Цель:
- сформировать представление о новой величине «скорость» и единицах ее
измерения;
- выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел -
скоростью, временем и расстоянием, и научить строить формулы, выражающие
эти зависимости;
- научиться использовать выведенные формулы для решения задач;
- отрабатывать вычислительные навыки, логическое мышление, внимание;
- развивать умение доказывать свою точку зрения, слушать своих оппонентов.
Оборудование: учебник математики 3 класс Л.Г. Петерсон - 3 часть, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, экран, жетоны - 6 штук, билеты с изображением героев - по количеству учеников.
I. Орг.момент.
II. Актуализация знаний.
S= a * b |
На доске запись:
S = 720 см;
а = 3см, 9см, 12см, 20см;
b =?
- Найдите длину прямоугольника, площадь которого равна 720см, а ширина меняет свое значение - 3см, 9см, 12см, 20см.
- Что можете сказать о полученных результатах длины?
( Какое число лишнее и почему, в каком порядке расположены числа)
- Какую взаимосвязь можно установить между длиной и шириной данного прямоугольника?
(ширина увеличивается, а длина уменьшается)
- Почему площадь остается без изменений?
- О чем еще можно сказать в реальной жизни «увеличивается» или «уменьшается»?
( О массе, времени, температуре, объеме)
- Как одним словом можно назвать все эти слова?
- А как называется величина, которая измеряет быстроту движения человека,
машины или самолета? А как ее измеряют? А если нет специального прибора?
III. Постановка проблемы. Тема урока.
- Я приглашаю к нам на урок вашего старого знакомого, который поможет разобраться с этим новым словом.
Приложение 1
В конце урока вы получите награду в том случае, если заработаете 6 жетонов, отвечая на вопросы Молнии и его друзей.
( слайд № 2)
- Кто сможет ответить на вопросы Молнии?
( слайд № 3)
- Какие величины вы знаете?
- В чем они измеряются?
За верный ответ класс получает жетон № 1
- Так как же измерить скорость?
( слайд №4)
- Помогите мне решить задачу: Два веселых человечка Чих и Пых решили проверить кто из них бегает быстрее. Чих пробежал 60 м за 4мин, а пых 45м за 3 мин. Каждый себя считал победителем, Пых кричал, что он меньше времени потратил на свой путь, а Чих с ним не соглашался - у него было большее расстояние.
- Какие будут ваши предложения?
( дети высказывают свои версии, гипотезы)
- Какая проблема перед нами встала? Чем будем заниматься на уроке?
( подвести детей к теме урока - «Скорость. Время. Расстояние»)
IV. «Открытие» детьми новых знаний.
( При доказательстве детских гипотез нужно подойти к верной: для сравнения скоростей нужно узнать, сколько метров пробегает каждый за одну минуту.)
- Давайте попросим нашего друга помочь нам.
( слайд № 5)
Молния за 4 часа проехал 200 км. С какой скоростью он двигался? Давайте посмотрим, как он двигается.
( работаем по слайду, обязательно проговорить, что с прохождением каждого часа путь делится на части)
- Запишите условные обозначения: s- путь; v – скорость; t – время и формулу
V = s : t
-Что обозначает запись км/ч?
- Так что же такое скорость? Как ее можно найти?
- Давайте убедимся, что ваше мнение сходится с мнением ученых.
( Учебник, стр.2)
Жетон №2
V. Первичное закрепление.
Выполнение задания по учебнику с. 2 - № 1, № 2.
- Молодцы, вы справились с этим заданием и получаете еще один жетон № 3.
- А теперь давайте опять обратимся к Молнии и ответим на его следующий вопрос.
( слайд № 6)
- Какие единицы измерения скорости существуют?
- У кого какая скорость?
Верно, получите следующий жетон № 4.
VI. Закрепление.
- Мы не можем двигаться дальше, пока не решим наш проблемный вопрос, с которым мы столкнулись в начале урока.
- Вернемся к нему.
( слайд № 7)
-Так как же решить, кто из ребят бегает быстрее? У кого скорость больше?
- Какой вывод можно сделать?
- Кто сможет сейчас сказать, как находится скорость?
- Давайте проверим ваш жизненный опыт, знаете ли вы как, двигаются предметы, с какой средней скоростью?
( слайд № 8)
Вы получаете жетон № 5
VII. Самостоятельная работа.
Наши друзья приготовили еще одно испытание для вас. Они хотят убедиться, справитесь ли вы с заданием самостоятельно. Внимательно ли вы слушали их?
(слайд № 9)
Взаимопроверка. Получение последнего жетона № 6.
VIII. Итог урока.
- С какой новой темой мы сегодня познакомились на уроке?
- Что для себя нового узнали?
- Какие величины нужно знать, чтобы найти скорость?
- У кого есть затруднения?
Подтвердите свои знания:
( слайд № 10)
IX. Домашнее задание.
Составьте две задачи и решите их про ваше движение пешком до школы и про поездку на дачу. Посчитайте, с какой скоростью вы двигаетесь пешком и на машине.
Слайд № 11