1. Характеристика проблемы:
Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, других процессов развития страны вместе с тем сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере не может быть признана благополучной по многим параметрам. Наиболее тревожным является распространение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, различных форм насилия в отношении детей и их эксплуатации, рост подростковой преступности, низкий уровень жизни семей с детьми.
Если в результате проводимой работы количество преступлений среди несовершеннолетни снизилось по итогам 2005 года на 11 % (с 763 до 680 преступлений), то по итогам I полугодия 2006 г. отмечен рост подростковой преступности на 22 % (с 309 до 377).
Наметилась тенденция к увеличению числа несовершеннолетних лиц, совершивших преступления. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличился и составил 10,3 % (РФ – 8,3 %).
Наибольшую долю в составе преступлений, совершенных несовершеннолетними составляют преступления корыстной направленности. Кражи чужого имущества, грабежи составляют до 70 % от всех преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Отмечается рост повторной преступности. Удельный вес участников преступлений из числа ранее совершивших преступления увеличился с 14 до 18 %.
Все большую остроту приобретает приобщение несовершеннолетних к употреблению алкоголя и наркотических веществ.
Общее число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения увеличилось на 53 % (с 36 до 55). К административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства привлечено 1979 несовершеннолетних, из них каждый четвертый (477) в возрасте до 15 лет. На 1 января 2006 г. за употребление спиртных напитков на учете в правоохранительных органах и органах здравоохранения состоят 247 человек.
Все чаще подростки вовлекаются в деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков. ЗаI полугодие 2006 г. изобличено 6 подростков (рост 50,0 %).
По итогам 2005 г. к уголовной ответственности ученики нашей школы не привлекались, к административной ответственности за появление в пьяном виде – 8 человек, за мелкое хулиганство – не привлекались, по итогам 2005 г. на учете в ПДН состояли 7 человек (в 2001 – 8 человек), на внутришкольном учете – 38 человек.
Из причин, способствующих совершению подростками преступлений, следует выделить:
- тяжелое финансовое положение семей;
- неблагополучные отношения в семьях при полном отсутствии контроля со стороны родителей;
- наличие психических отклонений в развитии;
- распространение культа силы (2/3 преступлений, совершаемых подростками, готовятся и продумываются заранее, характеризуются дерзостью замысла, корыстной направленностью, агрессивностью, жестокостью);
- нежелание несовершеннолетнего учиться или работать, проблемы с трудоустройством;
- педагогическая запущенность.
Необходимым условием для обеспечения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений является исполнение федерального закона от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
2. Цели и основные задачи программы.
Целью программы является укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и повышение эффективности ее работы.
Для достижения указанной цели Программой предусматривается решение следующих задач:
- усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему;
- повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подростками в школе через её взаимодействие с КДН и ПДН;
- активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
- привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе;
- развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;
- обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.
3. Система программных мероприятий.
Организационные мероприятия:
- планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором ПДН;
- проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;
- систематическая работа со списком и картотекой «трудных» учащихся;
- участие в проведении «Дней профилактики правонарушений» совместно с ПДН;
- использование возможностей учреждений дополнительного образования, социума в работе с детьми;
- своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушении.
Работа с учащимися:
- создание консультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в. школе;
- охват организованным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года;
- организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических итоксических веществ;
- организация занятий для детей и подростков, по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов;
- организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;
- активизация работы прикладных, технических, спортивных, туристических кружков и секций;
- проведение вечерних, дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.
Работа с семьей:
- выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, работа с ними;
- организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медиков для родителей;
- организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.
4. Правовой всеобуч учащихся:
- проведение классных часов по разъяснению Устава школы;
- проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся;
- разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающем поведении вблизи железных дорог;
- проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву;
- изучение государственных имеждународных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.
5. Ожидаемые результаты:
Предполагается, что реализация мероприятий предусмотренных программой, позволит:
- сократить число правонарушений среди несовершеннолетних;
- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с дезадаптированными, совершающими противоправные действия детьми и подростками.
6. Контроль за выполнением программы: Координацию работы по выполнению программы и контроль за ходом её реализации осуществляет совет профилактики школы.
7. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Законы Российской Федерации:
- «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ, от 20.06.2000 г. №102-ФЗ, от 7.08.2000 г.№ 122-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 13.02.2002 г. № 20-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ, от 7.07.2003 г. № 123-ФЗ, от 8.12.2003 г. № 169-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ, от 5.03.2004 г. № 9-ФЗ.
- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 г. № 106-ФЗ, от 08.02.2001 г. № 3-ФЗ, от 07.05.2002 г. № 47-ФЗ, от 24.07.2002 г. № 107-ФЗ, от 11.12.2002 г. № 169-ФЗ, от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ, от 19.06.2004 г. № 53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П, от 12.04.2002 г. № 9-П).
- «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 г. № 53-ФЗ, от 12.08.2004 г. № 99-ФЗ.
- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
- «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
- «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003 г. № 111-ФЗ.
- «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ.
- «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7.08.2000 г. № 122-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2001 г.).
- «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000 г. № 32-ФЗ.
- «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998 г. № 94-ФЗ.
- «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998 г. № 17-ФЗ.
- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
- «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998 г. № 90-ФЗ.
- «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. (с изм. и доп. от 24.11.1995 г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996 г., 21, 29.07.1998 г., 17.07.1999 г., 10.07., 07.08.2000 г., 30.05., 28.12.2001 г.).
8. План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
№ |
МЕРОПРИЯТИЯ |
СРОКИ |
ОТВЕТСТВЕННЫЕ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ |
|||
1. |
Систематическое планирование работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН. |
Каждую четверть. |
Зам. директора по ВР, инспектор ПДН. |
2. |
Составление банка данных «трудных» учащихся и неблагополучных семей и организация контроля за ними. |
Регулярно. |
Зам. директора по ВР, кл. руковод. |
3. |
Своевременное оформление материалов для передачи в ПДН и на КДН и ЗП. |
В течение учебного года. |
Администрация. |
4. |
Заседания Совета профилактики школы. |
2 раза в месяц (четверг). |
Администрация, Совет профилактики. |
5. |
Дни профилактики правонарушений в школе: индивидуальные беседы с подростками и неблагополучными семьями. |
2 раза в месяц. |
Зам. директора по ВР, инспектор ПДН. |
6. |
Заслушивать классных руководителей о работе с «трудными» детьми и неблагополучными семьями. |
Каждую четверть. |
Администрация, инспектор ПДН. |
РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ |
|||
1. |
Акция «Рука помощи» по выявлению детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, другой противоправной деятельностью. |
Октябрь ежегодно |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН. |
2. |
Организация досуга и внеурочной занятости учащихся. |
В течение года. |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители. |
3. |
Организация правового всеобуча для учащихся школы (с привлечением специалистов). |
В течение года. |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН. |
4. |
Организация обследования условий жизни детей-сирот и детей, находящихся под опекой. |
В течение года. |
Школьный инспектор по опеке и попечительству. |
5. |
Организация медицинского обследования подростков, в т.ч. подростков, склонных к курению, употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ. |
В течение года. |
Мед. работник школы. |
6. |
Организация помощи учащимся в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, в выборе профессий). |
В течение года. |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители с привлечением специалистов ГЦЗН г. Кирова. |
7. |
Разработка и реализация программы «Каникулы» по направлениям: |
Май–сентябрь ежегодно |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители с привлечением специалистов ГЦЗН г. Кирова, инспектор ПДН. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
|||
1. |
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, право охранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. |
В течение года. |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН. |
2. |
Организация и проведение общешкольных родительских собраний. |
В течение года. |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН. |
3. |
Организация рейдов по семьям с целью выявления семей, находящихся в социально-опасном положении и т.д. |
В течение года. |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН. |
4. |
Организация адресной социальной, материальной помощи неблагополучным семьям, малообеспеченным семьям. |
В течение года. |
Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН. |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ |
|||
1. |
Обзор новинок психолого-педагогической литературы по проблемам нравственно-правового воспитания Организация и проведение семинаров по проблемам педагогического общения с детьми, нравственно-правового воспитания. |
Ежегодно на совещаниях и педсоветах. |
Библиотекарь школы. |
2. |
Проверка планов воспитательной работы классных руководителей 1–11-х классов по следующим вопросам: |
Каждую четверть. |
Зам. директора по воспитательной работе. |
3. |
Проведение семинаров классных руководителей по темам: |
|
Зам. директора по воспитательной работе. |
|
– «Анализ работы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних за прошедший уч./г. и приоритетные задачи воспитательной работы на новый уч./г.»; |
Ежегодно сентябрь |
(С приглашением специалистов). |
|
– по нравственно-правовой тематике (согласно плана работы школы); |
Ежегодно. |
|
|
– ознакомление педагогов с ФЗ (см. раздел 7). |
Ежегодно. |
|
4. |
Проведение обучающих семинаров для классных руководителей 1–11-х классов: |
|
Зам. директора по воспитательной работе. |
|
|
2007/2008. |
(С приглашением специалистов). |
|
|
2008/2009. |
|
|
|
2009/2010. |
|
5. |
Педагогические советы: |
|
Администрация школы, временные творческие группы |
|
1. «Формирование правового сознания у несовершеннолетних». |
2006 г. |
|
|
2. «Презентация комплексно-целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 57 г. Кирова на 2006-2011 гг.». |
2006/2007 уч. г. |
|
|
3. Итоги работы пед.коллеткива по реализации КЦП «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав в МОУ СОШ № 57 г. Кирова» и задачи на последующий период работы». |
2011 г. |
|