Цели:
- Закрепить грамматические признаки глагола и имени существительного.
- Способствовать дальнейшему формированию орфографической грамотности. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас.
- Научить детей через образ усваивать слова с непроверяемыми написаниями.
- Воспитывать наблюдательность и бережное отношение к природе.
Наглядность:
- Разрезная таблица.
- Картинки облаков.
- Сигнальные карточки.
- Карточки со словами.
- Задание для обучающихся, работающих на доске.
- Титульный лист к творческой работе.
- Выставка картин художников.
- Поэты о весне (альбом).
- Компьтерная презентация.
I. Настрой на урок.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро».
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам»
– Давайте, ребята, улыбнемся друг другу.
– Почувствовали, как в классе стало тепло и уютно. Вот это нам и поможет работать дружно, быстро и с радостью.
II. Цель урока.
На уроке русского языка мы сегодня будем (на доске карточки):
- повторять
- сравнивать
- развивать память
- и творить
Каждый этап выполненной работы нам позволит открыть часть той картины, которая пока «засекречена» (на слайде).
III. Работа по таблице.
Для выполнения этой работы вам понадобиться внимание. Смотрим на слайд.
- Какие буквы пропущены? В словах солнце? Легкий? Льется? Подснежник? Почему ты так думаешь?
- На какое правило остальные слова?
- Подберите проверочные слова.
- Назовите слова, которые вы запомнили.
- Неплохо…, но желательно эти слова запомнить все, т.к. на уроке они нам ещё понадобятся.
Я научу вас, как это можно сделать, а поможет нам в этом Эйдос – в переводе с греческого – яркий образ.
– Смотрим на таблицу. Слова записаны разным шрифтом не случайно – это вам подсказка.
– Итак, какое сейчас время года?
Составляю с ними предложения, выделяя нужное слово.
– Пришла весна → значит ярко светит солнце → и дует легкий ветерок. Слова, написанные крупным шрифтом мы использовали. Составили предложение о том, что увидели высоко в небе. Опускаемся ниже. Смотрим на деревья. Прилетели птицы → каждый из них поправляет свое гнездо → и целый день льется их песня. Замечательно. Теперь посмотрим на землю. Что мы видим? Появляется зеленая трава → и среди нее мы проглядывают первые подснежники → на один из них села пчела.
– Теперь запишите эти слова.
– Проверяем. Молодцы!
– Найдите среди них глаголы, определите время.
– Разберите глагол прошедшего времени по составу.
Молодцы! Благодаря вашему хорошему вниманию мы справились с первым заданием. 1-я часть картинки открывается (переворачиваю часть картины).
IV. К каждому из этих слов вы подбирали проверочные слова, но в русском языке есть слова, которые не поддаются никакому правилу. И эти слова у нас находятся в словарях, мы их запоминаем. А это трудно! Но может помочь в этом опять образ – Эйдос.
Показываю таблицы с рисунками слов и находим в ней букву, которую нужно запомнить.
Пришёл (Человек ходит на двух нога. У буквы ё тоже две точки, которые можно превратить в следы на песке. Следы ног никак на букву о не похожи).
Демонстрация слайдов.
Запишите.
– Проверяем. Приготовили сигнальные карточки. У кого так – показываем мне зеленый сигнал. Кто написал по-другому – красный сигнал.
Ребята, а чтобы не сомневаться в написании таких слов, нам помогла ваша находчивость. (Открываю 2-ю часть картины).
V. А сейчас нам особенно понадобиться воображение.
Поработаем еще над одним словом из словаря обл…ко (записано на карточке).
– Ставим ударение.
– Узнаем безударную гласную. Для этого в своем воображении представим облако. Оно может быть таким (слайд), у кого-то (слайд), у кого-то (слайд).
– Кто из вас наблюдал за облаками?
– Кому хотелось на нем полететь?
– Я бы хотела подружиться с этим облачком. Выберите и вы себе особо понравившееся. Я на своем облачке в воображении могу улететь от своих неприятностей, посмеяться с ним, когда радостно, оно укроет меня в зной и жару и даст напиться. Многое может облачко. Но вот подул ветер и погнал его. Но в воображении я могу все: беру ленточку, привязываю ее к облачку и держу (слайд). У меня получилась буква а. Значит, это слово всегда пишу с буквой а, а помогло мне мое воображение, мой образ.
– Подберите однокоренные слова: облачко, облачный, безоблачный, облачность.
– Выделяем корень.
– Существительное облако поставьте во множественное число и составьте с ним предложение.
– Поэт Никитин, глядя на облака, создал свой образ и вот что у него получилось.
Облака в синеве белым стадом плывут.
Какое удачное сочетание облаков с белым стадом, а глагол плывут удачно отображает их действие (один ученик работает у доски).
– Запишем.
– На доске будут работать самостоятельно двое ребят.
Задание на карточках:
- Небеса облаками одеваются, радугой опоясываются. (Время, число, лицо определить у глагола).
- (По) небу, словно белые ком…я ваты, раскинулис… пуш…стые обл…ка. (Раскрой скобки, вставь пропущенные буквы, у глагола определи время).
Задание для класса: Подчеркните главные члены предложения, самостоятельно подпишите сверху части речи.
– Открываю третью часть картины.
VI. А теперь проверим ваши знания.
Просклоняем существительное
(записываем на доске)
И. скворец
Р. скворц…
Д. скворц…
В. скворц…
Т. скворц…
П. о скворц…
Проспрягаем глагол
|
|
|
|
ед. число |
|
|
|
мн. число |
1л. |
|
|
|
пою |
|
|
|
по… |
2л. |
|
|
|
по… |
|
|
|
|
3л. |
|
|
|
по… |
|
|
|
|
Но очень часто, особенно при разборе, дети у глаголов определяют склонение, а у существительного – спряжение. Чтобы такого не было, открою вам секрет.
Работа по таблице у доски.
Склонение |
|
|
|
Спряжение |
Склонить голову |
|
|
|
Спрягать |
Подчиниться |
|
|
|
Соединять |
Видеть весн… |
|
|
|
Соловей по… |
Видим весн… |
|
|
|
Соловьи по… |
Увидели весн… |
|
|
|
Встречаешь … |
|
|
|
|
Встречают … |
|
|
|
|
(добавить местоимение) |
Что-нибудь изменилось в существительных? Нет. Да, оно полностью подчинилось, склонило голову. Поэтому у него определяем склонение. |
|
|
|
Однокоренное слово спрягать. Запря-гать. Лошадь запрягаем. Без уздечки лошадь никуда не ускачет, и уздечка без лошади тоже не сдвинется. Они соединились. |
Вот какие интересные они, слова склонение и спряжение. Если хорошенько разобраться в них, ни за что не спутаешь, какие слова склоняются, а какие спрягаются.
– Открываем 4-ю часть картины.
VII. А сейчас понадобиться ваше трудолюбие.
У глаголов мы определяем спряжение. На какие две группы делятся все глаголы? Записываем слова в два столбика I спр. II спр.
Показываю карточки:
дрожит |
|
поют |
|
звенит |
|
плывут |
|
жужжат |
|
тонет |
|
раздаются |
– Проверяем. Молодцы! → Обратите внимание на слова дрожит, жужжат.
– Кто может дрожать?
– Когда дрожит человек?
Конечно, дрожит от холода, страха, когда он один. Поэтому ж пишется одна. Жужжат пчелы. Когда они жужжат громче, когда пчела одна, или их много? Вот поэтому и пишется двойная согласная. В русском языке больше двух рядом не пишется.
– Открываем 5-ю часть картины.
Картина какого времени года у нас получилась?
VIII. Весна – это такое время года, которое вдохновляет на работу.
Художники пишут картины.
Поэты пишут стихи.
Музыканты сочиняют музыку.
Мы с вами на уроке тоже будем творить. Напишем небольшое сочинение 5–7 предложений.
Будем искать свое слово, чтобы увидеть, услышать, почувствовать весну.
Посмотрите на доску, все, что мы делали сегодня на уроке, вам это поможет, поможет и музыка, где вы, может быть, увидите свою весну, услышите журчание воды, пение птиц. Я думаю, она вдохновит вас на творчество.
Я буду работать вместе с вами, мне тоже хочется творить. Я буду писать сочинение вместе с вами. А музыка нам будет помогать. (Включаю музыку «Фантазия»).
IX. Обобщение.
Пора заканчивать. Так хочется услышать, что же у нас получилось? (Читают дети).
А сейчас передайте свои сочинения. Мы издадим книгу ваших творческих работ. Это будет память о нашем с вами уроке. Свое сочинение я дарю вам (Читаю его).
Тихо ступила на землю весна. Звонкой барабанной дробью отметил приход весны в лесу дятел. Жизнь нарастает с каждым часом. На припеках уже мелькают ослепительно-желтые лимонницы и первые цветки мать-и-мачехи. Почувствовав тепло солнечных лучей, жучки, паучки, букашки выбираются на солнышко, греются та, расправляя крылышки, усики, ножки. Яркое солнце осветило в вышине жаворонка и теперь он уже кажется с земли не серенькой птичкой, а золотой звездочкой, вторым крохотным солнышком, рожденным самой землей.