УМК В.В. Бабайцевой.
Цель: Закрепить постановку знаков препинания в простом осложнённом предложении; повторить орфографические навыки; повторить и закрепить разные виды разборов.
Задачи:
- формировать умение обобщать, делать выводы;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся;
- развивать речевые навыки.
Ход урока
1. Словарно-орфографическая работа: (Как вариант можно провести игру «Светофор»: учащимся даётся установка: «Я считаю, что все сочетания слов, записанные на доске, являются словосочетаниями. Согласны ли вы со мной? (Если учащиеся согласны, то рядом со словосочетанием они рисуют зелёный кружок, а если нет – красный)).
Верный товарищ
Надеяться на помощь
Давно дружить
Группа помощников
Честный поступок
Не предаст друг
2. Работа с теорией:
- Найти словосочетания, которые соответствовали бы схемам:
Сущ.х + прил.; глаг.х+ нар.; сущ.х+ глаг.
- Почему нельзя подобрать словосочетание к последней схеме? (грамматическая основа)
- Что такое словосочетание?
- Чем отличается словосочетание от предложения?
- Какой раздел науки о языке занимается построением словосочетаний и предложений? (синтаксис)
- А какой раздел тесно связан с синтаксисом? (пунктуация)
- Какой темой объединены все сочетания слов? (дружба)
- А что такое дружба? Где можно посмотреть, что обозначает слово? (Толковый словарь)
К слову дружба можно подобрать много слов, сходных по значению (мир, лад, единение, общение, согласие). Это синонимы.
- Где можно узнать значение слова? (В словаре).
- Какие словари вам известны? (Сказать о множестве словарей, в том числе и электронных, остановившись на словаре Ушакова, Словаре синонимов).
- А как вы понимаете, что такое дружба?
Словарь Ушакова: Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения.
Морфемно-орфографический словарь: друж/б/а
Словарь синонимов: дружество, дружелюбие, доброжелательство, лад, мир, согласие, панибратство, короткое знакомство, побратимство, (благо)приязнь, братание, единение, общение.
Сегодня на уроке мы должны будем повторить, чем может быть осложнено простое предложение, какие знаки препинания стоят в осложнённых простых предложениях.
3. Синтаксический разбор предложения:
1 вариант: Дружба крепкая не сломается, не испортится от дождей и вьюг.
2 вариант: Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
2 человека у доски выполните все виды разбора слова «друг» (фонетический, морфемный, морфологический).
- В чем сходство между этими предложениями? (оба осложнены однородными членами)
- Какие члены предложения называются однородными? (…относятся к одному слову, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения, как правило, выражены одной и той же частью речи).
- А чем ещё может быть осложнено простое предложение? (вводными словами, однородными членами).
4. Графический диктант/Работа с сигнальными карточками:
- Дружба – давнее понятие.
- Верный друг никогда не обманет, не предаст.
- Каждый из нас, конечно же, хочет иметь настоящего товарища.
- В настоящем друге привлекают многие положительные качества: терпение, внимание, уважение, верность, отзывчивость.
- Кай и Герда, Чук и Гек, Тимур и его команда - многие герои литературных произведений учили нас никогда не бросать друга в беде.
- Так что, ребята, давайте жить дружно.
- Какому персонажу принадлежат последние слова? (Кот Леопольд)
Я предлагаю вам тоже очутиться в сказке, только другой.
5. Кому из литературных персонажей принадлежат следующие слова (четверостишье заранее записано на доске без знаков препинания):
Юный друг всегда будь юным
Ты взрослеть не торопись.
Будь весёлым дерзким шумным
Драться надо – так дерись.
(Черепахе Тортилле)
- Расставьте знаки препинания. Чем осложнено данное предложение?
- Что такое обращение?
- А кому говорила эти слова мудрая черепаха? (Буратино)
6. Работа с заранее записанными на доске текстами (текстом):
Представьте, что вы попали на урок, который преподаёт Мальвина Буратино. На доске записаны предложения, в котором Буратино должен расставить знаки препинания (можно провести работу по вариантам, если позволит время; данные тексты очень распространены в сети Internet):
1 вариант:
Едят там вилками компот
Там пьют из чашек бутерброд
Из хлеба с сыром там котлеты
Из мяса свежего конфеты
С начинкой сладкой суп с фасолью
В тарелках всё там варят с солью!
2 вариант:
Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна.
3 вариант:
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поёт синица в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поёт салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
- Что помогает нам правильно расставить знаки препинания? (интонация)
7. Прочитайте предложение с разной интонацией. Изменятся ли знаки препинания?
В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно полки посуду.
(В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё: окно полки посуду.
В страшном чулане Мальвины паутина завесила всё окно, полки, посуду.)
8. Творческая работа:
Составьте 5 предложение о главном герое сказки Алексея Толстого «Золотой ключик», чтобы в них были разные знаки препинания. Постарайтесь, чтобы в вашей работе были разные осложнённые предложения.
- Что у вас получилось? (Текст)
- А чем текст отличается от обыкновенного предложения?
9. Самостоятельная работа с текстом (расставить знаки препинания, указать, чем осложнены предложения)
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе
Весело играем
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь мой маленький Дружок
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
10. Подведение итогов.
11. Домашнее задание: Составить графический диктант на пунктуацию в простом предложении (подобно тому, который прозвучал на уроке; тема – «Мир сказок».)