Сценарий урока по музыке "«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкина в музыке и изобразительном искусстве"

Разделы: Музыка


“Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок”

Тема четверти: “Музыка и литература”.

Тема урока: “Сказка о золотом петушке” А.С.Пушкина в музыке и изобразительном искусстве”

Класс: 5.

Форма урока: Урок-погружение.

Цель урока: Познакомить учащихся с произведениями, относящимися к сокровищнице русской культуры.

Показать взаимодействие и взаимодополнение литературы, музыки и изобразительного искусства.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • Прививать уважение и любовь к прекрасному, к искусству, к русской культуре;
  • Прививать чувства любви и патриотизма к Родине.

Развивающие:

  • Продолжать развивать понимание литературы, музыки, изобразительного искусства;
  • Продолжать развивать первоначальные навыки владения сравнительным анализом в произведениях искусства;
  • Продолжать дальнейшее развитие творческих способностей учащихся (исполнительских, вокальных, актерских).

Обучающие:

  • Повторить и закрепить знание музыкальных средств выразительности, понятий опера, либретто, речитатив;
  • Закрепить с помощью викторины знания сказок А.С.Пушкина, знаний музыкального материала оперы М.Глинки “Руслан и Людмила”, оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане”
  • Подготовить пятиклассников к письменной домашней работе;

Ход урока

Открывается презентация (слайд №1)

Учитель: Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал произведения великого русского поэта А.С. Пушкина. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Он всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и не переставал изучать всю жизнь. У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким человеком стала няня Арина Родионовна. От неё он учился русскому языку, от нее он впервые услышал русские народные сказки. Пушкинское слово удивительно музыкально. Именно поэтому многие композиторы обращались и продолжают обращаться к пушкинским произведениям, в том числе к знаменитым сказкам. Давайте вспомним сказки А.С. Пушкина и знаменитую музыку к одноименным операм. (слайд №2,3,4,5.)

Итак, сегодня мы обращаемся к “Сказке о золотом петушке” и познакомимся с иллюстрациями замечательного русского художника И. Билибина, музыкой Н.А. Римского - Корсакова к одноименной опере. Давайте вспомним главных героев сказки. Откройте текст сказки.

На экране: Палаты Дадона, эскиз декорации к 1ом у действию оперы Н.А. Римского-Корсакова “Золотой петушок” (слайд №6)

Звучит музыка: Фрагмент из введения, интродукции к опере.

Выразительное чтение под музыку I-строфы (1/2ч.)

“Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон…”

Дальше продолжает звучать фрагмент из I действия, фрагмент “тронной” речи царя.

Учитель: Каким в сказке А.С.Пушкина показан Дадон в молодости? Какие эпитеты дают ему точною характеристику?

Дети: Славный, грозный

Учитель: Каким стал Дадон в старости?

Дети : Немощный, слабый, неспособный защищать государство, народ.

Учитель: Мы сейчас услышали музыкальную характеристику царя Дадона из оперы Н.А. Римского-Корсакова. Композитор сочиняет оперу, сохранив в либретто все основные моменты сюжета сказки и отчасти самый стихотворный текст.

Давайте вспомним что такое опера? Как называется речь на распев? Как вы считаете, удалось ли композитору представить нам некогда грозного царя, а ныне немощного и уставшего от жизни Дадона? (слайд №7)

Какими средствами достигает этого композитор?

Дети: С помощью интонаций вздохов, беспокойство, жалобы.

Учитель: Посмотрим на Дадона, изображенного на иллюстрациях, выполненных к сказке И.Билибиным.

Художник ставит себе задачу строго следовать за автором. Это почетная и трудная задача. Открывается 1я иллюстрация к сказке с изображением царя Дадона. (слайд №8,9)

Но как много общего мы обнаруживаем у Билибина и А. Римского – Корсакова! Что предпримет Дадон, чтобы защитить государство от врагов?

Дети: Обращается к мудрецу

Учитель: Итак, еще одно действующее лицо – Звездочет.

Читаем вторую строфу:

“Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
“Посади ты эту птице,-
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный стражник твой”

Учитель: Каким вы представляете Звездочета?

Давайте посмотрим как его изобразил И.Билибин?

Открывается иллюстрация к сказке с изображением Звездочета. (Слайд №10,11)

Дети: Есть что-то неприятное и даже омерзительное в выступающей вперед челюсти, редкой бороденки. Круглых очках и слишком длинном носе, в шаркающей походке.

Учитель: Как вам кажется, какой должен быть у Скопца голос? Какие интонации?

Дети: Неторопливые, загадочные, вкрадчивые.

Учитель: Попробуем прочитать выразительно слова мудреца? Давайте обратимся к мультфильму, созданному на киностудии “Союзмультфильм” в Москве в 1956 году, посмотрим и послушаем Звездочета в исполнении Георгия Вицина.

- Если бы вы были композиторами, то какими музыкальными средствами вы воспользовались, чтобы показать Звездочета в музыке?

Дети на листочках, которые лежат на партах в левой колонке, записывают музыкальные средства выразительности.

Учитель: Давайте послушаем, как великий русский композитор Н.А.Римский - Корсаков представил Звездочета в опере. Неправда ли, здорово! Композитор очень бережно относится к пушкинскому тексту (он его иллюстрирует и дополняет недосказанное Пушкиным)

Дети на тех же листочках, но в правой колонке отмечают, какие средства музыкальной выразительности выбрал композитор.

Учитель: А теперь поговорим о золотом петушке.

Открывается иллюстрация к сказке с изображением золотого петушка. (Слайд №12,13)

Какую роль он выполняет в государстве?

Дети: Охраняет государство от нападения врагов.

Учитель: Подтвердите текстом.

Дети:

“Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы,
Чуть опасность где видна,
Верны сторож, как со сна,
Шевельнется встрепенется,
К той стороне обернется
И кричит: “Кири-ку-ку.
Царствуй лежа на боку!”

Учитель: Давайте посмотрим на экран. (Слайд №14) Перед вами три мелодии - песенка царя Дадона, тема Шамаханской царицы, тема золотого петушка. По записи назовите тему золотого петушка. По каким особенностям вы ее определили?

Дети: Высокие ноты, движение мелодии вверх для передачи в музыке восклицательных интонаций.

Учитель: Давайте убедимся в правильности выбора.

Звучит тема золотого петушка из первого действия оперы (слайд №15).

Учитель: Итак, золотой петушок охраняет покой царя и государства. Но однажды… Что предпринимает Дадон?

Дети: На защиту государства отправляются сыны, а за ними и сам Дадон.

На экране Дадон перед Шамаханской царицей (ил.Билибина1906г)

Чтение:

“Царь к шатру спешит…”

Учитель : Страшная беда постигла Дадона. Его горю сопереживает даже природа:

Застонала тяжким стоном
Глубь долин…

Музыкальная вставка, звучит фрагмент из оркестрового вступления ко второму действию (слайд №16).

Чтение продолжается:

Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица…

Учитель: Вот и еще одна героиня сказки.

Учитель: С кем сравнивает автор Дадона?

Дети: С птицей ночи.

Учитель: А Шамаханскую царицу?

Дети: С солнцем.

Учитель: Смотрите, какая интересная метафора использована Пушкиным. Ночная птица не может видеть днем, свет ослепляет ее. Так Дадон ослеплен красотой Шамаханской царицы. Он забывает (!) о смерти сыновей. Пушкин осуждает Дадона:

… И забыв он пред ней
Смерть обеих сыновей…
Околдован, восхищен.

Иван Билибин великолепно передал эту сцену в своей иллюстрации к сказке. Изображая его фигуру со спины, художник сумел очень точно передать потрясшее его горе и восхищение красотой царицы. А Н.А.Римский- Корсаков в опере дополняет сцену в шатре объяснением в любви царя Дадона к царице. “Я окончательно посрамлю Дадона,” - так он пишет в письме к своему другу. Как же он это сделал? Итак, давайте послушаем эту сцену.

Звучит сцена Шамаханской царицы и Дадона из 2го действия оперы. (Слайд №17)

На экране фрагмент нотной записи: Буду век тебя любить,

Постараюсь не забыть,
А как стану забывать,
Ты напомнишь мне опять.

Что-то очень знакомая мелодия? Ребята, вы узнали мелодию? Конечно, это старинная шуточная петербургская песня “Чижик – пыжик”! Как вы можете объяснить появление этой песни в любовном признании?

Дети: Это мелодия подчеркивает, что Дадон смешон и противен.

Учитель: Шамаханская царица это давно поняла. Сначала она преподносит себя удивительно красивой и изысканной.

Музыкальный фрагмент из арии Шамаханской царицы из 2 действия.

Учитель: А далее издевается и смеется над ним.

Близка развязка всей сказки. Чтение по ролям.

Итак: … Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И девицей молодой
Царь отправился домой.

Звучит фрагмент “Свадебного шествия” из третьего действия первой сцены.

На экране Дадоново войско. (Разворот иллюстраций к сказке А.С.Пушкина И. Билибина. 1906г.) (Слайд №18)

Учитель: Как реагирует народ на появления новой царицы, ведь народ – это часть государства?

Дети: С недовольством, с шумом, с негодованием.

Учитель: Итак, в толпе Дадон видит Скопца. Каким в этой сцене предстал Дадон?

Дети: Не сдержал слова, он убийца, а это страшный грех.

Учитель: Как отреагировал народ?

Дети: Вся столица содрогнулась…

Учитель: Каким предстал петушок в этом эпизоде? Почему петушок расправляется с государем?

Дети: Он - справедливый судья.

Открываются все иллюстрации с изображением героев. (Слайд №19)

Учитель: Назовите героев сказки? Подумайте, кто является главным героем сказки? Обоснуйте ответ.

Дети: Золотой петушок. (Слайд №20)

Учитель: Как вы думаете, почему петушка в сказке Пушкина называют золотым? Ведь у Пушкина каждое слово значимо. Вспомните устойчивое сочетание золотой характер, руки. Что они означают?

Дети: Золотой – нужный, защита, опора, люди доверили ему свои жизни.

Учитель: Итак, если в государстве царит добро, справедливость – там будет жить золотой петушок, охраняющий покой людей.

“Сказка лож да в ней намек!
Добрым молодцам урок.” (Слайд №21)

Учитель: О каком уроке говорит Пушкин?

Дети: В государстве должны царить добро и справедливость.

Учитель: “Сказка ложь, да в ней намек …” Так начиналась опера Н.А.Римского – Корсаково “Золотой петушок”. Об уроке – предостережении А. Пушкина вспомнили композитор и художник вначале двадцатого столетия, спустя 70 лет (в 1907г.) после создания сказки. Причиной обращения явились события в жизни России начало XX в. Голод, волнения, кровавое воскресенье…. Композитор и художник, будучи свидетелями политической жизни, через свое творчество дают оценку происходящему. Они выступают против общественного неравенства, насилия, против недостатков и пороков людей.

А какой урок вы для себя вынесли? На этот вопрос я попрошу подумать и ответить дома.

Опера Н.А.Римского- Корсакова заканчивается вопросом: “Что даст новая заря?” И этот вопрос не только о настоящем, но и о будущем России, то есть о нас с вами. Но это тема для следующего урока.

Звучит песня А. Пахмутовой сл. Н.Добронравого “Алый парус”.

Итак, мы на сегодняшнем уроке убедились, как замечательное литературное произведение “Сказка о золотом петушке” А.С.Пушкина стало основой для создания оперы Н.А.Римского-Корсакова “Золотой петушок” и великолепных книжных иллюстраций И.Билибина. Мы проследили как три вида искусства – неразрывно связаны между собой, как они дополняют друг друга.

“Сказка о золотом петушке” А.С.Пушкина, опера “Золотой петушок” Н.А. Римского-Корсакова и иллюстрации И.Билибина вошли в сокровищницу русской культуры.

Звучит музыкальный фрагмент “Свадебного шествия” из 3го действия первой сцены.

Презентация