Урок русского языка в 3-м классе. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Тема: "Знакомство со сложными словами"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с понятием, что такое  «сложные слова»;установить, чем отличаются сложные слова от обычных слов;
  • учить различать сложные слова от обычных слов;
  • применение полученных знаний на практике;

развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;
  • развитие речи, логического мышления, аналитических способностей, орфографической зоркости, внимания;
  • развитие навыков самоконтроля и самопроверки.

воспитательные:

  • воспитание интереса к языку, к слову;
  • создание эффекта неожиданности для повышения мотивации обучения.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. МОТИВАЦИЯ

- Ребята! Закройте глаза. Представьте, что у меня в руках большой зонт. А теперь, мысленно все ко мне под зонт и оставайтесь там до конца урока, чтобы дождь незнания и невнимания вас не замочил. Откройте глаза. Садитесь. Добрый день Хорошего вам настроения.

- Откройте тетради. ( Запись числа выполнена заранее).

2. ОБЬЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- Работаем дальше. Пишите (учитель выполняет запись на доске):

35 + 12 =

- Сколько получится? (47)

- Не верно! Ответьте правильно. (К 35 прибавить 12 получится значение суммы 47)

- Посмотрите, я знак + написала красным цветом, значит какая сегодня тема урока? (Сложение) СЛАЙД

(Дети могут спросить, почему на уроке русского языка учитель пишет математические примеры? Тогда учитель говорит, что он ошибся, совсем заработался и пишет на доске сам не знает что. Но если уж написано что-то, нужно с этим поработать, ничего не должно пропасть даром. Если дети не выйдут на этот вопрос – учитель сам заостряет на этом внимание.).

- Пишем в тетради посередине тему «Сложение».

- Что такое сложение? (Объединение). СЛАЙД

- Написали «сложение», а теперь поставьте запятую и допишите «объединение».

- Сложение, объединение. Как можно назвать эти слова? (Синонимы).

- Скажите, пожалуйста, когда вы впервые встретились со сложением или объединением чего-либо? (В школе, в детском саду и т.д.).

- Что вы складывали раньше? (игрушки, одежду, детали конструктора, кубики)

(Если дети скажут, что встретились со сложением только в школе, оказать им направляющую помощь, задав вопрос: «А в детском саду вы ничего не складывали? На кухне? В раздевалке?» После этого вопроса дождаться ответов детей.

- А в русском языке что можно складывать? (звуки. слоги, слова, предложения).

3. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

- Запишем предложение, выделяя орфограммы. (Учитель начинает диктовать и останавливается, т.к. найдутся такие ученики, которые сразу же начнут писать во время диктовки учителя.)

- Стойте! А почему вы пишите? А правила диктанта? Кто напомнит? (Ученики слушают предложение целиком и проговаривают его «про себя». Потом запись. Рука на локте у тех, кто написал, а глаза проверяют. Если пропустили слово – ставим прочерк).

- Хорошо. Теперь слушаем. (Учитель читает предложение).

Звякнул пружинками дружелюбный Самоделкин.

- Какие выделили орфограммы? (Дети называют и объясняют орфограммы: пружинками, дружелюбный, Самоделкин)

- Предлагайте, какое задание можно выполнить по этому предложению? (Разобрать по членам предложения).

Разбор по членам предложения. (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

В этом предложении говорится о Самоделкине. Кто? Самоделкин – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Что о нём говорится? Что он звякнул. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Звякнул чем? Пружинками. Это дополнение, подчёркиваем пунктирной линией. Самоделкин какой? Дружелюбный. Это определение, подчёркиваем волнистой линией.

4. РАБОТА СО СЛОЖНЫМИ СЛОВАМИ.

Учитель прикрепляет на доску слова на карточках - дружелюбный, Самоделкин.  

- Какое задание можно выполнить по этим словам? (Разбор по составу).

- Давайте разберём. (Отвечает ученик у доски: «Дружелюбный. Меняем число – дружелюбные, значит окончание ый. Чтобы найти корень подберём однокоренные слова. (Работает весь класс). Проблемная ситуация. Одни могут подобрать однокоренные  слова к корню друж, другие к корню люб.

- А какого человека, ребята, называют дружелюбным? (Того, который любит дружить).

- Послушайте – ЛЮБИТ ДРУЖИТЬ. (Учитель выделяет голосом эти слова).

- Какой же здесь корень? Учитель выслушивает ответы детей. Если таковых нет, то открывает ТАЙНУ. Оказывается, что в русском языке бывают слова с двумя корнями. И перед ними сейчас одно из таких слов.

- А теперь как вы думаете, какие корни у этого слова? (Друж и люб). Выделяют корни.

- Что ещё не выделили? (Суффикс н).Если дети скажут, что осталась ещё буква Е, попросить пока её никак не выделять.

- Теперь разберите слово САМОДЕЛКИН. (К доске вызывается другой ученик).

- Почему его так назвали? (Потому, что САМ ДЕЛАЕТ).

- Верно. И как же мы разберём? (Тут тоже два корня САМ и ДЕЛ). Выделяют корни.

- Окончание нулевое, суффиксы К и ИН.

- Точно! Ребята, вспомните тему нашего сегодняшнего урока. (Сложение).

- Что можете теперь ещё добавить к тому, что мы складываем в русском языке? (Ещё можно складывать и корни). СЛАЙД

5. ВЫХОД НА ПРАВИЛО УРОКА.

- А теперь посмотрите на слова. Все ли части в словах мы нашли?

- Да. Но остались две буквы. О и Е.

- В математике мы складываем с помощью знака +. А в русском языке что же  ставится вместо этого знака? ( Там в одном слове стоит буква Е, а в другом – буква О). СЛАЙД

- Ребята, учёные договорились, что знак + в русском языке заменяют буквами О и Е.

- Итак, какой вывод можно сделать?

- Что в русском языке есть сложные слова, состоящие из двух корней. И эти корни соединяются с помощью гласных О и Е.

- Вы использовали слово СОЕДИНЯЮТСЯ. Значит как, вы думате, можно назвать эти гласные?

- Соединительные. (Если дети не выйдут сами на это понятие, помочь им ещё раз повторив слово СОЕДИНЯЮТ.)

- А выделяют соединительные гласные вот так - /О/ СЛАЙД

- Откройте учебник и прочитайте правило. С. 92.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. ПРОСЛУШИВАНИЕ  АУДИОЗАПИСИ О СЛОЖНЫХ СЛОВАХ.

- Послушайте песню о сложных словах. Потом скажите, какие ещё сложные слова вы услышали. (После прослушивания записи дети называют слова САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ, ПАРОХОД, КАШЕВАР, СТАЛЕВАР, МОРЕХОД, КОНЕВОД). СЛАЙД

Эти слова выводятся на экран вразброс.

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

- Запишите эти слова в тетрадь, разделив на две группы. (Дети самостоятельно выполняют работу. Учитель должен посмотреть варианты выполнения работы).

8. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

- Скажите, у кого какие варианты получились? (Можно разделить слова по двум принципам:

  • По видам соединительных гласных – О, Е;
  • По смыслу: слова САМОЛЁТ, ПАРОВОЗ, ПАРОХОД – транспорт,

слова – КАШЕВАР, СТАЛЕВАР, МОРЕХОД, КОНЕВОД – ПРОФЕССИИ.

Если у ребят не будет второго варианта, сделать акцент:

- Какой же ещё возможен вариант деления слов на группы? Подумайте! СЛАЙД

9. ФИЗМИНУТКА-ИГРА.

- Я хочу вам предложить сыграть в игру. Для этого мы разделимся на две команды. Девочки будут командой буквы О, а мальчики – командой буквы Е. Правила простые. Я называю слово. И если его корни соединяются буквой О, то встают девочки, а если буквой Е, то встают мальчики. Договорились? Будьте внимательны! Начинаем игру!

ПАРОВОЗ, ЗЕМЛЕКОП, СОКОВЫЖИМАЛКА, ЛЕСОРУБ, МЫШЕЛОВКА, ОВОЩЕВОД, ДРОВОСЕК, СТАЛЕВАР, СВИНОПАС, ПТИЦЕВОД, ЛЕДОХОД, МЯСОРУБКА, КОФЕВАРКА, СНЕГОПАД, ЗВЕЗДОПАД. ПЫЛЕСОС.

10. ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Игра «ЛОТО» проводится у доски и в тетрадях.

(Таблицу разрезать по горизонтальным линиям и прикрепить на разных сторонах доски с помощью магнитов. На центральной части доски прикрепить соединительные гласные.).

сам

Е

лёт

верт

Е

лёт

пыл

О

сос

пар

Е

воз

стал

О

вар

мор

О

ход

земл

О

коп

снег

Е

пад

- Посмотрите на доску. Слева от вас зыписаны корни, которые являются началом сложных слов, а справа – корни, которые являются окончанием слов. В центре доски что вы видите?

- Буквы О и Е. Это соединительные гласные.

- Как вы думаете, какое будет задание?

- Соединить корни так, чтобы образовались сложные слова.

- Итак, начинаем! (Один ученик работает у доски, остальные записывают получившиеся слова в тетрадь. Выделяют корни и соединительные гласные.)

11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

- Ребята. Посмотрите на экран. (на экране появляется слайд со синквейном о мухоморе). Что это такое? СЛАЙД

- Это синквейн о мухоморе, который мы сочиняли на уроке окружающего мира.

- Правильно. Давайте и сегодня тоже сочиним что-нибудь подобное. Но сначала вспомните, что такое синквейн.

- Синквейн –  происходит от французского слова, которое означает «пять». Значит, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

- Вспомните правила составления синквейна.

- Первая строчка – это тема стихотворения. СЛАЙД

- Вторая строчка - два прилагательных, которыми можно описать тему стихотворения.

- Третья строчка – три глагола - действия, относящиеся к теме.

- Четвёртая строчка - четыре слова – предложение, которое показывает отношение автора к теме в 1-й строчке.

- Пятая строчка - одно слово, синоним, который обычно является существительным.

- А составлять синквейн мы будем сегодня по теме – УРОК. Это слово и будет первой строчкой синквейна.

- Итак, начинаем!

12. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

(Учитель ходит по классу, помогает ученикам, наблюдает, выбирает наиболее удачные стихи).

13. АНАЛИЗ СИНКВЕЙНА.
 
Учитель спрашивает нескольких учеников. Дети выбирают лучшее произведение.

14. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Послушайте стихотворение (оно выводится на слайд) и найдите в нем сложные слова. (учитель читает стихотворение). СЛАЙД

Кто мне скажет, где бы мог
Поселиться осьмирог?
Кто покажет носонога?
Про него я слышал много.
Пусть мне кто-нибудь найдёт
Настоящий вертоход.
Я не видел паролёта,
Но взглянуть давно охота.
Мне давно уже не спится:
Где увидеть землечиста?
Подскажите, где на свете
Трубокопа можно встретить?
И в какое время года
Наступают сеноходы?
А последний мой вопрос,
Что такое ледокос? СЛАЙД

- В чём необычность этих слов?

- Таких слов нет в русском языке, они придуманы фантазёром.

- Попробуйте тоже дома пофантазировать и придумать такие сложные слова, которых нет на самом деле. И, чтобы было ещё интереснее, вы не просто придумаете слова, а попробуете сочинить с ними маленькую сказочную историю. Справиться с этим заданием, вам помогут опорные схемы, которые лежат у вас на столах – это план вашей сказки.

  1. Определите место действия (волшебную или реальную страну, край..., дом).
  2. Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).
  3. Отправьте его в путешествие (куда?).
  4. Определите цель путешествия (зачем?).
  5. Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
  6. Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого?.. как?).
  7. Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им имена (какие?).
  8. Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?).
  9. Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?).
  10. Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?).
  11. Можно нарисовать картинку. СЛАЙД

15. СОЗДАНИЕ КОЛЛИЗИИ. МОТИВАЦИЯ К СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ.

- Ребята! Я, на самом деле, в замешательстве. Не даёт мне покоя один вопрос. Никак не могу найти на него ответ. Может быть вы поможете мне? (Выслушивает детей).

- Понимаете, хочу узнать - слово КОЛОБОК – это сложное слово или нет? Найдёте ответ на мой вопрос? Поищите ответ в словарях или в интернете, а на следующем уроке расскажете, что узнали об этом слове. СЛАЙД

(КОЛОБОК – это не сложное слово, оно образовано с помощью уменьшительного суффикса к от не сохранившегося слова колоб – ‘маленький круглый хлебец’. Древнерусское слово коло, от которого произошло колоб, значит ‘круг’; его корень сохранился также в словах около, кольцо, колесо.

Другой вариант: слово КОЛОБОК – сложное, т.к. образовано с помощью двух корней. КОЛО – «круг» и БОК.  Сказать другими словами: КОЛОБОК –  круглый бок.)

16. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

- Что бы вы рассказали о сегодняшнем уроке ученику, которого нет сегодня в классе?  (Наверняка такой будет в данный момент).

- А теперь закройте глаза. Я закрываю свой зонтик и рада, что вас дождь незнания и невнимания не замочил.

- Спасибо вам, ребята. Сегодняшний урок подарил мне частичку счастья от вашей работы, да и вам, наверное, тоже. Так ли это? Вот видите, какой плодотворный урок у нас сегодня получился. Мы разгадали некоторые тайны русского языка, и на несколько человек от этого на нашей планете стало счастливее.

Что такое счастье?
Это очень просто –
Зажигаю каждый день я маленькие звёзды,
Радуюсь, что им со мной рядышком теплее,
Ведь учителя все – дети Прометея!