ученик. Остальные думают, какая схема краткой записи подходит к этой задаче?

– Скажем хором главные слова задачи.

– Выберите нужную модель – решение этой задачи.

Ö

 

 

 

( O + ◊ ) - ∆

 

 

 

 

( O - ◊ ) - ∆

 

 

 

 

( O + ◊ ) + ∆

– Докажи правильность выбора.

Задание:

1) Ученик решает задачу за доской.

2) 1-я группа – в тетради по данной схеме и модели.

3) Сильный ученик показывает на доске все способы решения этой задачи.

4) 2-я группа – изменить условие этой задачи так, чтобы она решалась по такой модели:

( O + ◊ ) + ∆

Устно составляют с учителем.

– Оформить и записать решение самостоятельно.

5) Дополнительно – составить задачу другого содержания по своей модели. Проверка.

Домашнее задание: сделать кормушки для птиц и развесить на деревьях.

– Кстати, почему мы не услышали птиц в лесу?

10. Физкультурная минутка.

– Замерзли в лесу? Погреем руки (массаж пальцев). Погреем ноги:

Топнем правою ногой,
Топнем левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой.
После – правою ногой,
После – левою ногой.
Перешли мы мост с тобой!

11. Водоёмы зимой.

– Перед нами река. Что с ней произошло с наступлением зимы?

– Можем ли мы перейти реку по льду? Какие правила безопасного поведения вблизи водоемов мы знаем?

Вывод: будем переходить реку по мосту.

12. Задача.

Длина моста 5 м, ширина 2 м. Изобразите мост в виде геометрической фигуры. Найдите ее периметр.

– В виде какой геометрической фигуры можно изобразить мост? (Прямоугольник).

– Какие свойства прямоугольника вы знаете?

– Что значит найти периметр?

– Выполняем работу самостоятельно в тетради.

– Взаимопроверка.

Домашнее задание: составьте модель решения этой задачи, обозначив числа кружками.

13. Обобщение.

– Итак, заканчивается наша экскурсия по зимнему лесу. Обобщим знания, полученные на уроке, по опоре. (Снять иллюстрацию, под ней – опора).

– Какие изменения происходят в неживой и живой природе с приходом зимы?

 

 

ОПОРА

 

 

НЕЖИВАЯ

 

 

 

ЖИВАЯ

 

 

Природа

 

 

солнце

 

 

 

растения

воздух

 

 

 

животные

небо

 

 

 

 

осадки

 

 

 

 

почва

 

 

 

 

водоёмы

 

 

 

 

14. Итог урока.

– Что нового узнали по математике?

– Что нового узнали по окружающему миру?

– Оценивание учащихся.