Экологическая тропа в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

"Надо понять, чтобы полюбить;
полюбить, чтобы понять".
Сухомлинский В.А.

В нашей местности зима длится не один месяц, а почти полгода. В холода дети много времени проводят в помещениях. Мы создали экологическую тропинку внутри здания детского сада. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении.

Экологическая тропинка, созданная в нашем ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать гуманное отношение к природе, формирует систему экологических знаний и представлений, развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Что такое экологическая тропинка?

Это специально оборудованный, с образовательными и воспитательными целями маршрут. Он состоит из ряда видовых точек – объектов. Рисунок 1

Организация экологической тропинки в здании детского сада.

Подбирается материал, соответствующий возрасту детей и позволяющий наблюдать (познавать)  наиболее интересные объекты на экологической тропе в зимнее время года. Хотя мы ходим по тропе в здании детского сада, детям совсем не скучно. Материал и формы работы подбираются разнообразные; меняются, всегда находится что-то новое, необычное, интересное и увлекательное для детей.

Составляется картосхема экологической тропинки для первого и второго этажей здания детского сада, но которой указываются все помещения и значками отмечаются точки экологической тропинки.

Хозяином экологической тропинки стал придуманный взрослыми и детьми сказочный герой – Садовичок, который предлагает детям задания в корзинке: отыскать какое-то растение (по описанию или по загадке), угадать, где находится какой-то объект и исследовать его, сочинить сказку, нарисовать "портрет" животного.

Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объекте тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

Рисунок 2

При походе по тропе предусмотрены места, где можно отдохнуть, поиграть, попить чай из трав, послушать сказку, легенду и т.д.

После похода по тропе  можно сделать зарисовки или вылепить из глины, солёного теста мини-скульптуру какого-нибудь понравившегося объекта.

Обращается внимание детей на красоту природных объектов, их значимость для других.

При путешествии по экологической тропе используются разнообразные виды детской деятельности, различные формы и методы работы:

  • экологически занятия;
  • экологические экскурсии;
  • экологические акции;
  • лаборатория юного эколога;
  • коллекционирование;
  • экологические выставки;
  • экологические игры и др.

Расширяется и пополняется экологическая предметно-развивающая среда разнообразием живых и неживых объектов.

Объектами нашей экологической тропы являются:

  • Флористические композиции
  • Планетарий
  • Центр воды и песка
  • Центр науки (лаборатория)
  • Коллекция птиц
  • Коллекция насекомых
  • Коллекция "Грибы"
  • Коллекция "Цветы Земли"
  • Улитки
  • Фитобар
  • Коллекция "Волшебный мир камней"
  • Коллекция "Чудо-дерево"
  • Мини-огороды на окнах
  • Галерея с репродукциями картин известных художников
  • Выставочный зал
  • Фонотека, видеотека
  • Зимний сад
  • Кактусарий
  • Экологическая комната
  • Изостудия
  • Коллекция "Мир бабочек
  • Альпийская горка в помещении

Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий – это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.

Во время путешествия по экологической тропе: дети играют, экспериментируют, наблюдают, учатся не просто смотреть, но и видеть то, что их окружает, рассказывать о своих впечатлениях, ориентироваться во времени и пространстве, делают зарисовки и мини-скульптуры объектов. У детей развивается мышление, речь, память. А самое главное – появляется чувство прекрасного. Воспитывается любовь к природе, желание беречь её и сохранять!

Краткое описание точек – объектов экологической тропы в ДОУ.

Альпийская горка в помещении.

Детям рассказывают о том, что такое альпийская горка, можно рассмотреть и потрогать камни, рассказать об особенностях растений, развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Рисунок 3

Флористические композиции, сухие букеты.

Созданы оригинальные композиции и картины из растений, сухоцветов. Дети знакомятся с растениями, способами их обработки, окраски, сроками  заготовки, местом произрастания и с тем, как их использует человек.

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Планетарий.

Детей знакомят с солнечной системой, рассматривают  отдельные планеты.

Рисунок 7

Рисунок 8

Центр воды и песка. 

Демонстрируются отдельные свойства песка и воды, проводятся элементарные опыты, игры. Рассматривается карта нашего края, района с целью формирования представлений, где находится вода (реки, озёра) и песчаные почвы.

Рисунок 9

Рисунок 10

Центр науки - лаборатория.

Дети рассматривают массовый материал для экспериментирования, проводят краткие простые опыты, наблюдают за прорастанием растений, таянием снега и т.д., делают маленькие открытия.

Рисунок 11

Коллекция птиц.

Показываем разнообразие "птичьего" мира, знакомим с условиями их жизни, повадками.

Рисунок 12

Коллекция насекомых

Дети знакомятся с миром насекомых,  с его многообразием. Узнают о роли насекомых в жизни растений, людей, животных.

Рисунок 13

Коллекция "Цветы Земли". <Рисунок 14,15,16>

Знакомит детей с цветами Земли – луговыми, садовыми, полевыми, комнатными, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, легенды и мифы о цветах.

Рисунок 14

Рисунок 15

Рисунок 16

Улитки.

Рисунок 17

Фитобар.

Рисунок 18

Рисунок 19

Зимний сад.

Показывает разнообразие комнатных растений, животных (попугай, канарейка, хомячки, морские свинки, крысы, ёж, черепаха, тритоны). Дети наблюдают за их поведением, узнают, что необходимо для ухода за обитателями и какие условия необходимы. Во время похода по тропинке здесь можно отдохнуть, поиграть.

Рисунок 20

Рисунок 21

Кактусарий.

Рассматривают разные виды кактусов, сравнивают их, обсуждают, где они растут, почему так выглядят (запасают воду).

Рисунок 22

Экологическая комната. <Рисунок 23>

Знакомит детей с коллекцией плодов, семян, иллюстрациями животных, растений, географическими картами, макетами  (уголок пустыни, саванны, морские обитатели, Север,  муравейник и др.).

Дети узнают об особенностях растительных и животных сообществ, о взаимосвязях растений и животных, о природных зонах. Знакомятся с экспонатами музея камней (природными и искусственными, декоративными и морскими (речными).

Рисунок 23

Аквариум.

Проводятся наблюдения за рыбами, улитками, слушаются рассказы обо всех обитателях аквариума, их приспособленности к жизни в пресной воде, растениях аквариума. Осуществляется процесс кормления рыбок.

Коллекция минералов, полезных ископаемых.

Показывают разнообразие полезных ископаемых, минералов. Рассматривают карту нашего богатого края и находят на ней значки, обозначающие месторождения.

Коллекция "Чудо-дерево".

Рассматривают на одном "дереве" листья, плоды с самых разных деревьев и кустарников нашей местности, слушают рассказ о каком-либо конкретном растении, узнают его в разные времена года, сравнивают.

Коллекция "Волшебный мир камней".

Дети знакомятся с происхождением камней – вулканом. Узнают о камнях- украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др.

О возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют.

Фонотека, видеотека.

Прослушиваются звуки природы, просматриваются видеофильмы о природе.

Краны с водой.

Обсуждается, откуда берётся вода в кране, какой путь она проходит пока попадает в помещения (здания), как она используется. Почему и как её нужно беречь (знаки нарисованы детьми).

Мини-огороды на окнах.

Знакомим детей с разными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что необходимо для роста растений. Наблюдаем за изменениями, ростом растений. Выращиваем зелень на корм для животных живого уголка, используем как декорации к спектаклям.

Рисунок 24

Галерея с картинами, иллюстрациями о природе.

Рассматривают картины, обращая внимание детей на то, что природа прекрасна в любое время года, как её видели разные авторы, как отобразили.

Выставочный зал.

Рассматривают экспонаты сезонных выставок (осенней, зимней, весенней), выполненные детьми, родителями из различного бросового и природного материала, рисунки детей о природе. Экскурсоводами выступают сами дети.

Изостудия.

Дети могут сделать зарисовки, рассмотреть картины художников. Вспомнить о свойствах глины, изготовить поделку из глины, познакомиться с изделиями мастеров гончарного дела.

Приложение 1.

Список литературы

  1. Баттерфилд М. Бабочка. – М.: Фламинго, 1998.
  2. Баттерфилд М. Цветок. – М.: Фламинго, 1998.
  3. Баттерфилд М. Птица. – М.: Фламинго, 1998.
  4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с   природой. - М.: Просвещение, 1978.
  5. Зубкова Т., Аромштам М. В гостях у старого дерева. – М.: Чистые пруды, 2007.
  6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академа, 1999.
  7. Николаева С.Н. Юный эколог. "Мозаика-синтез", 1999.
  8. Павлова Н.М. Загадки цветов. – Л.: Детская литература,1977.
  9. Рыжова Н.А. Сказки и экологическое образование. // Вестник АсЭкО. – 1995. № 4(8).
  10. Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы. – М.: Международный универститет,1995.
  11. Смирнова В.В. Тропинка в природу. – СПб: 2001.
  12. Шорыгина Т.А. Насекомые. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  13. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году? – М.: Гном и Д, 2001.
  14. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  15. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? – М.: Гном и Д, 2001.
  16. Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? – М.: Гном и Д, 2001.