Новое осмысление старых историй. "Иуда Искариот" Л.Андреева

Разделы: Литература


Звезда Леонида Андреева взошла неожиданно и ярко загорелась и так же быстро и неожиданно потухла, оставив глубокий след на литературном небосклоне. Всю его недолгую жизнь вокруг него не смолкали споры, имя его обрастало легендами. Бешено, феерически популярный, он в то же время жестоко страдал от беспощадной критики то справа, то слева.(1)

Андреев в 1900 годы писал много произведений о Богочеловеке (“Христиане”, “Елезар”, “Жизнь Василия Фивейского”). Эта тема его очень волновала.

Согласно христианским представлениям. Христос – воплощение истины, добра и красоты, а предавший его Иуда – олицетворение лжи, подлости, коварства. Традиционное противопоставление “неверного” Иуды одиннадцати верным апостолам вызывало у Андреева особенно сильное сомнение. Только ли подлость вела Иуду к предательству, и только ли нравственную чистоту проявляли во время кульминационных событий христианской истории Иоанн, Петр, Фома и другие ученики Христа – вот те вопросы, которые заставили Андреева создать это произведение.

Образ Иуды, по свидетельству современников писателя, был загадочен и потому особенно притягателен для “парадоклиста” Андреева.(2)

Исторический факт, легендарный по своей исключительности, или быть может, страшная легенда, на протяжении двадцати веков упорно рисовала Иуду искариота и его преступление всегда в одних и тех же черных, беспощадных красках. Художники, поэты, историки с незапамятных времен наделяли Иуду отрицательными качествами, в их изображении он был всегда безобразным и отталкивающим. И вот у этого Иуды – предателя, у этого векового пугала человечества нашелся в лице Л.Андреева талантливый защитник, смело и дерзко взявший на себя почти невозможную задачу реабилитации этого проклятого имени.

Что мы узнаем об Иуде из повести? – Иуда коварен, склонен к притворству и лжи. Он бросил свою жену и добывал хлеб воровством.

“Детей у него не было, и это ещё раз говорило, что Иуда – дурной человек и не хочет Бог потомства от Иуды”(3)

Он приносил с собой ссоры.

“И добрые люди, и дурные люди считали его чужаком”(4)

Почему повесть начинается с изложения слухов?

Образ Иуды формируется в зеркале чужих мнений. С первых строк отражается отношение автора к апостолам. Не зная ещё Иуды из Кариота, они утверждают, что он – дурной человек. И негативная оценка: “рыжий и безбородый иудей” - воспринимается как предвзятое мнение учеников, недовольных тем, что Иисус принял его в круг избранных.

Вопреки неоднократным предупреждениям лиц, знавших прежнюю жизнь Иуды из Кариота, и не слушая даже совета Своих учеников, Иисус, как бы побуждаемый тем “духом светлого противоречия, который неудержимо влёк его к отверженным и нелюбимым”(5), принял Иуду в число Своих избранных и приблизил к Себе, и даже, при общем ропоте и недоумении учеников, молча, своим ясным взором, повелел Петру отнестись к Иуде со всею возможною приветливостью и дружбой, и хотя Иисус никогда не говорил с иудой, но иногда смотрел на него ласковым взором и, замечая его отсутствие, спрашивал окружающих: “А где же Иуда?”

В первой главе повести уже слышится тревога. И эта тревога создается описанием природы.

“Уж десять дней не было ветра, и всё тот же оставался, не двигаясь и не меняясь, прозрачный воздух… И казалось, будто бы сохранил он в своей прозрачной глубине всё то, что кричалось и пелось в эти дни людьми”.

Природа словно посылает импульсы тревоги. Она находится в ожидании, что же произойдет?

Изменилась ли природа в продолжении повести? – Нет. Это безветрие сохранилось до конца истории. И отражая напряжение, акцентируя внимание на герое и его действиях, Андреев не обращает внимание наше на окружающий мир. Так в черно-белых тонах и в атмосфере духоты, тяжести и продолжается повествование. Обычно такая духота предшествует грозе. Природа находится в ожидании перемены. В этом состоянии и герои повести. Иисус ждал дня, когда его предаст Иуда, а последний жил надеждой, что когда иудеи увидят страдания Христа в руках римских солдат, непременно освободят Учителя и пойдут за ним. Описание пейзажа является необходимой частью композиции произведения.

И на этом фоне, фоне тревоги, тяжести и ожидания, мы знакомимся с портретной характеристикой Иуды, главного героя повести. Лицо его словно было составлено из двух совершенно различных половинок:

“… одна сторона его лица, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная”, “на другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, а незрячий глаз затянут белой мутью”(6)

Описание лица служит средством раскрытия натуры Иуды. Двойственность лица подталкивает на размышление, что не так уж прост Искариот. За его поступками, речами невозможно определить, насколько откровенен “рыжий”, что скрывает он за мертвенно-гладкой половиной лица? Что же фальшивое, а что – настоящее в Иуде?

“Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик”, - говорил И.-В.Гете. Именно мотивы поведения Иуды стали главным объектом авторского внимания. Его герой весь состоит из противоречий.

Во всей повести нигде не содержится прямых указаний на мотивы, руководившие Иудой. Несомненно одно: что Иисус был предан им отнюдь не из корыстолюбия, как это до сих пор возводилось почти в догму. Иуда был казначеем Христа и учеников, в его распоряжении, и притом, после случая с утайкой трех динариев, в распоряжении бесконтрольном, находился общий денежный ящик и все суммы, притекающие в него в виде заработка апостолов и добровольных пожертвований народа. Что значили для Иуды жалкие 30 сребреников?! И уж если бы Иуда предавал Иисуса за деньги, то он был достаточно ловкий и умный купец, чтобы взять настоящую цену; он знал, чего стоила популярность Иисуса и Его учения, в корне подрывавшего авторитет старой церкви и первосвященников.(7)

Так что же в самом деле руководило Иудой? Что понуждало его на этот страшный шаг? Быть может, всё та же безумная ревность и месть сатанистского самолюбия? Или, быть может, Иуда единственный путь к скорейшему, и притом земному, реальному возвеличиванию Иисуса? Он убежден, что в тот момент, когда Иисус будет схвачен врагами и соглядатаями, народ, безгранично преданный и любящий Иисуса, выступит Его активным защитником и слава Иисуса достигнет своей вершины, а вместе с нею и слава Его учеников, и более всех его самого, Иуды.

После случая с козленком в одном из иудейских селений, тон взаимоотношений Иисуса и Иуды меняется. В чем же это проявляется? Учитель перестал его замечать, “глядел на него, точно не видя”, или “садился к нему спиною и через голову бросал слова свои на Иуду”.

Тон взаимоотношений не изменился и после эпизода, когда Иуда, тревожась за судьбу Христа, дает возможность уйти Иисусу от враждебно настроенных жителей одного селения.

Иуда обижен. Обижен тем, что не он является любимым учеников. Уверен в том, что ни один из учеников не любит Учителя так, как он. И произносит роковые слова:

“А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда”(8)

Случайно ли сказаны эти слова или Иуда “просто бранится”, как посчитал Фома? Последующие события и поведение Иуды покажут, что это – не случайно сказанные слова. Иуда совершает первый шаг к “предательству”: встретился с первосвященником Анной и договорился о предании Иисуса Назарея в руки закона.

После этой встречи поведение Иисуса меняется. С этой минуты Иуда весь отдается своей любви к Учителю.

“Он (Искариот) угадывал малейшие невысказанные желания Иисуса”.

“Куда бы ни ступала нога Иисуса, она встречала мягкое, и куда бы ни обратился его взор, он находил приятное”.

“…искусно наводил разговор на Галилею, милую Иисусу” и др.

Иуда подарил Иисусу лилию (символ безответной любви) и обиделся, узнав, что Мария не сказала Учителю, от кого эта лилия.

Иуда вызывает чувство жалости, т.к. Учитель, ради которого “рыжий иудей” так старается, словно ничего не замечает, только молчит.

Внутреннее состояние Иуды противоречивое:

“…одной рукой предавал Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои планы”.

Почему? Иуда надеется, что он не прав, и ему страшно хочется, чтобы восторжествовала любовь и верность учеников к Иисусу. Усиливается тревога за судьбу Учителя. Всех предупреждает об опасности, грозящей Иисусу, приносит два меча, постоянно спрашивает об их любви к нему.

Что заставляет его так себя вести? Почему он допытывается: любят ли апостолы своего Учителя? Потому что Искариот надеется, что, увидев мучения Христа, люди, а в первую очередь ученики, спасут его и пойдут за ним. Но как повели себя ученики в кульминационный момент? – Ученики теснились “ как куча испуганных ягнят”. “Солдаты вновь собирались и тупо лезли под ноги”(9). Не оправдались ожидания Иуды: опять он оказался обманутым – ученики разбежались, оставив своего Учителя в руках римских солдат, и в ту же ночь отказались от него.

Иуда же равнодушно слушал то, что говорили про него. Он всё ждал чуда: “Сейчас они поймут”. Но – увы! – все попытки Иуды предотвратить казнь Иисуса Христа оказались тщетными.

“Осуществился ужас и мечта Искариота” - подводит итог автор.

Но повесть на этом не заканчивается. Иуда возвращается к Анне, чтобы вернуть деньги: он совершил предательство не ради денег, как в Евангелии, а из-за любви.(10)

Учеников он обвиняет в трусости и предательстве. Бросает им в лицо обвинительный приговор:

“Радуйтесь глаза Иуды из Кариота! Холодных убийц вы видите сейчас – и вот уже трусливые предатели перед вами!”(11)

И самоубийство совершает не потому что раскаялся в содеянном, а потому, что хочет быть рядом с Иисусом:

“Ты слышишь, Иисус? Я иду к тебе”.

Так какова идея повести? Ключевыми словами для её понимания является смысл разговора Иуды с Фомой: нравственная ценность заключается в реальных поступках. В данном случае – это предательство. Иуда совершил это во имя Иисуса Христа, т.к. хотел не просто любить, а любить деятельной любовью. Чтобы совершить подвиг Христу, чтобы возвеличить его в глазах людей, для этого надо предать. И позор предательства Искариот взял на себя, тем самым обессмертив не только имя Христа, но и Иуды Искариота. Предательство Иуды, как считает Л.Андреев, - тоже своего рода жертва, ведь он обрекает себя на вечный позор.

Столь необычайная трактовка библейского сюжета была предпринята, конечно же, не из желания реабилитировать порок. Андрееву близко в евангелии понимание перелома в человеческом сознании, в развитии мира. Писатель мечтал о личности, способной, подобно Христу, открывать новые духовные ценности. Одновременно он находил в поведении виновников и наблюдателей Голгофы грозные признаки: жестокость одних и равнодушие других.(12)

(1) Шуган О.В. очерк М.Горького “Леонид Андреев” - ж. Литература в школе, 2001,№ 7.
(2) Гайнетдинова Е. Повесть о любви и верности?! – ж. Литература в школе, 2001г, № 7.
(3) Л.Андреев. Иуда искариот. – М., 1999, с.152
(4) Там же.
(5) Селиванов А.А. оклеветанный апостол. – в кн. Л.Андреев. Иуда Искариот. – М., 1999, с.517
(6) Л.Андреев. Иуда Искариот. – М., 1999, с. 153.
(7) Селиванов А.А. Оклеветанный апостол. – в кн. Л.Андреева “Иуда Искариот” - М., 1999.
(8) Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?! – ж. Литература в школе , 2001, № 7
(9) Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999, с.182
(10) Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?! – ж. Литература в школе , 2001, № 7, с.24
(11) Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999, с.197
(12) Мартынова Т.И. От Евангелия к философии истории. – в кн. Л.Андреева “Иуда Искариот”, - М., 1999, с.585

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анненский И.Ф. Иуда. – в книге Л.Андреева “Иуда Искариот” - М., 1999.
  2. Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999.
  3. Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?! – ж. Литература в школе , 2001, № 7
  4. Мартынова Т.И. От Евангелия к философии истории. – в кн. Л.Андреева “Иуда Искариот”, - М., 1999.
  5. Селиванов А.А. Оклеветанный апостол. – в кн. Л.Андреева “Иуда Искариот” - М., 1999.
  6. Смирнова Л.Л. Русская литература конца 19-нач.20 века – М., Просвещение, 1993.