Комплексно-целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннослетних и защита их прав"

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Классное руководство, Работа с родителями


1. Характеристика проблемы:

Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, экономики, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, других процессов развития страны вместе с тем сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере не может быть признана благополучной по многим параметрам. Наиболее тревожным является распространение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности детей, различных форм насилия в отношении детей и их эксплуатации, рост подростковой преступности, низкий уровень жизни семей с детьми.

Если в результате проводимой работы количество преступлений среди несовершеннолетни снизилось по итогам 2005 года на 11 % (с 763 до 680 преступлений), то по итогам I полугодия 2006 г. отмечен рост подростковой преступности на 22 % (с 309 до 377).

Наметилась тенденция к увеличению числа несовершеннолетних лиц, совершивших преступления. Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, увеличился и составил 10,3 % (РФ – 8,3 %).

Наибольшую долю в составе преступлений, совершенных несовершеннолетними составляют преступления корыстной направленности. Кражи чужого имущества, грабежи составляют до 70 % от всех преступлений, совершенных несовершеннолетними.

Отмечается рост повторной преступности. Удельный вес участников преступлений из числа ранее совершивших преступления увеличился с 14 до 18 %.

Все большую остроту приобретает приобщение несовершеннолетних к употреблению алкоголя и наркотических веществ.

Общее число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения увеличилось на 53 % (с 36 до 55). К административной ответственности за нарушение антиалкогольного законодательства привлечено 1979 несовершеннолетних, из них каждый четвертый (477) в возрасте до 15 лет. На 1 января 2006 г. за употребление спиртных напитков на учете в правоохранительных органах и органах здравоохранения состоят 247 человек.

Все чаще подростки вовлекаются в деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков. ЗаI полугодие 2006 г. изобличено 6 подростков (рост 50,0 %).

По итогам 2005 г. к уголовной ответственности ученики нашей школы не привлекались, к административной ответственности за появление в пьяном виде – 8 человек, за мелкое хулиганство – не привлекались, по итогам 2005 г. на учете в ПДН состояли 7 человек (в 2001 – 8 человек), на внутришкольном учете – 38 человек.

Из причин, способствующих совершению подростками преступлений, следует выделить:

  • тяжелое финансовое положение семей;
  • неблагополучные отношения в семьях при полном отсутствии контроля со стороны родителей;
  • наличие психических отклонений в развитии;
  • распространение культа силы (2/3 преступлений, совершаемых подростками, готовятся и продумываются заранее, характеризуются дерзостью замысла, корыстной направленностью, агрессивностью, жестокостью);
  • нежелание несовершеннолетнего учиться или работать, проблемы с трудоустройством;
  • педагогическая запущенность.

Необходимым условием для обеспечения эффективности профилактики безнадзорности и правонарушений является исполнение федерального закона от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

2. Цели и основные задачи программы.

Целью программы является укрепление системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и повышение эффективности ее работы.

Для достижения указанной цели Программой предусматривается решение следующих задач:

  • усиление координации предупредительно-профилактической деятельности всех ведомств, решающих данную проблему;
  • повышение уровня воспитательно-профилактической работы с подрост­ками в школе через её взаимодействие с КДН и ПДН;
  • активизация разъяснительной работы среди учащихся и родителей по вопросам правопорядка;
  • привлечение учащихся к укреплению правопорядка в школе;
  • развитие системы организованного досуга и отдыха детей и подростков «группы риска» в каникулярное время;
  • обеспечение социальной защиты прав несовершеннолетних.

3. Система программных мероприятий.

Организационные мероприятия:

  • планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений совместно с инспектором ПДН;
  • проведение мероприятий по выявлению учащихся, склонных к правонарушениям;
  • систематическая работа со списком и картотекой «трудных» учащихся;
  • участие в проведении «Дней профилактики правонарушений» совместно с ПДН;
  • использование возможностей учреждений дополнительного образования, социума в работе с детьми;
  • своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушении.

Работа с учащимися:

  • создание консультационных пунктов по оказанию учащимся и их родителям информационно-правовой помощи;
  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав всеми в. школе;
  • охват организованным отдыхом и трудом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение всего года;
  • организация медицинских обследований подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотических итоксических веществ;
  • организация занятий для детей и подростков, по саморегуляции, по развитию способности правильно выражать эмоции, по овладению способами разрешения конфликтов;
  • организация медико-социально-психолого-педагогической службы по работе с детьми, подростками, родителями и педагогами;
  • активизация работы прикладных, технических, спортивных, туристических кружков и секций;
  • проведение вечерних, дискотек, клубов выходного дня, экскурсий и путешествий в выходные дни.

Работа с семьей:

  • выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей, работа с ними;
  • организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медиков для родителей;
  • организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

4. Правовой всеобуч учащихся:

  • проведение классных часов по разъяснению Устава школы;
  • проведение бесед, классных часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся;
  • разъяснение учащимся ответственности за заведомо ложные сообщения о фактах терроризма, о неподобающем поведении вблизи железных дорог;
  • проведение тематических бесед и лекций по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву;
  • изучение государственных имеждународных документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка.

5. Ожидаемые результаты:

Предполагается, что реализация мероприятий предусмотренных программой, позволит:

  • сократить число правонарушений среди несовершеннолетних;
  • повысить эффективность социально-реабилитационной работы с дезадаптированными, совершающими противоправные действия детьми и подростками.

6. Контроль за выполнением программы: Координацию работы по выполнению программы и контроль за ходом её реализации осуществляет совет профилактики школы.

7. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Конституция Российской Федерации.
  3. Законы Российской Федерации:
  • «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ в редакции Федеральных законов от 16.11.1997 г. № 144-ФЗ, от 20.06.2000 г. №102-ФЗ, от 7.08.2000 г.№ 122-ФЗ, от 27.12.2000 г. № 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. № 194-ФЗ, от 13.02.2002 г. № 20-ФЗ, от 21.03.2002 г. № 31-ФЗ, от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ, от 24.12.2002 г. № 176-ФЗ, от 10.01.2003 г. № 11-ФЗ, от 7.07.2003 г. № 123-ФЗ, от 8.12.2003 г. № 169-ФЗ, от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ, от 5.03.2004 г. № 9-ФЗ.
  • «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 г. № 106-ФЗ, от 08.02.2001 г. № 3-ФЗ, от 07.05.2002 г. № 47-ФЗ, от 24.07.2002 г. № 107-ФЗ, от 11.12.2002 г. № 169-ФЗ, от 04.07.2003 г. № 95-ФЗ, от 19.06.2004 г. № 53-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 г. № 10-П, от 12.04.2002 г. № 9-П).
  • «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 г. № 53-ФЗ, от 12.08.2004 г. № 99-ФЗ.
  • «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
  • «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ.
  • «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации» от 7.07.2003 г. № 111-ФЗ.
  • «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ.
  • «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» от 7.08.2000 г. № 122-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2001 г.).
  • «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» от 2.01.2000 г. № 32-ФЗ.
  • «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 27.06.1998 г. № 94-ФЗ.
  • «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 8.02.1998 г. № 17-ФЗ.
  • «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
  • «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» от 25.06.1998 г. № 90-ФЗ.
  • «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. (с изм. и доп. от 24.11.1995 г., 18.06., 24.11, 30.12. 1996 г., 21, 29.07.1998 г., 17.07.1999 г., 10.07., 07.08.2000 г., 30.05., 28.12.2001 г.).

8. План мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ОТВЕТСТВЕННЫЕ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1.

Систематическое планирование работы по профилактике правонарушений совместно с ПДН.

Каждую четверть.

Зам. директора по ВР, инспектор ПДН.

2.

Составление банка данных «трудных» учащихся и неблагополучных семей и организация контроля за ними.

Регулярно.

Зам. директора по ВР, кл. руковод.

3.

Своевременное оформление материалов для передачи в ПДН и на КДН и ЗП.

В течение учебного года.

Администрация.

4.

Заседания Совета профилактики школы.

2 раза в месяц (четверг).

Администрация, Совет профилактики.

5.

Дни профилактики правонарушений в школе: индивидуальные беседы с подростками и неблагополучными семьями.

2 раза в месяц.

Зам. директора по ВР, инспектор ПДН.

6.

Заслушивать классных руководителей о работе с «трудными» детьми и неблагополучными семьями.

Каждую четверть.

Администрация, инспектор ПДН.

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1.

Акция «Рука помощи» по выявлению детей, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, другой противоправной деятельностью.

Октябрь ежегодно

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН.

2.

Организация досуга и внеурочной занятости учащихся.

В течение года.

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители.

3.

Организация правового всеобуча для учащихся школы (с привлечением специалистов).

В течение года.

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН.

4.

Организация обследования условий жизни детей-сирот и детей, находящихся под опекой.

В течение года.

Школьный инспектор по опеке и попечительству.

5.

Организация медицинского обследования подростков, в т.ч. подростков, склонных к курению, употреблению алкоголя, наркотических и токсических веществ.

В течение года.

Мед. работник школы.

6.

Организация помощи учащимся в самоопределении на рынке труда (в поиске работы, в выборе профессий).

В течение года.

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители с привлечением специалистов ГЦЗН г. Кирова.

7.

Разработка и реализация программы «Каникулы» по направлениям:
– организация временной занятости подростков (ЛТО в АОЗТ «Красногорский», ЛТО по договору с ГЦЗН г. Кирова);
– организация работы летнего оздоровительного лагеря;
– организация работы профильных лагерей и профильных отрядов.

Май–сентябрь ежегодно

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители с привлечением специалистов ГЦЗН г. Кирова, инспектор ПДН.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, право охранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

В течение года.

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН.

2.

Организация и проведение общешкольных родительских собраний.

В течение года.

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН.

3.

Организация рейдов по семьям с целью выявления семей, находящихся в социально-опасном положении и т.д.

В течение года.

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН.

4.

Организация адресной социальной, материальной помощи неблагополучным семьям, малообеспеченным семьям.

В течение года.

Зам. директора по воспитательной работе, классные руководители, инспектор ПДН.

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

1.

Обзор новинок психолого-педагогической литературы по проблемам нравственно-правового воспитания Организация и проведение семинаров по проблемам педагогического общения с детьми, нравственно-правового воспитания.

Ежегодно на совещаниях и педсоветах.

Библиотекарь школы.

2.

Проверка планов воспитательной работы классных руководителей 1–11-х классов по следующим вопросам:
– индивидуальная работа кл. руководителей с неблагополучными семьями и «трудными» учащимися;
– работа по профилактике правонарушений, курения, наркомании, токсикомании, алкоголизма.

Каждую четверть.

Зам. директора по воспитательной работе.

3.

Проведение семинаров классных руководителей по темам:

 

Зам. директора по воспитательной работе.

 

– «Анализ работы по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних за прошедший уч./г. и приоритетные задачи воспитательной работы на новый уч./г.»;

Ежегодно сентябрь

(С приглашением специалистов).

 

– по нравственно-правовой тематике (согласно плана работы школы);

Ежегодно.

 

 

– ознакомление педагогов с ФЗ (см. раздел 7).

Ежегодно.

 

4.

Проведение обучающих семинаров для классных руководителей 1–11-х классов:

 

Зам. директора по воспитательной работе.

 

  • «Опасные заблуждения, или Что мы думаем о наркотиках (факторы риска и причины употребления наркотиков)»;

2007/2008.

(С приглашением специалистов).

 

  • «Интерактивные методы работы с учащимися»;

2008/2009.

 

 

  • «Как организовать работу с родителями по предупреждению алкоголизма и наркомании».

2009/2010.

 

5.

Педагогические советы:

 

Администрация школы, временные творческие группы

 

1. «Формирование правового сознания у несовершеннолетних».

2006 г.

 

2. «Презентация комплексно-целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 57 г. Кирова на 2006-2011 гг.».

2006/2007 уч. г.

 

3. Итоги работы пед.коллеткива по реализации КЦП «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав в МОУ СОШ № 57 г. Кирова» и задачи на последующий период работы».

2011 г.

 

Приложения.