Цели:
- Изучить особенности политического и экономического устройства Китайского государства.
- Продолжить формирование умений выделять главное работать с текстом, картой, наглядными пособиями.
- Способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, ориентироваться в основных событиях истории Древнего Востока.
Задачи:
Образовательная:
- расширить и углубить знания по теме «Древний Восток»;
- обобщить и закрепить знания по теме «Индия и Китай в древности»;
- обобщение и систематизация ранее полученного материала.
Развивающая: способствовать развитию
- творческих способностей
- познавательного интереса;
- коммуникативных умений и навыков;
- личностных качеств.
Воспитательная: воспитывать у учащихся
- уважение к истории, традициям, культуре народам Древнего Востока;
- устойчивый интерес к истории;
- чувство осуждения некоторых сторон жизни Китая;
- одобрение стремления к ЗОЖ.
Здоровьесберегающая:
- профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности;
- снятие психологического напряжения;
- проведение физкультминуток на основе материала истории Древнего мира.
Учебное оборудование:
- Карта «Индия и Китай в древности»;
- Учебник А.А. Вигасин История древнего мира, М.: Просв.,2007г.;
- Презентация «Образование единого Китайского государства»;
- Дидактический материал: карточки с датами, материал о достижениях народов Древнего Востока.
Ход урока
I. Повторение домашнего задания с погружением в эпоху
1. Работа с карточками (даты).
2. Чтобы вспомнить, какую страну мы изучали Ребус «Китай».
3. К доске – работа с картой – учитель стр. 101.
Игра «ученик» - «учитель»:
- Великая Китайская равнина.
- р. Хуанхе и Янцзы(разлив).
- Древнейшее государство.
Дети в учебнике показывают пальчиком в карте.
4. Листки о мудреце Конфуции, что является высшей добродетелью.
Дети разгадывают Китайские иероглифы
К доске ученик - монологический рассказ об отношении к старикам.
Фронтальная беседа по вопросу «Сравните отношение к старшему поколению
в Китае и в Росии».
5. На экране «Мудрость …………. ».
6. Задание: «КАК правильно звучит старая китайская пословица?
Дети отгадывают. Ребёнок проходит, проверяет на компьютере.
Где записывали китайцы эти изречение?
Историческая физминутка: Делаем «бамбуковую книгу».
Почему китайцы считали свою страну «Поднебесной»?
7. Учитель: Давайте вспомним учение Конфуция.
Историческая физминутка: Просьба к девочкам и мальчикам – сядьте как учтивые китайцы.
8. Практическая работа.
Еда – палочки с рисом.
9. Демонстрация мод Китая.
Прически (девочки демонстрируют прически).
II. Переход к новой теме
Учитель: НО, не все в Китае соблюдали эти правила, и следовали учению Конфуция. В 3 веке до н. э. появился человек, правящий государством Цинь, смог подчинить себе весь Китай.
Задание Читают №1 - как его звали ? - что он думал о созданном им государстве.
Мотивация: Династия Цинь создавшая величайшее из творений на планете Земля и превратившая Китай в грозное и мощное государство была свергнута через 3 года после смерти императора восстанием народа.
Задача: к концу урока вы должны объяснить почему это произошло?
Запись в тетрадь:
- Император Цинь Шихуан;
- Дата 221 год до н. э. – объединение Китая.
Работа с картой стр. 101.
Рассказ учителя: главная опасность извне – кочевники гунны.
- Кто такие кочевники?
- Как обезопасить себя?
Ответ учащихся: построить стену.
Театрализация о строительстве Великой Китайской стены.
К нам пожаловали уважаемые старцы.
1. Сценка (сравнить с расстоянием до Москвы 6500 км).
2. Видеофрагмент (способ изготовления стены).
- Почему стена стоит до сих пор?
- Какими методами она строилась?
3. Запись в тетрадь схемы об оборонительной функции.
4. Историческая физминутка «Великая Китайская стена».
Постановка задачи: прочитать стр. 106- 107 до слов «могущество» и ответить на вопрос:
- Что сильно возмутило вас?
- Какой ценой доставалось могущество империи?
- Почему Китайскую стену называли «Длинное кладбище»?
Рассказ учителя: Император очень боялся заговоров – ночевал в разных дворцах. Ещё в начале правления. Он построил себе гробницу, равной которой нет.
Армия (рисунок стр. 109).
Видеофильм о гробнице Цинь Шихуана.
(Обсуждение по фильму)
- Вспомните, что произошло со всеми египетскими захоронениями?
- Почему его гробница до сих пор не открыта?
- Зачем вокруг гробницы поставлена 6- тысячная армия терракотовых воинов?
Рассказ учителя: Когда император умер – мало кто печалился … Через 3 года народ поднял восстание и сверг ненавистную династию Цинь?
III. Решение задачи
- Почему же династии цинь мечтавшей править вечно не удалось это?
- Силы народа истощены.
- Успехи ценой невероятных жертв и усилий.
Но, несмотря на страдания китайский народ очень талантлив. В эту эпоху было сделано очень много изобретений и открытий.
(Демонстрация слайдов)
- На слайде изобретения – в древнем мире и в эпоху средних веков. Какие из них сделаны в древности?
Запись изобретений в тетрадь.
- шелк (Рассказывают, что в незапамятные времена китайская царица пила чай на открытой террасе своего дворца. Вдруг с ветки тутового дерева, что склонилось над террасой, в чай упал кокон бабочки. Длинным накрашенным ногтем царица попробовала вынуть его из пиалы, но за ноготь зацепилась тонкая нитка. Царица потянула за нитку, и кокон, распаренный в горячем чае, стал разматываться. С тех пор прошло уже пять тысяч лет.);
- кокон ;
- фото;
- шелковый путь;
- чтобы путешествовать – компас;
- чтобы записывать – бумага.
Физминутка – «делаем бумагу».
Закрепление материала: весы – руки учителя на одной чаше все позитивное, на другой – негативное.
Выставление оценки
Домашнее задание:
- §23;
- карточка 221 г. до н. э;
- «Сочинение как я был в Китае»;
- «Как я изобрел…».
Рефлексия «Дерево печали» и «Дерево знаний»
Дети завязывают ленточки на «деревьях».
«Дерево знаний»:
- Оранжевые - знания усвоены хорошо;
- Серые - плохо усвоил материал урока.
«Дерево печали»:
- Темные - считаю , что жизнь в Китае в 3 в. до н.э. была слишком тяжелой.